Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 6053-04 (опубликовано 4 октября 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена: 17.09.2013
В полном объеме решение изготовлено: 30.09.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
члены - специалист - эксперт Е.А.Лачкина;
- специалист-эксперт К.Н.Яковлева,
рассмотрев дело N10109/04-2013 по признакам нарушения ОАО КСФ "Ковротекс" (433513, г.Димитровград, ул. Свирская, 1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
Приказом от 20.06.2013 N148 в отношении ОАО "КСФ "Ковротекс" (далее также -ОАО "Ковротекс") возбуждено дело N9868/04-2013 по признакам нарушения обществом пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", что выразилось в прекращении транзита питьевой воды и сточных вод ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников". Определе-нием от 04.09.2013 выделено в отдельное производство дело в отношении ОАО "КСФ "Ковро-текс" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", что вырази-лось в нарушении порядка ценообразования на услуги по транспортировке сточных вод для ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников".
На рассмотрение дела 17.09.2013 представители ООО "Димитровградский завод стекло-подъемников" и ОАО "КСФ "Ковротекс" не явились.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать действия ОАО Коврово-суконная фирма "Ковротекс", выразившиеся в нарушении порядка ценообразования на услуги по транспортировке сточных вод для ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников", нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции"
При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конку-ренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяй-ствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограни-чение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе наруше-ние установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государст-венной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 N5, с целью установления доминирующего положения ОАО "Ковротекс" проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N220 (далее - Порядок).
Из материалов дела следует, что ОАО "Ковротекс" оказывает услуги, поименованные в договоре с ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников", как услуги по транзиту питьевой воды и транзиту (прием и прохождение) сточных вод. В соответствии с ОКВЭД указанная услугу имеет код 41.00.2 - распределение воды.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно указанному закону:
- "водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием цен-трализованной системы водоотведения";
- "транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляе-мое с использованием водопроводных (канализационных) сетей".
Учитывая особенности предоставления услуг водоотведения, в связи со сложившейся схемой водоотведения, в силу физического расположения сетей абонентов предприятия, и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения водопроводных и канализационных сетей абонентов к сетям предприятия, рассматриваемый товарный рынок определен как локальный рынок услуг по транспортировке (транзиту) питьевой воды и сточных вод, расположенный в границах присоединенных сетей ОАО КСФ "Ковротекс".
До вступления в силу указанного закона понятие "водоотведение" закреплялось Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, согласно которым водоотведение определялось как технологический процесс, обеспе-чивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные соору-жения канализации.
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. В качестве временного интервала исследования определен период 2012 года.
Установленные продуктовые границы включают в себя такой товар, как услуга по транспортировке сточных вод, которая по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарам. Исходя из понятия "водоотведения", закрепленного в указанных Правилах, данные услуги являются сегментом рынка водоотведения.
При этом услуга по транспортировке сточных вод может быть оказана только организа-цией водопроводного хозяйства, к сетям которой потребитель намерен присоединиться.
Из содержания ст.ст. 454, 456, 458, 506, 539 ГК РФ вытекает обязанность продавца (по-ставщика) передать товар покупателю. Исходя из специфических физических характеристик водных ресурсов, они могут быть доставлены потребителю только посредством системы водо-снабжения, а услуга водоснабжения может быть оказана только при наличии водопроводных сетей. Отпуск (получение) питьевой воды осуществляются на основании договора энергоснаб-жения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого або-нентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Договор заключается с абонентом при наличии у него в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объектов, системы водоснабжения, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск воды.
ОАО "Ковротекс" является собственником сетей водопровода и канализации, располо-женных по адресу: г. Димитровград, ул. Свирская, 1 (в соответствии с представленными свиде-тельствами о государственной регистрации права от 21.02.2011).
ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников" является собственником земельного участка по адресу: г. Димитровград, пр. Автостроителей, уч. 83, согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 31.08.2009 N73-АТ 947719, а также собственником двухэтажного склада с пристроенной проходной и одноэтажного склада, производственного здания с пристроем, двухэтажной производственной мастерской по указанному адресу (в соответствии со Свидетельствами о государственной регистрации права от 24.09.2009).
Согласно представленному техническому паспорту инженерных сетей, генплану ОАО "Ковротекс" с сетями водоснабжения и канализования сточных вод сети водоснабжения и во-доотведения ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников" присоединены к сетям ОАО "Ковротекс".
В качестве территории данного рынка рассматривается территория в границах присоединенной водопроводной и канализационной сети ОАО "Ковротекс".
Продавцом на исследуемом рынке выступает только ОАО "Ковротекс" в силу техноло-гических особенностей услуги. Потребителями являются лица, присоединенные к водопровод-ным и канализационным сетям.
Доля ОАО "Ковротекс" на рынке услуг по передаче (транзиту) питьевой воды и сточных вод в границах присоединенной сети составляет 100%.
Коэффициент рыночной концентрации одного хозяйствующего субъекта, дейст-вующего на рынке: CR-1 - 100 %.
На данном рынке существуют экономические ограничения входа на рынок - необходи-мость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, оказание услуг по водоснабжению конечного потребителя возможно только хозяйствующими субъектами, имеющими техническое оснащение, коммуни-кации и прочее оборудование, необходимое для пропуска расчетного количества воды, при заданном режиме, за определенное время, значительные затраты на поддержание сетей в ис-правном состоянии. Таким образом, строительство новой городской системы водоснабжения в данном случае будет нецелесообразно - есть возможность для получения услуг по поставке питьевых водных ресурсов от близко расположенного и единственного поставщика.
Также существуют административные ограничения, вводимые органами государст-венной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе организациям необходимо участвовать в конкурсах на заключение договоров аренды муниципального имущества, так как услуга водоснабжения оказывается с использованием водопроводных сетей, являющихся муниципальной собственностью, высокие требования к качеству оказываемых услуг, установленные законодательством Российской Федерации (производственный лабораторный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с требованиями нормативных документов), утверждение тарифов на услугу водоснабжения, устанавливаемую Министерством экономики Ульяновской области.
Данные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъ-ектов.
Соответственно, ОАО "Ковротекс" занимает доминирующее положения на рынке по транспортировке сточных вод в границах присоединенной сети.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товар-ном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1998 N147-ФЗ "О естественных монопо-лиях" услуги по водоснабжению с использованием централизованных системы, систем комму-нальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Из заявления и поступивших материалов следует, что между ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников" и ООО "Ульяновский областной водоканал" заключен договор от 01.03.2012 Nа-367/2012 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ в городскую канализацию.
Между ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников" и ОАО "Коврово-суконная фирма "Ковротекс" заключены договоры от 01.01.2011 N2, от 01.01.2012 N2 на услуги по транзиту питьевой воды и сточных вод. Предметом договора является осуществление ОАО Коврово-суконная фирма "Ковротекс" услуг по транзиту питьевой воды для бытовых нужд по водопроводным сетям, принадлежащим Обществу, прием от ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников" сточных вод и обеспечение их прохождения. По договору от 01.01.2012 за оказанные услуги по транзиту питьевой воды ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников" производит оплату в размере 20% от действующего тарифа, установленного органом местного самоуправления для ООО "Ульяновскоблводоканал". За услуги по приему и похождению сточных вод Абонент обязуется оплачивать Предприятию 20% от потребляемого количества воды; плату за превышение предельно-допустимого сброса загрязняющих веществ и превышение ПДС согласно установленным нормативам; другие расходы, возникшие по вине Абонента в связи с транзитом сточных вод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (да-лее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установлен-ным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномо-ченными на то государственными органами.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об ос-новах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон о регули-ровании тарифов) подлежат регулированию, в том числе, тарифы на товары и услуги организа-ций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водо-отведения и очистки сточных вод.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабже-нии и водоотведении" к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся транспортировка воды и прием и транспортировка сточных вод.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе тариф на транспортировку воды, тариф на транспортировку сточ-ных вод.
В соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении из-менений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постанов-лением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, транзитная организация - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализа-ционные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
Тариф для ОАО "Ковротекс" на услуги по транспортировке сточных вод в 2012-2013 го-дах уполномоченным органом не утверждался.
Из представленных актов оказания услуг и счетов - фактур, выставленных ОАО "Ковро-текс" ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников" за услуги по транспортировке хо-лодной воды за декабрь 2011 года - март 2013, следует, что ОАО "Ковротекс" за оказываемые услуги взимало неутвержденную уполномоченным органом плату.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия, решила:
1. Признать действия ОАО Коврово-суконная фирма "Ковротекс", выразившиеся в нару-шении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по транспортировке сточных вод для ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников", нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции"
2. Выдать предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного за-конодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рас-смотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Председатель комиссии К.Ю.Попов
Члены комиссии
Е.А.Лачкина
К.Н.Яковлева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 64
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
Члены Комиссии - специалист-эксперт Е.А.Лачкина,
-специалист-эксперт К.Н.Яковлева,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федераль-ного закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 30.09.2013 по делу N10110/04-2013
о нарушении ОАО КСФ "Ковротекс" (433513, г.Димитровград, ул. Свирская, 1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " предписывает:
Кому: ОАО Коврово-суконная фирма "Ковротекс"
в срок до 30.10.2013 прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального за-кона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установ-ленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по транспорти-ровке сточных вод для ООО "Димитровградский завод стеклоподъемников",
а именно:
в срок до 30.10.2013 прекратить выставление платы за услуги по транспортировке сточ-ных вод по неутвержденным уполномоченным органом тарифам
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 03.11.2013.
Председатель комиссии К.Ю.Попов
Члены комиссии Е.А.Лачкина
К.Н.Яковлева
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимоно-польного органа частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Феде-рации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 6053-04 (опубликовано 4 октября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016