Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 3 октября 2013 г. N 4762/03
Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 3 октября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, и.о. заместителя руководителя - начальника отдела Управления;
Каменская О.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 48 от 28.08.2013 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-М" (ИНН 5321115330; место нахождения: 173020, Великий Новгород, ул. Державина, д. 16а; далее - ООО "Альянс-М", Общество) части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), установила:
14.06.2013 должностными лицами Новгородского УФАС России на основании подпунктов "б", "г" пункта 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 N 1346, 25.06.2012, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований Закона о рекламе на территории Великого Новгорода. Мероприятие по контролю осуществлялось с применением фотоаппарата Canon PowerShot A530 (цветной).
По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт фиксации факта распространения информации, имеющей признаки рекламы, от 14.06.2013 и установлено следующее.
На информационно-указательной конструкции, имеющей сходство с дорожными знаками, расположенной на территории Великого Новгорода по адресу: улица Б. Санкт-Петербургская у дома 80, размещена информация следующего содержания: "Официальный дилер Chevrolet Opel Альянс Моторс. Державина, 16А" с указанием направления движения. Данная информация нанесена на отдельную панель (щит), размещенную на опоре указанной конструкции, имеющей сходство с дорожными знаками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация имеет признаки рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к хозяйствующему субъекту путем указания его наименования, места нахождения и профиля деятельности (официальный дилер производителей автомобилей Chevrolet и Opel). Данная информация направлена на формирование интереса к деятельности хозяйствующего субъекта, на продвижение на рынке предлагаемых им товаров (автомобилей марок Chevrolet и Opel).
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), знак дорожный - устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.
Согласно разделу 6 Приложения N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, к дорожным знакам относится группа информационных знаков, которые информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.
Как следует из информации, представленной Отделом ГИБДД УМВД Великого Новгорода (исх. N 18/г-2362 от 08.07.2013), информационно-указательная конструкция, расположенная по вышеуказанному адресу и на опоре которой размещена информация, имеющая признаки рекламы, представляет собой два дорожных знака: информационный знак 6.10.1 "Указатель направлений" и знак 4.1.1 "Движение только прямо".
Таким образом, в данном случае на дорожных знаках (их опоре), расположенных на территории Великого Новгорода, распространяется информация, имеющая признаки рекламы, что содержит в себе признаки нарушения части 3 статьи 19 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе (в редакции от Федерального закона 07.05.2013 N 98-ФЗ, вступившего в силу 08.05.2013) ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из информации (вх. N 5188 от 05.07.2013 Новгородского УФАС России), представленной лицом, оказывающим услуги по размещению информации на вышеуказанных дорожных знаках - индивидуальным предпринимателем Платоновым Юрием Вадимовичем (ИНН 532105731572; адрес: Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 9, кв. 43; далее - ИП Платонов Ю.В.) следует, что лицом, заказавшим размещение рассматриваемой информации, имеющей признаки рекламы, на дорожных знаках является ООО "Альянс-М". Между ООО "Альянс-М" и ИП Платоновым Ю.В. заключен Договор N 12 на размещение информации в Великом Новгороде от 01.01.2013, в рамках которого происходит распространение на дорожных знаках информации, имеющей признаки рекламы. Оплата за размещение данной информации произведена также ООО "Альянс-М", что подтверждается соответствующими платежными документами (счета на оплату N 28 от 10.01.2013, N 76 от 25.01.2013, N 236 от 25.02.2013, N 354 от 25.03.2013, N 506 от 25.04.2013, N 740 от 13.06.2013).
ООО "Альянс-М" было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения настоящего дела (уведомление о вручении почтового отправления вх. N 7077 от 10.09.2013 Новгородского УФАС России), на рассмотрение дела представители Общества не явились, ходатайств о невозможности явки и переносе даты рассмотрения дела от ООО "Альянс-М" не поступало.
Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
Информация следующего содержания: "Официальный дилер Chevrolet Opel Альянс Моторс. Державина, 16А", размещенная на опоре дорожных знаков, расположенных на территории Великого Новгорода по адресу: улица Б. Санкт-Петербургская у дома 80, является рекламой, поскольку отвечает всем признакам в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе:
- размещена в общедоступном месте на территории Великого Новгорода у проезжей части автомобильной дороги, круг получателей информации заранее не определен и не ограничен, ознакомится с ее содержанием может любое лицо;
- содержит сведения о наименовании, месте нахождения и профиле деятельности хозяйствующего субъекта (официальный дилер производителей автомобилей Chevrolet и Opel);
- направлена на привлечение внимание к данному хозяйствующему субъекту (коммерческому юридическому лицу) и на продвижение на рынке предлагаемых им товаров (автомобилей марок Chevrolet и Opel).
Распространение такой информации на дорожных знаках, их опорах, иных приспособлениях, предназначенных для регулирования дорожного движения, недопустимо, поскольку содержит в себе нарушение требований части 3 статьи 19 Закона о рекламе.
Указанный вывод подтверждается также разъяснениями относительно размещения рекламы на дорожных знаках, данными письмом ФАС России от 16.03.2012 N ИА/7867.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе (в редакции от Федерального закона 07.05.2013 N 98-ФЗ, вступившего в силу 08.05.2013) ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, несет именно рекламодатель, а не рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ООО "Альянс-М" является лицом, осуществляющим деятельность по реализации автомобилей марок Chevrolet и Opel по адресу, указанному в данной рекламе. ООО "Альянс-М" выступило заказчиком размещения данной рекламы на дорожных знаках на территории Великого Новгорода и произвело оплату ее размещения по выставленным счетам.
Таким образом, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение части 3 статьи 19 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержится в действиях ее рекламодателя - ООО "Альянс-М".
При этом доказательства прекращения распространения ООО "Альянс-М" рассматриваемой ненадлежащей рекламы и прекращения нарушения законодательства о рекламе в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: Официальный дилер Chevrolet Opel Альянс Моторс. Державина, 16А", размещенную на опоре дорожных знаков, расположенных на территории Великого Новгорода по адресу: улица Б. Санкт-Петербургская у дома 80, рекламодателем которой является Общество с ограниченной ответственностью "Альянс-М", поскольку в ней нарушено требование части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать рекламодателю - Обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-М" - обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 3 октября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии О.В. Каменская
Д.А. Петров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 3 октября 2013 г. N 4762/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016