Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 4 октября 2013 г. N 4780/03
Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 4 октября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Куриков И.А. - член Комиссии, и.о. заместителя руководителя - начальника отдела Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 36 от 12.08.2013 по факту распространения на опоре дорожного знака, расположенного на территории Великого Новгорода, информации, имеющей признаки рекламы, что содержит в себе признаки нарушения части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии представителей:
- Общества с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Адепт" (ИНН 5321129742; место нахождения: 173008, Великий Новгород, Сырковское шоссе, д. 25; далее - ООО "Торговая сеть "Адепт") и Закрытого акционерного общества "Адепт" (ИНН 5321032733; место нахождения: 173008, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 104) - Григорьевой Ирины Алексеевны (доверенности N б/н от 19.04.2013 и N б/н от 01.06.2011 соответственно),
- Открытого акционерного общества "Великоновгородский мясной двор" (ИНН 5321094384; место нахождения: 173008, Великий Новгород, Сырковское шоссе, д. 25; далее - ОАО "ВНМД") - Мирошниченко Дмитрия Александровича (доверенность N б/н от 10.09.2013);
- индивидуальный предприниматель Титаренко Андрей Григорьевич (ИНН 532100526763; адрес: 173007, Великий Новгород, ул. Добрыня, д. 6; далее - ИП Титаренко А.Г.) о месте и времени рассмотрения настоящего дела был надлежащим образом уведомлен, на рассмотрение дела не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, установила:
22.05.2013 в Новгородское УФАС России поступило заявление физического лица А. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении на территории Великого Новгорода рекламы на дорожных знаках и/или опорах (вх. N 3719 от 22.05.2013 Новгородского УФАС России; далее - Заявление).
К Заявлению приложены фотографии расположенных на территории Великого Новгорода конструкций, имеющих сходство с дорожными знаками, с размещенной на них, а также на их опорах, информацией о наименованиях, контактных данных и деятельности отдельных хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц).
С целью проверки фактов, изложенных в Заявлении, должностными лицами Новгородского УФАС России на основании подпунктов "б", "г" пункта 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 N 1346, 25.06.2012, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований Закона о рекламе на территории Великого Новгорода. Мероприятие по контролю осуществлялось с применением фотоаппарата Canon PowerShot A530 (цветной).
По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт фиксации факта распространения информации, имеющей признаки рекламы, от 14.06.2013 и установлено следующее.
На информационно-указательной конструкции, имеющей сходство с дорожным знаком, расположенной на территории Великого Новгорода по адресу: Сырковское шоссе у дома 25 (съезд с виадука), размещена информация следующего содержания: "Магазин "Адепт" N 1. ПРОДУКТЫ. Проезд под виадуком" с указанием направления движения. Данная информация нанесена на отдельную панель (щит), размещенную на опоре указанной конструкции, имеющей сходство с дорожным знаком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация имеет признаки рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к конкретному хозяйствующему субъекту путем указания названия его торгового предприятия (магазин "Адепт" N 1) и реализуемых им товаров (продуктов питания). Данная информация направлена на формирование интереса к деятельности хозяйствующего субъекта, на продвижение на рынке предлагаемых им товаров.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), знак дорожный - устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.
Согласно разделу 6 Приложения N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, к дорожным знакам относится группа информационных знаков, которые информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.
Как следует из информации, представленной Отделом ГИБДД УМВД Великого Новгорода (исх. N 18/г-2362 от 08.07.2013), информационно-указательная конструкция, расположенная по вышеуказанному адресу и на опоре которой размещена информация, имеющая признаки рекламы, является дорожным знаком, а именно информационным знаком 6.10.1 "Указатель направлений".
Таким образом, в данном случае на опоре дорожного знака, расположенного на территории Великого Новгорода, распространяется информация, имеющая признаки рекламы, что содержит в себе признаки нарушения части 3 статьи 19 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе (в редакции от Федерального закона 07.05.2013 N 98-ФЗ, вступившего в силу 08.05.2013) ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Лицом, осуществляющим деятельность по розничной торговле продуктами питания на территории Великого Новгорода и расположенным по адресу места нахождения торгового предприятия, на привлечение внимания к которому направлена вышеуказанная информация, имеющая признаки рекламы, является ООО "Торговая сеть "Адепт".
Из письменных объяснений ООО "Торговая сеть "Адепт" по настоящему делу (вх. N 6280 от 08.08.2013 Новгородского УФАС России) и устных пояснений его представителя следует, что ООО "Торговая сеть "Адепт" арендует у ОАО "Великоновгородский мясной двор" по адресу: Великий Новгород, Сырковское шоссе, д. 25, только офисное помещение, а торговое предприятие, расположенное по указанному адресу и на привлечение внимания к которому направлена информация, имеющая признаки рекламы, ООО "Торговая сеть "Адепт" не принадлежит. Торговую деятельность в данном магазине ООО "Торговая сеть "Адепт" не осуществляет. Через данную торговую точку реализует продукцию другое лицо - ИП Титаренко А.Г., который арендует соответствующее помещение у ОАО "ВНМД".
Из письменных объяснений ОАО "ВНМД" по настоящему делу (исх. N 428 от 11.09.2013) следует, что помещение магазина по адресу: Великий Новгород, Сырковское шоссе, д. 25, с 01.11.2008 передано в аренду ИП Титаренко А.Г., с которым ОАО "ВНМД" заключен Договор N 1198 аренды временного сооружения (магазин) от 01.11.2008.
Из письменных объяснений ИП Титаренко А.Г. по настоящему делу (вх. N 7195 от 13.09.2013 Новгородского УФАС России) следует, что ИП Титаренко А.Г. действительно является арендатором магазина, расположенного по вышеуказанному адресу, и реализует через него в розницу продукты питания, в том числе производства ОАО "ВНМД".
При этом к размещению рассматриваемой информации, имеющей признаки рекламы, ИП Титаренко А.Г. отношения не имеет и о существовании соответствующей конструкции, расположенной на опоре дорожного знака, ничего не знал.
Исследовав материалы дела, изучив письменные пояснения и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
Информация следующего содержания: "Магазин "Адепт" N 1. ПРОДУКТЫ. Проезд под виадуком", размещенная на опоре дорожного знака, расположенного по адресу: Великий Новгород, Сырковское шоссе у дома 25 (съезд с виадука), является рекламой, поскольку отвечает всем признакам в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе:
- размещена в общедоступном месте у проезжей части автомобильной дороги в Великом Новгороде, круг получателей информации заранее не определен и не ограничен, ознакомится с ее содержанием может любое лицо;
- содержит сведения о названии, месте нахождения торгового предприятия (магазин "Адепт" N 1) хозяйствующего субъекта и реализуемых им товаров (продуктов питания);
- направлена на привлечение внимание к данному хозяйствующему субъекту и на продвижение на рынке его товаров.
Распространение такой информации на дорожных знаках, их опорах, иных приспособлениях, предназначенных для регулирования дорожного движения, недопустимо, поскольку содержит в себе нарушение требований части 3 статьи 19 Закона о рекламе.
Указанный вывод подтверждается также разъяснениями относительно размещения рекламы на дорожных знаках, данными письмом ФАС России от 16.03.2012 N ИА/7867.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Лицом, осуществляющим реализацию продуктов питания в торговом предприятии (магазине), расположенном по адресу: Великий Новгород, Сырковское шоссе, д. 25, и на привлечение внимания к деятельности которого направлена вышеуказанная реклама, является ИП Титаренко А.Г.
При этом в материалах дела имеются доказательства прекращения распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы (Акт фиксации факта прекращения распространения наружной рекламы от 27.09.2013).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Магазин "Адепт" N 1. ПРОДУКТЫ. Проезд под виадуком", размещенную на опоре дорожного знака, расположенного на территории Великого Новгорода по адресу: Великий Новгород, Сырковское шоссе, д. 25, и направленную на привлечение внимания к торговой деятельности индивидуального предпринимателя Титаренко Андрея Григорьевича, поскольку в ней нарушено требование части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с устранением совершенного нарушения.
Решение изготовлено в полном объеме 4 октября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии И.А. Куриков
Д.А. Петров
Копия настоящего решения направлена в 5-й адрес (заявителю - физическому лицу А.) без указания персональных данных (имени, отчества, ИНН, адреса) ИП Титаренко А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 4 октября 2013 г. N 4780/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016