Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 29 января 2014 г. N 370/03
Резолютивная часть оглашена 27.01.2014
В полном объеме изготовлено 29.01.2014 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Терентьева А.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- государственного заказчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области - Богданова Ивана Александровича (доверенность б/н от 24.01.2014), Курганова Андрея Юрьевича (доверенность б/н от 24.01.2014), Мелешевой Ирины Сергеевны (доверенность б/н от 24.01.2014);
- подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Канцофис плюс" - директора Кръстева Георги Недкова;
- участник размещения заказа (победитель) - Общество с ограниченной ответственностью "Комус-Петербург" (190005, г. Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 4, лит. А; далее - ООО "Комус - Петербург") - надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Канцофис плюс" (173002, Великий Новгород, ул. Германа, д. 1 А, офис 12; далее - ООО "Канцофис плюс") на действия котировочной комиссии государственного заказчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области (174403, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Гоголя, д. 113; далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Новгородской области) при размещении государственного заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку офисной бумаги, извещение N 0150100005513000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 30.12.2013, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа, установила:
20.01.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) поступила жалоба участника размещения заказа - ООО "Канцофис плюс" на действия котировочной комиссии государственного заказчика - Межрайонной ИФНС России N 1 по Новгородской области при размещении государственного заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку офисной бумаги (заказ N 0150100005513000007, дата размещения извещения - 30.12.2013) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона.
В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вступил в силу с 01.01.2014; далее - Закон о контрактной системе), Закон о размещении заказов утратил силу с 01.01.2014.
Согласно совместному письму Минэкономразвития России от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 N АД/53811/13 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения законодательства Российской Федерации в отношении торгов, запроса котировок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года" размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 01.01.2014, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Извещение N 0150100005513000007 о проведении рассматриваемого запроса котировок было опубликовано государственным заказчиком - Межрайонной ИФНС России N 1 по Новгородской области на официальном сайте 30.12.2013.
Таким образом, рассматриваемое размещение государственного заказа проводится в рамках Закона о размещении заказов, а также иного законодательства о размещении заказов, действовавшего на момент проведения рассматриваемой процедуры. Следовательно, рассмотрение Жалобы Комиссией осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
Суть доводов Жалобы сводится к тому, что котировочная комиссия государственного заказчика - Межрайонной ИФНС России N 1 по Новгородской области необоснованно отклонила котировочную заявку ООО "Канцофис Плюс", поданную в форме электронного документа на участие в рассматриваемом запросе котировок по причине несоответствия заявки ООО "Канцофис плюс" требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок (далее - Извещение) со следующим пояснением: "Отсутствует электронная подпись".
При этом, котировочная заявка ООО "Канцофис Плюс" была подписана электронной подписью директора ООО "Канцофис плюс" Кръстева Г.Н.
На основании вышеуказанного податель Жалобы - ООО "Канцофис плюс" просит выдать котировочной комиссии государственного заказчика - Межрайонной ИФНС России N 1 по Новгородской области предписание об отмене размещения государственного заказа путем проведения вышеуказанного запроса котировок.
Государственный заказчик - Межрайонная ИФНС России N 1 по Новгородской области с доводами Жалобы не согласен, считает ее необоснованной по следующим основаниям, изложенным в поступивших возражениях на нее (вх. Новгородского УФАС России N 404 от 23.01.2014), а также в устных пояснениях, данных представителями государственного заказчика непосредственно на рассмотрении Жалобы.
Так, государственный заказчик - Межрайонной ИФНС России N 1 считает, что котировочная заявка подателя Жалобы - ООО "Канцофис плюс", поданная в форме электронного документа, не сооответствует требованиям как Закона о размещении заказов, так и требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи).
Поступившая государственному заказчику котировочная заявка ООО "Канцофис плюс" в формате "Документ Microsoft Word 97 - 2003 (.doc)" не была заверена электронной подписью, что не соответствует требования Извещения. Данный факт установлен государственным заказчиком и его котировочной комиссией при ознакомлении с указанной заявкой с использованием программных средств государственного заказчика (открытии соответствующего файла в программе "Microsoft Word 2010"). Сертификат ключа электронной подписи в полученном государственным заказчиком электронном письме также отсутствовал.
Таким образом, заявка ООО "Канцофис плюс" была правомерно отклонена котировочной комиссией государственного заказчика по причине отсутствия электронной подписи, а также сертификата ключа проверки электронной подписи.
На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика поддержали доводы, изложенные в возражениях на нее, в полном объеме.
Кроме того, представители государственного заказчика дополнительно пояснили, что на участие в рассматриваемом запросе котировок поступили заявки трех участников, два участника были допущены к участию в запросе котировок по причине соответствия их заявок требованиям Извещения и Закона о размещении заказов, в том числе и по техническим характеристикам предмета поставки (офисной бумаги) - поставляемый товар соответствует требованиям Приложения N 3 к Извещению (Технические требования на поставку офисной бумаги).
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения заказа путём проведения рассматриваемого запроса котировок.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
1. В декабре 2013 года - январе 2014 года государственным заказчиком - Межрайонной ИФНС России N 1 по Новгородской области проводилось размещение государственного заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку офисной бумаги.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0150100005513000007-П от 17.01.2014 (далее - Протокол) победителем в проведении запроса котировок признан участник размещения заказа - ООО "Комус - Петербург".
Кроме того, согласно Протоколу котировочная комиссия государственного заказчика приняла решение об отклонении котировочной заявки участника размещения заказа - ООО "Канцофис плюс" по причине несоответствия котировочной заявки требованиям Извещения, а именно по причине отсутствия электронной подписи участника размещения заказа - ООО "Канцофис плюс".
В сооответствии с Протоколом заявка ООО "Канцофис плюс" поступила 16.01.2014 в 17 часов 30 минут в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона о размещении заказов котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. В случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона об электронной подписи электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию; сертификат ключа проверки электронной подписи - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона об электронной подписи электронный документ считается подписанным простой электронной подписью, в частности, если простая электронная подпись содержится в самом электронном документе.
Представленная Комиссии государственным заказчиком - Межрайонной ИФНС России N 1 по Новгородской области котировочная заявка ООО "Канцофис плюс" в формате "Документ Microsoft Word 97 - 2003 (.doc)", содержит электронную подпись уполномоченного лица участника размещения заказа - директора ООО "Канцофис плюс" Кръстева Г.Н. Данный факт установлен Комиссией в присутствии представителей государственного заказчика путем ознакомления с содержанием данной заявки с использованием имеющихся в распоряжении Новгородского УФАС России программных средств (путем открытия файла с котировочной заявкой в программе "Microsoft Word 2007").
Следовательно, котировочная заявка ООО "Канцофис полюс" соответствует требованиям Закона об электронной подписи и является электронным документом, подписанным в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, указанные в Протоколе сведения о не подписании заявки ООО "Канцофис плюс" электронной подписью не соответствуют действительности.
В Извещении государственным заказчиком предусмотрено, что в случае направления заявки в форме электронного документа, она должна соответствовать требованиям Закона об электронной подписи. При этом не указано, что для подтверждения действующей электронной подписи необходимо предоставление в составе заявки сертификата ключа проверки электронной подписи.
Кроме того, отсутствие приложенного к котировочной заявке сертификата ключа проверки электронной подписи также не является надлежащим основанием для отклонения котировочной заявки, поскольку подлинность электронной подписи можно проверить с помощью данных сайта www.cryptopro.ru, позволяющего использовать программное обеспечение необходимое для работы с электронной подписью - "КРИПТО-ПРО".
Соответственно, отклонение котировочной заявки участника размещения заказа - ООО "Канцофис плюс" по указанному основанию является незаконным, поскольку заявка ООО "Канцофис плюс" соответствует требованиям Извещения, Закона о размещении заказов и Закона об электронной подписи.
Таким образом, Жалоба является обоснованной.
2. Согласно пункту 4 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В Приложении N 3 к Извещению государственным заказчиком надлежащим образом исполнены требования пункта 4 статьи 43 Закона о размещении заказов - определены технические требования на поставку офисной бумаги в соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Согласно Протоколу котировочные заявки индивидуального предпринимателя Окуневой Татьяны Ивановны (ИНН: 532004198862, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Кузнецова, д. 4, кв. 32; далее - ИП Окунева Т.И.) и ООО "Комус - Петербург" были признаны котировочной комиссией государственного заказчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области соответствующими требованиям, установленным в Извещении.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Закона о размещении заказов котировоная заявка должна содержать наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ.
Однако котировочные заявки обоих участников содержат не все указанные государственным заказчиком характеристики продукции - офисной бумаги, предлагаемой ими к поставке (согласно Приложению N 3 к Извещению - формат листов, плотность, яркость, непрозрачность, толщина, количество листов в пачке). Кроме того, котировочная заявка участника размещения заказа - ООО "Комус - Петербург", признанного победителем в проведении рассматриваемого запроса котировок, также не содержит указание на количество поставляемой продукции - офисной бумаги (согласно Приложению N 3 к Извещению - 1290 пачек).
Таким образом, котировочной комиссией государственного заказчика в нарушении требований части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов к участию в размещении рассматриваемого заказа допущены участники размещения заказа (ИП Окунева Т.И. и ООО "Комус - Петербург"), чьи котировочные заявки не соответствуют требованиям Извещения (Приложения N 3 к Извещению).
Следовательно, в действиях котировочной комиссии государственного заказчика - Межрайонной ИФНС России N 1 по Новгородской области содержатся нарушения части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов, выразившееся в незаконном отклонении котировочной заявки ООО "Канцофис плюс", соответствующей требованиям Извещения, и необоснованном допуске участников размещения заказа, чьи котировочные заявки не соответствуют требованиям Извещения.
Согласно части 2 статьи 47 Закона о размещении заказов победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.
Таким образом, котировочная комиссия государственного заказчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области в нарушение положений части 2 статьи 47 Закона о размещении заказов неправомерно признала победителем в проведении рассматриваемого запроса котировок участника размещения заказа - ООО "Комус - Петербург", поскольку котировочная заявка ООО "Комус - Петербург" не соответствует требованиям Извещения (Приложения N 3 к Извещению) и данный участник размещения заказа должен был быть отклонен.
Кроме того, нормы, предусмотренные частями 2, 3 статьи 47 Закона о размещении заказов, сохранили свое действие и отражены в частях 6, 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Установленные в действиях котировочной комиссии государственного заказчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области нарушения носят существенный характер и существенно повлияли или могли повлиять на результаты размещения заказа, что даёт основания для выдачи предписания об устранении данных нарушений с учетом применения положений части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, статьями 8, 16, частями 5 и 9 статьи 17, статьями 43, 44, 47, частями 4, 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Канцофис плюс" (173002, Великий Новгород, ул. Германа, д. 1 А, офис 12) на действия котировочной комиссии государственного заказчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области (174403, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Гоголя, д. 113) при размещении им государственного заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку офисной бумаги (заказ N 0150100005513000007, дата размещения извещения - 30.12.2013), обоснованной.
2. Признать в действиях котировочной комиссии государственного заказчика - Межрайонной ИФНС России N 1 по Новгородской области нарушения частей 2, 3 статьи 47 Закона о размещении заказов.
3. Выдать котировочной комиссии государственного заказчика - Межрайонной ИФНС России N 1 по Новгородской области обязательное для исполнения предписание об устанениии нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении членов котировочной комиссии государственного заказчика - Межрайонной ИФНС России N 1 по Новгородской области.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
А.В. Терентьева
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 29 января 2014 г. N 370/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016