Резолютивная часть решения оглашена 06 декабря 2013 г. г. Кемерово
В полном объеме решение изготовлено 10 декабря 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, утверждения порядка рассмотрения жалоб (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Кухарской Натальи Евгеньевны - руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Давыдовой Анны Минивалиевны - начальника отдела топливно-энергетического комплекса; Поляковой Юлии Александровны - начальника отдела контроля органов власти; Патрикеева Кирила Анатольевича - главного специалиста-эксперта отдела судебной и правовой работы, |
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу ООО "Предприятие "Стройкомплект" и материалы по жалобе N 73/03-18.1-2013, установила:
27.11.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Предприятие "Стройкомплект" на действия МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" при проведении закупочной процедуры путем открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку экскаватора-погрузчика Caterpillar 428D для нужд МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" (далее - Открытый запрос цен).
В Приложении N 2 (Техническое задание) к Открытому запросу цен МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" определило технические, функциональные и качественные характеристики, соответствующие одному экскаватору-погрузчику - Caterpillar 428D.
По мнению заявителя, МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" вышеуказанными действиями ограничило возможность участия в Открытом запросе цен иных юридических лиц, занимающихся продажей (поставкой) аналогичной спецтехники других заводов-изготовителей.
Уведомлением от 29.11.2013 г. (исх. N 03/9716) рассмотрение жалобы ООО "Предприятие "Стройкомплект" было назначено на 03.12.2013 г. Данное уведомление было направлено факсимильной и электронной связью в адрес МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" и ООО "Предприятие "Стройкомплект", а также заказными письмами с уведомлениями о вручении.
03.12.2013 г. представители ООО "Предприятие "Стройкомплект" поддержали требования, изложенные в жалобе от 27.11.2013 г.
03.12.2013 г. представители МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" на рассмотрение жалобы не явились, письменные пояснения и документы, запрошенные уведомлением от 29.11.2013 г. (исх. N 03/9716) в оригинале или надлежаще заверенных копиях и в прошитом виде в адрес Кемеровского УФАС России не направили.
В связи с вышеуказанным обстоятельством, 03.12.2013 г. Комиссия объявила перерыв в рассмотрении жалобы ООО "Предприятие "Стройкомплект" до 06.12.2013 г.
05.12.2013 г. МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" представили письменные пояснения и документы, запрошенные уведомлением от 29.11.2013 г. (исх. N 03/9716), а также ходатайство о рассмотрении жалобы ООО "Предприятие "Стройкомплект" в отсутствии представителей МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района".
Данное ходатайство было удовлетворено.
06.12.2013 г. представители ООО "Предприятие "Стройкомплект" на рассмотрение жалобы не явились, каких-либо ходатайств не направляли.
Изучив имеющиеся материалы жалобы N 73/03-18.1-2013, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" оказывает услугу по передаче тепловой энергии, которая является одной из основных услуг МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района", осуществляемой в рамках заключенных с клиентами договоров.
Услуги по передаче тепловой энергии, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" осуществляя регулируемую деятельность, а также деятельность, относящуюся к сфере деятельности естественных монополий (передача тепловой энергии), является субъектом естественных монополий и относится к организациям, указанным в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), которые обязаны с 01.01.2012 г. руководствоваться нормами данного закона при закупке товаров, работ, услуг.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).
В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" в соответствии с вышеуказанными требованиями Закона о закупках разработано Положение о закупках МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района", которое было утверждено директором МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" (далее - Положение о закупке) и размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).
МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" извещением N 31300689533 об открытом запросе цен, размещенном 22.11.2013 г. на www.zakupki.gov.ru, пригласило юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в процедуре открытого запроса цен на право заключения договора на поставку экскаватора-погрузчика Caterpillar 428D для нужд МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района".
Согласно общей информации, размещенной на www.zakupki.gov.ru по Открытому запросу цен, датой окончания подачи заявок является - 04.12.2013 г., а датой рассмотрения и оценки котировочных заявок - 06.12.2013 г.
Вместе с тем, в извещении N 31300689533 об Открытом запросе цен, также размещенном на www.zakupki.gov.ru указанно, что датой окончания подачи заявок является - 22.11.2013 г., а датой рассмотрения и оценки котировочных заявок - 25.11.2013 г.
Кроме того, в Приложении N 2 (Техническое задание) к Открытому запросу цен МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" определило технические, функциональные и качественные характеристики, соответствующие одному экскаватору-погрузчику - Caterpillar 428D.
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (часть 10 статьи 4 Закона о закупках).
В Приложении N 2 (Техническое задание) к Открытому запросу цен МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" определило технические, функциональные и качественные характеристики, соответствующие одному экскаватору-погрузчику - Caterpillar 428D.
В своих пояснениях МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" указало, что основополагающем при выборе экскаватора-погрузчика - Caterpillar 428D послужило наличие опыта эксплуатации прошлых периодов техники марки Caterpillar, достаточный запас запасных частей на данный вид трактора.
Вместе с тем, документального подтверждения наличия опыта эксплуатации прошлых периодов техники марки Caterpillar, а также наличия достаточного запаса запасных частей на данный вид трактора МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" не представило.
Кроме того, в настоящее время на рынке Российской Федерации широко представлены аналоги экскаватора-погрузчика - Caterpillar 428D, например экскаваторы-погрузчики - JCB принципиально не отличающихся по техническим характеристикам, обслуживанию, а также стоимости такого обслуживания.
Учитывая вышеизложенное, экскаватор-погрузчик схожий по характеристикам экскаватору-погрузчику - Caterpillar 428D могли поставить другие хозяйствующие субъекты, действующие на рынке реализации экскаваторов-погрузчиков.
Согласно статье 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района", указав в названии Открытого запроса цен, а также в Приложении N 2 (Техническое задание) к Открытому запросу цен конкретную марку экскаватора-погрузчика - Caterpillar 428D, могло ограничить круг потенциальных участников Открытого запроса цен.
04.12.2013 г. МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" разместило на www.zakupki.gov.ru извещение об отказе от проведения открытого конкурса N 31300689533.
Согласно пункту 9.6.4 Положения о закупке заказчик вправе отказаться от проведения запроса предложений вплоть до подведения итогов.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действия МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района", выразившиеся в:
- указании в извещении N 31300689533 об Открытом запросе цен, размещенном на www.zakupki.gov.ru, даты окончания подачи заявок - 22.11.2013 г., даты рассмотрения и оценки котировочных заявок - 25.11.2013 г., учитывая, что согласно общей информации размещенной на www.zakupki.gov.ru по вышеуказанному открытому запросу цен, датой окончания подачи заявок является - 04.12.2013 г., а датой рассмотрения и оценки котировочных заявок - 06.12.2013 г.;
- определении в Приложении N 2 (Техническое задание) к Открытому запросу цен технических, функциональных и качественных характеристик, соответствующих одному экскаватору-погрузчику - Caterpillar 428D,
привели или могли привести к необоснованному ограничению конкуренции при проведении закупки, что противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предусматривающим, что при закупке товаров, работ, услуг должны соблюдаться равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, вступают в противоречие с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Учитывая, что в настоящее время МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" отказалось о проведения Открытого запроса цен, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Кемеровского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Предприятие "Стройкомплект" на действия МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" при проведении закупочной процедуры путем открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку экскаватора-погрузчика Caterpillar 428D для нужд МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" обоснованной.
2. Признать МУП "Котельные и тепловые сети Новокузнецкого муниципального района" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц", а также часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель комиссии:
|
Н.Е. Кухарская
|
Члены Комиссии: |
А.М. Давыдова |
|
Ю.А. Полякова |
|
К.А. Патрикеев |
В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 10 декабря 2013 г. N 73/03-18.1-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016