Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 8 февраля 2012 г. N СЮ04-02/2011-15
резолютивная часть объявлена 25 января 2012 года г. Ижевск
изготовлено в полном объеме 08 февраля 2012 года
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - <_> - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <_> - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <_> - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело N СЮ04-02/2011-15, возбужденное по заявлению ОАО "ИПОПАТ" в отношении ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
представителей заявителя - ОАО "ИПОПАТ" <_> действующего на основании доверенности N 976 от 17.08.2011 г. и <_> действующего на основании доверенности N 64 от 19.01.2012 г.,
представителя ответчика - ООО "АвтоЭкспресс" - директора Общества <_> и <_> действующего на основании Доверенности N 1 от 21.01.2012 г.,
ответчика - ИП <_>
в отсутствии представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, установила:
13.09.2011 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило заявление ОАО "ИПОПАТ" (вх.N 10158) об осуществлении перевозчиками в нарушение действующего законодательства деятельности по перевозке пассажиров на пригородных маршрутах г. Ижевска, что, по мнению заявителя, является недобросовестной конкуренцией, запрет на которую установлен ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции". В заявлении приводится список маршрутов, указывается перевозчик, осуществляющий перевозку пассажиров на данном маршруте, и автомобиль, на котором осуществляется такая перевозка.
В частности, в заявлении указывался маршрут N 301 "Администрация Первомайского района - с. Завьялово", на котором, исходя из заявления, осуществляется незаконная перевозка пассажиров с помощью следующих транспортных средств: Газель гос.номер Р800УА/18; Газель гос.номер КА399/18; Газель гос.номер ВА 632/18; Газель гос.номер НА 291/18; Газель гос.номер НА 976/18.
20.09.2011 г. Удмуртским УФАС России в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики и Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике были направлены запросы о предоставлении документов и информации, необходимых для рассмотрения заявления. Также, 20.09.2011 г. Удмуртским УФАС России был направлен запрос в адрес заявителя о представлении доказательств осуществления указанными в заявлении индивидуальными предпринимателями регулярной перевозки пассажиров в нарушение действующего законодательства.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики 07.10.2011 г. были представлены в Удмуртское УФАС России следующие документы: копии договоров от 09.12.2010 г., заключенных с ОАО "ИПОПАТ" по результатам конкурса на право заключения договоров об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Ижевск - Завьялово - М.Пурга - Сарапул - Киясово - Каракулино - Камбарка" от 25.11.2010 г.; копия протокола оценки и сопоставления заявок на участие в указанном конкурсе, а также копия протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в указанном конкурсе.
Кроме того, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики пояснило, что договоры об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по указанным в запросе Удмуртского УФАС России маршрутам, Министерство заключило только с ОАО "ИПОПАТ".
На запрос Удмуртского УФАС России Управление государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике представило 07.10.2011 г. следующие документы и информацию: сведения о лицах, которым выданы лицензионные карточки на транспортные средства, указанные в запросе, с приложением выписок из реестра выданных лицензий и лицензионных карточек, а также копии лицензий на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, выданных вышеуказанным лицам. Также Управлением было указано, что по транспортным средствам 025/18, 799/18, 264/18, МА 257/18, Р519 НН/18, 297/18, 869/18 карточки не выдавались и информации в базе данных Управления отсутствует. Кроме того, согласно письму, Управление не ведет регистрацию транспортных средств, поэтому у него отсутствует информация о собственниках транспортных средств, указанных в запросе Удмуртского УФАС России.
ОАО "ИПОПАТ" представило в адрес Удмуртского УФАС России на электронном носителе фотоматериал по частным перевозчикам и документы, подтверждающие закрепление маршрутов, по которым работает частный перевозчик, за ОАО "ИПОПАТ" (маршрутные карты, титульный лист паспортов маршрутов со всеми согласованиями, титульные листы договоров между ОАО "ИПОПАТ" и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, согласованные расписания движения по маршрутам).
В дальнейшем в подтверждение факта осуществления незаконной перевозки пассажиров заявителем дополнительно были представлены в Удмуртское УФАС России фотографии, фиксирующие нахождение вышеуказанных транспортных средств на остановочных пунктах и осуществление посадки (высадки) пассажиров.
Согласно представленной Управлением государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике информации, лицензионные карточки на следующие транспортные средства: Газель гос.номер КА399/18; Газель гос.номер ВА 632/18; Газель гос.номер НА 291/18; Газель гос.номер НА 976/18 были выданы ООО "АвтоЭкспресс", лицензионная карточка на транспортное средство Газель гос.номер Р800УА/18 - ИП <_>
С целью контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в адрес ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> были направлены запросы (исх. N СЮ01-17-04/8803 от 08.11.2011 г. и N СЮ01-17-04/8796 от 08.11.2011 г.).
Во исполнение указанных запросов ООО "АвтоЭкспресс" представило следующую информацию: копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 18 N 002797844; копию письма Администрации Завьяловского района Удмуртской Республики N 01-15/502 от 26.03.2004 г.; копию протокола N 14 заседания городской комиссии по привлечению автобусов к пассажирским перевозкам в городском и пригородном сообщениях от 20.04.2004 г.; копию Приложения N 1 к Приказу N 4 от 15.03.2011 г.; копию схемы движения автобуса по пригородному маршруту N 101Э "с. Завьялово - г. Ижевск" с указанием опасных участков, утвержденной ЧП <_> 25.05.2004 г.; копию Акта замера протяженности маршрута, утвержденного ЧП <_> 20.05.2004 г.; копию паспорта маршрута пригородных перевозок N 101Э маршрутное такси "г. Ижевск - с. Завьялово"; копию паспорта маршрута пригородных перевозок N 101Э "г. Ижевск - с. Завьялово", утвержденного ЧП <_> 20.05.2004 г.; копию лицензии N АСС-18-055353 от 14.06.2006 г.; копию паспорта автобусного маршрута "г. Ижевск - с. Завьялово", составленного по состоянию на 08.06.2010 г.; копию маршрутного расписания движения автобуса по маршруту регулярных перевозок "г. Ижевск - с. Завьялово", а также письменные пояснения, из которых следует, что на данный момент Общество осуществляет перевозку пассажиров по маршруту "101Экспресс", который не совпадает с маршрутом 301 более, чем на 25%. Движение было открыто 09.06.2004 г. В соответствии с паспортом маршрута, протокола N 14 от 20.04.2004 г. Заседания городской комиссии по привлечению автобусов к пассажирским перевозкам в городском и пригородном сообщениях и решением Администрации Завьяловского района Удмуртской Республики от 26.03.2004 г. N 01-15/502. перевозка пассажиров осуществляется методом маршрутного такси и конкурс по данному лоту еще не проводился, хотя заявка на проведение конкурса подавалась. В данный момент проведены согласования расписания движения микроавтобусов и остановочных пунктов с МО "Город Ижевск" и МО "Завьяловский район". Перевозки осуществляются на основании договоров о совместной деятельности между индивидуальными предпринимателями - владельцами транспортных средств и договоров аренды транспортных средств с ООО "АвтоЭкспресс". Учет поступления денежных средств производится индивидуальными предпринимателями, так как Общество и ИП выплачивают вмененный налог, который не зависит от прибыли и количества отработанного времени. Исходя из пояснений, с Администрациями МО "Город Ижевск" и МО "Завьяловский район" согласованы следующие остановочные пункты: "Администрация Первомайского района", "Механический завод", "Промышленная", "Нефтемаш", "Ракетная", "Совхоз Пятилетка", "с. Завьялово", "Столовая", "ЦРБ", "Нефтеразведка", "п. Октябрьский". В данный момент идет плановая замена парка, без значительного увеличения мест под перевозку пассажиров (с 13 до 16 мест при улучшении комфортности перевозки пассажиров), в связи с малой загрузкой на маршруте.
На запрос Удмуртского УФАС России ИП <_> представил следующие документы: копию Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 18 N 002970449; копию выписки из ЕРГИП N 10415 от 12.03.2009 г.; копию расписания движения автобусов на маршруте 101Э; копию схемы движения автобуса по пригородному маршруту N 101Э "с. Завьялово - г. Ижевск" с указанием опасных участков, утвержденной ЧП <_> 25.05.2004 г.; копию свидетельства о внесении записи в ЕГРИП серии 18 N 002822729; копию лицензии N АСС-18-005240 от 07.04.2009 г.; оригинал Договора о совместной деятельности N 10 от 17.11.2009 г., заключенного между ИП <_> и ООО "АвтоЭкспресс"; копию Договора о совместной деятельности N 10 от 15.06.2011 г., заключенного между ИП <_> и ООО "АвтоЭкспресс"; копию извещения о получении электронного документа 1832; копии налоговых декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности за 1-3 кварталы 2011 года; письменные пояснения.
Исходя из пояснений ИП <_> согласно договора о совместной деятельности, стоимость проезда, схемы движения, расписание по маршруту устанавливает ООО "АвтоЭкспресс". Предприниматель является наемным работником, имеет одну единицу автотранспорта, работает по графику 2/2.
Удмуртским УФАС России приказом N 665 от 13.12.2011 г. было возбуждено дело N СЮ04-02/2011-15 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> по факту осуществления деятельности по перевозке пассажиров по маршруту "г. Ижевск - с. Завьялово", без заключения соответствующего договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, с отсутствием утвержденных паспорта маршрута "г. Ижевск - с. Завьялово" и графиков движения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Определением от 16.12.2011 г. рассмотрение дела N СЮ04-02/2011-15 было назначено на 19 января 2012 года; у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.
ОАО "ИПОПАТ" представило в адрес Удмуртского УФАС России 11.01.2012 г. следующие документы и информацию: копию Свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 18 N 002568514; копию Устава ОАО "ИПОПАТ"; копию Лицензии N АСС-18-028790 от 19.03.2007 г., выданной ОАО "ИПОПАТ"; копию распоряжения Министерства имущественных отношений УР N 542-р от 02.04.2007 г. "О проведении внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта", а также письменные пояснения.
Исходя из письменных пояснений ОАО "ИПОПАТ", в соответствии с ФЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" N 38 от 15.10.2008 года, между ОАО "ИПОПАТ" и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики по результатам проведенного конкурса был заключен договор N 579 от 09.12.2010 года об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике маршрут N 301 "Администрация Первомайского района - с. Завьялово". Обществом были предоставлены документы, подтверждающие закрепление маршрута за ОАО "ИПОПАТ" (маршрутные карты, титульный лист паспортов маршрутов со всеми согласованиями, титульные листы договоров между ОАО "ИПОПАТ" и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, согласованные расписания движения по маршрутам). Однако с 09.12.2010 года на закрепленном за ОАО "ИПОПАТ" маршруте N 301 работают ИП <_> и ООО "АвтоЭкспресс" без разрешенной на то документации, что подтверждается фотоматериалами.
Таким образом, действия ИП <_> и ООО "АвтоЭкспресс", осуществляющих перевозку пассажиров на закрепленном за ОАО "ИПОПАТ" маршруте N 301, с помощью транспортных средств Газель гос. номер КА 399/18; ВА 632/18; НА 291/18; НА 976/18, без заключенного договора об организации регулярных перевозок пассажирским транспортом по пригородным и междугородним маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, с отсутствием маршрутных карт, утвержденного паспорта маршрута и графиков движения, нарушают Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", Положение "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Закон Удмуртской Республики "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике". На основании изложенного, действия ИП <_> и ООО "АвтоЭкспресс" ставят их в преимущественное положение по отношению к ОАО "ИПОПАТ", осуществляющему свою деятельность согласно утвержденного маршрута и графика (расписания) движения по маршруту "Администрация Первомайского района - с. Завьялово". В связи с чем, ИП <_> и ООО "АвтоЭкспресс" причиняют материальный вред ОАО "ИПОПАТ", поскольку не имея утвержденного маршрута и графика (расписания) движения по маршруту, ИП <_> и ООО "АвтоЭкспресс" могут подать транспортное средство заблаговременно, до прибытия транспортного средства ОАО "ИПОПАТ", двигающегося согласно утвержденного графика маршрута, тем самым забрать пассажиров, оплачивающих по полному установленному тарифу, при этом, оставив (не перевозя) пассажиров, которые оплачивают проезд по льготному тарифу. На основании вышеизложенного, в действиях ИП <_> и ООО "АвтоЭкспресс" присутствуют признаки недобросовестной конкуренции, что нарушает ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
12.01.2012 г. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики представило в Удмуртское УФАС России письменные пояснения, согласно которым 25.10.2010 г. состоялся конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Ижевск - Завьялово - М.Пурга - Сарапул - Киясово - Каракулино - Камбарка". На данный конкурс был выставлен лот N 20 - маршрут "Ижевск (Администрация Первомайского района) - Завьялово". На указанный лот была подана заявка от ОАО "ИПОПАТ". По результатам конкурса по данному лоту Министерством с ОАО "ИПОПАТ" был заключен договор N 579 об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным пассажирским транспортом по пригородному маршруту N 301 сообщением "Администрация Первомайского района - Завьялово". Последнему была выдана маршрутная карта на данный маршрут. Договоров на осуществление пассажирских перевозок по вышеуказанному маршруту с иными лицами, в том числе с ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> Министерство не заключало, маршрутные карты иным лицам на данный маршрут не выдавались.
19 января 2012 года представитель ОАО "ИПОПАТ" <_> действующий на основании доверенности N 916 от 03.08.2011 г., поддержал ранее представленные в Удмуртское УФАС России письменные пояснения в полном объеме, указав, что действиями ответчиков Обществу причиняются убытки, поскольку они забирают пассажиров: лица, не пользующиеся льготным проездом, садятся в автобус, который приходит ранее. Соответственно, ОАО "ИПОПАТ" теряет на этом денежные средства, ему приходится забирать пассажиров, пользующихся льготным проездом. В связи с чем, со стороны ответчиков имеет место недобросовестная конкуренция.
Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики <_> действующая на основании доверенности N 05/01-131 от 18.01.2012 г., поддержала пояснения Министерства от 12.01.2012 г., дополнительно указав, что данный маршрут был предметом конкурса 25.10.2010 г. (лот N 20 - маршрут "Ижевск (Администрация Первомайского района) - Завьялово"). Победителем по указанному лоту было признано ОАО "ИПОПАТ", с которым в дальнейшем был заключен договор, была выдана маршрутная карта. Осуществление ответчиками перевозки пассажиров по рассматриваемому маршруту является незаконным.
Директор ООО "АвтоЭкспресс" Перевощиков С.Ю. пояснил, что когда он пришел в Министерство для подачи документов по указанному лоту, документы не приняли, указав, что заявленный им маршрут является иным, полностью не пересекается с маршрутом по лоту N 20 и по нему будет отдельный конкурс. Конкурс по маршруту, по которому осуществляет перевозки ООО "АвтоЭкспресс", Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики не проводился. Перевозки осуществляются Обществом методом маршрутного такси с 2004 года. Все согласования с Администрациями г. Ижевска и с. Завьялово у Общества имеются.
ИП <_> указал, что работает по договору о совместной деятельности с ООО "АвтоЭкспресс". Ни маршрутных карт, ни паспорта маршрута у предпринимателя нет.
Также на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 19.01.2012 г. было установлено, что ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> не были представлены документы и информация, запрошенные п.п. 4.1.-4.8. и 5.1.-5.5. определения о назначении дела N СЮ04-02/2011-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.
В связи с необходимостью получение от ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> указанных в определении документов, Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела N СЮ04-03/2011-15 до 25 января 2012 года в 10-30 часов.
23.01.2012 г. ИП <_> были представлены копия паспорта маршрута пригородных перевозок N 101Э "г. Ижевск - с. Завьялово", а также копия свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ТК 789148. Также ИП <_> пояснил, что стоимость проезда, схема движения, расписание по маршруту устанавливает ООО "АвтоЭкспресс". Предприниматель выступает в качестве наемного работника, имеет одну единицу автотранспорта и работает по графику 2/2.
ООО "АвтоЭкспресс" представило 23.01.2012 г. в Удмуртское УФАС России копии следующих документов: Устава Общества; выписки из ЕГРЮЛ N 828 от 05.03.2008 г.; заявки на участие в конкурсе, паспорта маршрута пригородных перевозок N 101Э "г. Ижевск - с. Завьялово", маршрутные расписания движения автобусов по маршруту регулярных перевозок "Ижевск - Завьялово" (рейсы NN 1-7); свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХВ 259314; Договора аренды автотранспортного средства без экипажа от 02.06.2011 г., заключенного с <_> свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХВ 306122; Договора аренды автотранспортного средства без экипажа от 19.08.2011 г., заключенного с Крюковым Н.В.; Договора аренды автотранспортного средства без экипажа от 02.12.2006 г., заключенного с <_> свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХВ 259733; свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХВ 259579; Договора аренды автотранспортного средства без экипажа от 02.06.2011 г., заключенного с <_> Договора аренды автотранспортного средства без экипажа от 02.06.2011 г., заключенного с <_> свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХВ 259235; свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХВ 257672; Договора аренды автотранспортного средства без экипажа от 03.06.2011 г., заключенного с <_> Договора аренды автотранспортного средства без экипажа от 15.06.2011 г., заключенного с <_> свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХВ 262445; Договора аренды автотранспортного средства без экипажа от 22.10.2011 г., заключенного с <_> свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХВ 275133; Договора аренды автотранспортного средства без экипажа от 03.06.2011 г., заключенного с <_> Договора аренды автотранспортного средства без экипажа от 02.06.2011 г., заключенного с <_> свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХВ 257870.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 25.01.2012 г. представитель ООО "АвтоЭкспресс" <_> просил действия Общества не признавать недобросовестной конкуренцией, ссылаясь на ч. 1 ст. 12 ФЗ "О защите конкуренции", и указывая, что действия Общества соответствуют социально-экономическим целям: рабочие места, доставка потребителей до социальных объектов. Маршрут Общества совпадает с маршрутом ОАО "ИПОПАТ" только до г. Ижевска. Дальше маршрут Общества идет по улице Ленина, вдоль социальных объектов: больницы, кардиоцентр, детская больница. В данный момент идет обновление автопарка. В заявлении ОАО "ИПОПАТ" были указаны только автомобили "Газель". На сегодняшний день Общество имеет два Форда и Пежо.
Директор ООО "АвтоЭкспресс" пояснил, что документы, которые были необходимы по российскому законодательству в момент начала деятельности Общества, были в полном объеме. Имелись все согласования. В настоящий момент также все согласования проведены. Паспорт маршрута имеется, но маршрутные карты отсутствуют. Конкурс на осуществление перевозок маршрутным такси вообще еще ни разу не проводился. Все конкурсы проводятся для машин большого класса - 100 человек. У Общества машины вместимостью до 16 человек. Общество не можем составить конкуренцию ОАО "ИПОПАТ". За первый рейс ОАО "ИПОПАТ" перевозит столько же пассажиров, сколько ООО "АвтоЭкспресс" за весь день.
На вопросы Комиссии Удмуртского УФАС России директор ООО "АвтоЭкспресс" пояснил, что перевозка осуществляется одиннадцатью транспортными средствами, документы по которым представлены в материалы дела. Договор о совместной деятельности заключен только с ИП <_> арендодатели транспортных средств сами выступают водителями. Работа осуществляется по графику 2/2. Договоры аренды заключаются каждый раз при получении новой лицензии. Акты приема-передачи транспортных средств не подписываются.
Представитель ОАО "ИПОПАТ" пояснил, что представленный ООО "АвтоЭкспресс" в материалы дела паспорт маршрута не утвержден Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики. Необходимая разрешительная документация на указанный маршрут у ответчиков отсутствует.
В связи с необходимостью получения от ОАО "ИПОПАТ" копий паспорта маршрута N 301 "Ижевск -Завьялово" и маршрутной карты, в заседании Комиссии Удмуртского УФАС России был объявлен перерыв до 16-00 часов 25.01.2012 г.
На заседание Комиссии Удмуртского УФАС России 25.01.2012 г. представители заявителя представили паспорт маршрута N 301 "Ижевск - Завьялово" и пояснили, что копия маршрутной карты не может быть предоставлена, так как находиться у водителей соответствующего маршрута.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 7) статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Представленные в материалы дела лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выданные ОАО "ИПОПАТ", ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> а также представленный фото и видеоматериал свидетельствуют о том, что вышеуказанные субъекты действуют в пределах одного товарного рынка - рынка осуществления пассажирских перевозок по маршруту "Ижевск-Завьялово" и соответственно, являются конкурентами на данном рынке.
Неотъемлемой частью свободного предпринимательства является добросовестная конкуренция, т.е. соперничество, состязательность поставщиков товаров и услуг с использованием законных, добропорядочных форм и методов борьбы за привлечение и сохранение своих клиентов, как-то: установление наилучшего соотношения цены и качества, представление дополнительных услуг, скидок постоянным клиентам, активное продвижение и сохранение имиджа товаров (услуг) в сознании потребителя с помощью рекламной информации и т.д.
В случае, когда любые конкурентные действия на определенном товарном рынке в результате нарушения действующего законодательства, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение необоснованных преимуществ предпринимательской деятельности, которые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, то в силу пункта 9) статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" имеет место недобросовестная конкуренция.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
Рынок перевозки пассажиров является специфическим в силу того, что автотранспорт является источником повышенной опасности для жизни и здоровья пассажиров. Поэтому вход на данный рынок и осуществление перевозочной деятельности должны отвечать определенным требованиям (наличие лицензии, лицензионной карточки на транспортное средство, обязанность органов местного самоуправления в организации и контроле транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования и т.д.).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Пункт 5.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2, определяет, что владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков (п.п. 5.2.1.). Разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами (п.п. 5.2.2.).
Исходя из статьи 6 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 г. N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" открытие, изменение и закрытие маршрутов регулярных перевозок осуществляется Уполномоченным органом по его инициативе либо по предложению перевозчика (перевозчиков) (часть 1 указанной статьи).
Согласно статье 7 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 г. N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" регулярные перевозки осуществляются на основании выданной маршрутной карты и в соответствии с договором об организации регулярных перевозок, заключаемым Уполномоченным органом с перевозчиком.
Таким образом, для осуществления перевозок пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах законодательством предусмотрен особый порядок.
Так, в целях реализации Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 г. N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" и в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 02.02.2009 г. N 17 "Об утверждении Порядка проведения конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики 25.11.2010 г. провело конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Ижевск - Завьялово - М.Пурга - Сарапул - Киясово - Каракулино - Камбарка", в том числе по маршруту N 301 "Ижевск (Администрация Первомайского района) - Завьялово" (лот N 20).
По результатам конкурса победителем по лоту N 20 - маршрут N 301 "Ижевск (Администрация Первомайского района) - Завьялово" было признано ОАО "ИПОПАТ", с которым в последующем был заключен Договор об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике N 579 от 09.12.2010 г.
ОАО "ИПОПАТ" была выдана маршрутная карта на указанный маршрут.
Договоры об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по маршруту 301 "г. Ижевск (Администрация Первомайского района) - с. Завьялово", с иными лицами, в том числе с ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики не заключались, маршрутные карты на данный маршрут не выдавались.
Вместе с тем, в материалах дела имеются фотографии, фиксирующие осуществление посадки (высадки) пассажиров на остановочных пунктах в следующие транспортные средства (из транспортных средств): ГАЗ 322132 гос. номер ВА632/18, ГАЗ 322132 гос. номер КА399/18, ГАЗ 322132 гос. номер Р800УА/18.
Транспортное средство ГАЗ 322132 гос номер Р800УА/18 принадлежит на праве собственности ИП <_> (свидетельство о регистрации транспортного средства 18 ТК 789148).
Транспортное средство ГАЗ 322132 гос. номер. ВА632/18 принадлежит на праве собственности <_> (свидетельство о регистрации транспортного средства 18 ХВ 262445), которое было передано им по договору аренды автотранспортного средства без экипажа от 15.06.2011 г. ООО "АвтоЭкспресс".
Транспортное средство ГАЗ 322132 гос. номер КА399/18 принадлежит на праве собственности <_> (свидетельство о регистрации транспортного средства 18 ХВ 257672), которое было передано им по договору аренды автотранспортного средства без экипажа от 03.06.2011 г. ООО "АвтоЭкспресс".
Кроме того, по договорам аренды автотранспортного средства без экипажа от 02.06.2011 г., 19.08.2011 г., 02.12.2006 г., 02.06.2011 г., 22.10.2011 г., 03.06.2011 г., были переданы в аренду ООО "АвтоЭкспресс" следующие транспортные средства: Ford Tranzit гос. номер НА 271/18 и гос. номер НА 679/18; ГАЗ 322132 гос. номер КА713/18; ГАЗ 322132 гос. номер НА 526/18; ГАЗ 322132 гос. номер КМ512/23; PEUGEOT BOXER гос. номер НА 699/18.
Данный транспортные средства также осуществляют регулярную перевозку пассажиров по маршруту "г. Ижевск (Администрация Первомайского района) - с. Завьялово". Согласно представленным ООО "АвтоЭкспресс" маршрутным расписаниям, предусмотрено семь рейсов.
Между ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> заключен договор о совместной деятельности N 10 от 15.06.2011 г., на основании которого стороны осуществляют совместные пассажирские перевозки по данному маршруту.
При этом, маршрут, по которому осуществляют перевозку ИП <_> и ООО "АвтоЭкспресс", совпадает с маршрутом ОАО "ИПОПАТ" в части перевозки из с. Завьялово до остановки "гаражи" в г. Ижевске и от перекрестка ул. Удмуртская и ул. Ленина в г. Ижевске до конечной остановки "Администрация Первомайского района".
Вместе с тем, у ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> отсутствует утвержденный Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики паспорт указанного маршрута, а также маршрутные карты. Договор об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике с указанными лицами Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики не заключало. Таким образом, осуществление ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> перевозки пассажиров без заключенного договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, с отсутствием маршрутных карт, утвержденных паспорта маршрута "г. Ижевск - с. Завьялово" и графиков движения нарушает статью 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; пункты 5.2, 5.2.1., 5.2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2; статью 7 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 г. N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике".
Такие действия ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> ставят их в преимущественное положение перед иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичный вид деятельности и действующими с соблюдением требований действующего законодательства к осуществлению пригородных и междугородных перевозок пассажиров автомобильным транспортом. В частности, ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> получают преимущества перед ОАО "ИПОПАТ", осуществляющим перевозки по утвержденному маршруту "г. Ижевск (Администрация Первомайского района) - с. Завьялово" на основании договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике N 579 от 09.12.2010 г., заключенного по результатам конкурса.
Указанные действия ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> способны причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, в том числе ОАО "ИПОПАТ".
Исходя из изложенного, осуществление ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> деятельности по регулярной перевозке пассажиров без заключения соответствующего договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, с отсутствием утвержденных паспорта маршрута "г. Ижевск (Администрация Первомайского района) - с. Завьялово" и графиков движения, что направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушает статью 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; пункты 5.2, 5.2.1., 5.2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2; Главы 2, 3 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 г. N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике", требования добропорядочности, разумности и справедливости, способно причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам, нарушает часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С целью прекращения недобросовестной конкуренции и руководствуясь пунктом г) части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ООО "АвтоЭкспресс" и ИП <_> предписания о прекращении недобросовестной конкуренции.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России решила:
1. Признать действия ИП <_> по осуществлению регулярной перевозки пассажиров по маршруту "г. Ижевск (Администрация Первомайского района) - с. Завьялово" без заключенного договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, с отсутствием утвержденных паспорта маршрута "г. Ижевск - с. Завьялово", графиков движения и маршрутных карт, что направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушает статью 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; пункты 5.2, 5.2.1., 5.2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2; Главы 2, 3 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 г. N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике", требования добропорядочности, разумности и справедливости, способно причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам,
недобросовестной конкуренцией, нарушающей часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать действия ООО "Авто-Экспресс" по осуществлению регулярной перевозки пассажиров по маршруту "г. Ижевск (Администрация Первомайского района) - с. Завьялово" без заключенного договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, с отсутствием утвержденных паспорта маршрута "г. Ижевск - с. Завьялово", графиков движения и маршрутных карт, что направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушает статью 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; пункты 5.2, 5.2.1., 5.2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2; Главы 2, 3 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 г. N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике", требования добропорядочности, разумности и справедливости, способно причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам,
недобросовестной конкуренцией, нарушающей часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Признать ИП <_> нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Признать ООО "Авто-Экспресс" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
5. Выдать ИП <_> предписание о прекращении осуществления недобросовестной конкуренции.
6. Выдать ООО "Авто-Экспресс" предписание о прекращении осуществления недобросовестной конкуренции.
7. Передать материалы дела N СЮ04-02/2011-15 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ИП <_> производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Передать материалы дела N СЮ04-02/2011-15 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Авто-Экспресс" и виновного должностного лица Общества производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в трехмесячный срок с момента вынесения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 8 февраля 2012 г. N СЮ04-02/2011-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016