Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области
(опубликовано 22 сентября 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена "19" сентября 2011 года
Полный текст решения изготовлен "22" сентября 2011 года
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /_/ (далее - Комиссия Калужского УФАС России),
в присутствии представителя ООО "Автотранспортная эксплуатационная компания" /_/ (доверенность от 01.02.2011 г.), в отсутствии представителя ОАО "Русская страховая транспортная компания", а также в отсутствии заявителей /_/ надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело N04-47/2011 по признакам нарушения ООО "Автотранспортная эксплуатационная компания" (249722, Калужская область, г. Козельск, ул. Чкалова, д.75; ИНН 4009008724) и ОАО "Русская страховая транспортная компания" (141400, Московская обл., г. Химки, ул. Энгельса, 7/15; ИНН 7717013599) пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установила:
1. В Калужское УФАС России поступили заявления от граждан /_/ о неправомерности действий ООО "Автотранспортная эксплуатационная компания" (далее ООО "АТЭК", Автовокзал) и ОАО "Русская страховая транспортная компания" (далее ОАО "РСТК"), выразившихся в продаже страховых полисов добровольного страхования совместно с автобусными билетами без уведомления покупателя и получения от него предварительного согласия.
В рамках рассмотрения указанных заявлений сотрудниками Калужского УФАС России было установлено, что между ОАО "РСТК" и ООО "АТЭК" заключен договор N40001ДСП-00009/11 о представительских услугах от 01.01.2011 г., согласно которому Автовокзал представляет интересы страховой компании перед застрахованными лицами, а страховая компания поручает Автовокзалу, уполномоченному в качестве юридического лица, заключать договоры страхования через своих работников, которые являются страховыми агентами ОАО "РСТК".
При этом ООО "АТЭК" обязано информировать об услугах ОАО "РСТК" по страхованию пассажиров и соблюдать правило добровольности страхования пассажиров.
В целях подтверждения фактов, изложенных в заявлениях граждан, сотрудниками Калужского УФАС России была произведена закупка автобусных билетов в кассе ООО "АТЭК" (акт покупки автобусного билета от 03 августа 2011 г.), которая подтвердила продажу страховых полисов совместно с автобусными билетами без предварительного согласия или желания потенциального пассажира. Кассиром не были разъяснены порядок и условия такого страхования. Стоимость по каждой отдельной услуге покупателю не оглашалась, т.е. кассир сообщал покупателю итоговую сумму к оплате, включающую стоимость автобусного билета и полиса добровольного страхования.
Таким образом, при оказании услуг по продаже автобусных билетов кассирами в рамках исполнения ООО "АТЭК" и ОАО "РСТК" договора N40001ДСП-000009/11 о представительских услугах от 01.01.2011 г. происходит навязывание потенциальному пассажиру услуг добровольного страхования, которые не относятся к предмету договора перевозки, и в которых потенциальный пассажир не заинтересован.
Порядок добровольного страхования (выдача страховых полисов одновременно с продажей проездных билетов) утвержден директором Калужского филиала ОАО "РСТК" /_/, что свидетельствует об осведомленности страховой компании о совершаемых работниками ООО "АТЭК" действиях.
Пунктом 5 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" запрещены согласованные действия, выразившиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, в действиях ООО "АТЭК" и ОАО "РСТК" были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства в части совершения согласованных действий по навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован.
На основании изложенного, Приказом от 10.06.2011 N109 в отношении ООО "АТЭК" и ОАО "РСТК" возбуждено дело N04-47/2011 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Как было указано выше, между ОАО "РСТК" и ООО "АТЭК" заключен договор N40001ДСП-000009/11 о представительских услугах от 01.01.2011 г. (далее - Договор о представительских услугах). Предметом данного договора является представление ООО "АТЭК" интересов страховой компании перед застрахованными лицами путем заключения договоров страхования через своих работников, которые являются страховыми агентами ОАО "РСТК". При этом договор страхования заключается на основании Правил добровольного страхования пассажиров автомобильного транспорта от несчастных случаев N07-01/1 от 06.04.2001 г. (в редакции от 10.01.2008 г.), которые являются неотъемлемой частью договора о представительских услугах.
Одновременно с Договором о представительских услугах между ОАО "РСТК" и кассирами ООО "АТЭК" заключены Агентские договоры, согласно которым ОАО "РСТК" поручает страховому агенту (кассиру), а страховой агент берет на себя обязательство совершать от имени и за счет ОАО "РСТК" юридические действия по заключению договоров добровольного страхования пассажиров, а ОАО "РСТК" обязуется уплатить страховому агенту вознаграждение за оказываемые услуги.
Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В соответствии с ч.2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен в том числе, путем вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса, подписанного страховщиком.
Рабочей инструкцией, утвержденной Директором Калужского Филиала ОАО "РСТК" предусмотрено, что страховой агент обязан осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, агентским договором, лицензией ОАО "РСТК" на осуществление страхования. Перед заключением договоров добровольного страхования пассажиров от несчастного случая (продажей полиса добровольного страхования пассажира) агент обязан устно предложить потенциальному страхователю заключить договор добровольного страхования пассажиров от несчастного случая, разъяснить добровольность страхования и огласить отдельно стоимость Полиса добровольного страхования, в случае его продажи при оформлении проездного билета на транспорт. Также агент должен разъяснить: размер страхового тарифа; срок действия договора (полиса) и порядок получения страхового возмещения при наступлении страхового случая. В случае желания пассажира заключить договор добровольного страхования пассажиров от несчастного случая перед его заключением (продажей Полиса добровольного страхования) получить от пассажира устное согласие на заключение договора добровольного страхования пассажиров от несчастного случая на названных Агентом существенных условиях. После получения от пассажира устного согласия на заключение договора добровольного страхования пассажиров от несчастного случая - получить от пассажира страховую премию за выдачу полиса добровольного страхования. После получения страховой премии за выдачу Полиса добровольного страхования оформить, выдать Полис добровольного страхования, а также сообщить страхователю о возможности расторгнуть договор добровольного страхования пассажиров от несчастного случая (отказаться от Полиса добровольного страхования) в любой момент до начала поездки на автомобильном транспорте.
Аналогичные требования установлены в пункте 2.2.2. Агентских договоров, где также указано, что страховой агент должен устно предложить потенциальному страхователю заключить договор страхования и разъяснить его существенные условия (объект страхования, перечень страховых случаев, размер страхового тарифа, срок действия договора, порядок страховых выплат и др.), в том числе огласить отдельно стоимость полиса добровольного страхования, в случае его продажи при оформлении проездного билета на транспорт.
Кроме того, пунктом 6.2 Правил добровольного страхования пассажиров автомобильного транспорта от несчастных случаев N07-01/1 от 06.04.2001 г. также предусмотрено, что основанием для заключения договора страхования является устное заявление Страхователя, сделанное представителю Страховщика при заключении договора перевозки (приобретении проездного билета).
Доводы ответчиков о том, что страховые агенты (кассиры) при осуществлении страхования пассажиров соблюдали вышеизложенные требования, что подтверждается актом N1 от 27.07.2011 года "О проведении контрольной закупки автобусных билетов с полисам добровольного страхования пассажиров", не признаются Комиссией Калужского УФАС России обоснованными по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела N04-47/2011 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что Договор добровольного страхования оформляется одновременно с оформлением проездного документа.
Сумма страхового взноса по добровольному страхованию, уплачиваемая пассажиром, в стоимость билета на проезд не включается и отражается в отдельном полисе-чеке, который пробивается на единой кассовой ленте с проездным билетом. Номер полиса добровольного страхования соответствует номеру проданного билета.
Договор перевозки (продажа проездного билета) и Договор добровольного страхования оформляются одним и тем же лицом - билетным кассиром ООО "АТЭК". Согласно заявлениям, а также акту покупки автобусного билета от 03.08.2011 г., стоимость по каждой отдельной услуге покупателю (пассажиру) не оглашалась. Билетный кассир сообщал покупателю итоговую сумму, состоящую из стоимости автобусного билета и полиса добровольного страхования. Информация о том, что в стоимость автобусного билета включена стоимость добровольного страхования кассирами не озвучивалась. Продажа-покупка полисов добровольного страхования не озвучивалась ни одной из сторон товарно-денежных отношений, следовательно, покупатель оплачивал только тот товар, который им был заявлен при покупке.
Представленный ОАО "РСТК" Акт N1 от 27.07.2011 г. также не может быть признан объективным доказательством соблюдения принципа добровольности страхования, так как контрольная закупка была проведена путем опроса пассажиров на выходе из автовокзала, а не при помощи самостоятельного приобретения проездного билета, т.е. фактического контакта со страховым агентом (кассиром). При этом, согласно Распоряжению Директора Калужского филиала ОАО "РСТК" N400-04/1 от 25.07.2011 г. проверка соблюдения правил добровольности при продаже полисов добровольного страхования пассажиров осуществляется при помощи контрольной закупки автобусного билета с полисом в кассах автовокзалов, через которые осуществляется продажа полисов добровольного страхования пассажиров. Кроме того, подобное положение прописано и в Приказе директора Калужского филиала ОАО "РСТК" N27 от 20.12.2010 г. в соответствии с которым проверка правильности предложения продажи полисов добровольного страхования пассажиров осуществляется непосредственно в зале продажи билетов с периодичностью 2-3 раза в неделю. Между тем, исходя из объяснений заместителя директора Калужского филиала ОАО "РСТК" по продажам /_/ от 13.09.2011 г., должностное лицо страховой компании, ответственное за осуществление указанного контроля, бывает в г. Козельске примерно 2 раза в месяц. Какие-либо структурные подразделения ОАО "РСТК" способные проводить указанные мероприятия в установленные Приказом N27 от 20.12.2010 г. сроки в г. Козельске также отсутствуют.
Напротив, проведенная 03.08.2011 г. сотрудниками Калужского УФАС России с участием понятых закупка проездного билета показала несоблюдение кассиром правил добровольного страхования. Билетный кассир (страховой агент) не предложил потенциальному страхователю заключить договор добровольного страхования пассажиров от несчастного случая, не огласил стоимость Полиса добровольного страхования, а также не разъяснил существенные условия договора страхования: объект страхования, перечень страховых случаев, размер страхового тарифа, срок действия договора, порядок страховых выплат и др. Исходя из акта покупки автобусного билета от 03.08.2011 г., а также из объяснений билетного кассира /_/ от 13.09.2011 г. следует, что билетный кассир не имеет возможности спрашивать согласия на покупку полисов добровольного страхования у всех пассажиров, которые могут сами ознакомится с порядком добровольного страхования на стенах автовокзала и сообщить при покупке билета о нежелании приобретения полиса.
Между тем, наличие на кассах и стендах автовокзала информации о необходимости пассажирам при покупке билетов сообщать кассиру о желании либо отказе в приобретении полиса добровольного страхования пассажиров автомобильного транспорта от несчастных случаев также не может отвечать признакам добровольности страхования, так как молчание пассажира по поводу приобретения страхового полиса в данном случае не может свидетельствовать о желании его приобрести.
Комиссией Калужского УФАС России принимается во внимание и тот факт, что осуществление одним и тем же лицом функций работника ООО "АТЭК" по продаже билетов (билетного кассира) и обязанностей страхового агента ОАО "РСТК" в здании автовокзала создает объективную возможность по навязыванию пассажирам, заинтересованным в покупке билетов на транспорт, страховых услуг, так как данные лица, получая от страховой компании вознаграждение, размер которого зависит от количества проданных полисов, являются материально заинтересованными в таком навязывании.
3. Статьей 8 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
При этом квалифицирующее значение для установления указанного нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду согласованных действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.
Согласованные действия хозяйствующих субъектов предполагают предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.
Согласованные действия, не имеющие какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей, предполагают скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.
В рассматриваемом случае товарным рынком является рынок оказания страховых услуг в географических границах города Козельска Калужской области.
Комиссией Калужского УФАС России установлено, что навязывание потенциальному пассажиру услуг добровольного страхования является взаимовыгодным как для ООО "АТЭК", так и для ОАО "РСТК". Страховая компания получает большие страховые сборы и, соответственно, больший доход от своей страховой деятельности, а автовокзал, помимо материального стимулирования работников своей организации через агентские вознаграждения, также получает возможность использования денежных средств, поступивших в кассу общества от продажи страховых полисов, до даты перечисления их на счет страховой компании (до 15 числа месяца, следующего за отчетным). Кроме того, Договором о представительских услугах предусмотрено, что ОАО "РСТК" выделяет денежные средства по заявке ООО "АТЭК" на проведение мероприятий по безопасности движения.
Действия по реализации полисов добровольного страхования пассажиров не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. ООО "АТЭК" и ОАО "РСТК" не являются по отношению друг к другу потенциальными приобретателями или потенциальными продавцами услуг, следовательно, согласованные действия не являются вертикальными.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N220, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке не требуется. Кроме того, действия, прописанные в части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции", прямо запрещены законом и не требуют, как это предусмотрено для части 2 указанной статьи, установления признаков ограничения или устранения конкуренции.
Указанные хозяйствующие субъекты осуществляют различную уставную деятельность, но их согласованные действия фактически привели к объединению разных товаров (услуг), используя единый механизм реализации, направленный на общего покупателя. Разделение товаров (услуг) происходило только по требованию пассажиров. Выстроенная модель группового поведения и неинформированность пассажиров позволила без усилий продвигать соответствующий товар, ущемляя интересы покупателей.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что рассматриваемые действия ответчиков по организации продажи билетными кассирами ООО "АТЭК" полисов добровольного страхования от несчастного случая на время поездки (посредством оформления соответствующих полисов-чеков с использованием контрольно-кассовых машин ООО "АТЭК") и одновременным оформлением (на единой кассовой ленте и при единой нумерации чеков и автобусных билетов) договора перевозки (продажа проездного билета) и договора добровольного страхования (продажа полис-чека) без получения предварительного согласия пассажира являются согласованными действиями хозяйствующих субъектов на рынке страховых услуг города Калуги, которые приводят (в случае с /_/) или могут привести к навязыванию пассажирам условий, не относящихся к предмету договора перевозки, а именно к навязыванию договора добровольного страхования от несчастного случая на время поездки.
На основании изложенного Комиссией Калужского УФАС России установлено, что ООО "АТЭК" и ОАО "РСТК" допущено нарушение пункта 5 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении согласованных действий, которые привели к навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован.
Оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ООО "АТЭК" и ОАО "РСТК" не выявлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ООО "АТЭК" и ОАО "РСТК", выразившиеся в навязывании потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован, нарушающими пункт 5 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "АТЭК" и ОАО "РСТК" предписание об устранении нарушения пункта 5 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушения антимонопольного законодательства
"22" сентября 2011 г. г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя Калужского УФАС России Велема С.И., начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России Гаранина В.А., заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России Магера А.А., специалиста 2 разряда отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России Ларечкина И.В.,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") и на основании решения по делу N 04-47/2011. предписывает:
1. ООО "Автотранспортная эксплуатационная компания" прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" путем прекращения осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, которые приводят или могут привести к навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Калужское УФАС России в срок до "31" октября 2011 года путем направления соответствующего уведомления.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушения антимонопольного законодательства
"22" сентября 2011 г. г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя Калужского УФАС России Велема С.И., начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России Гаранина В.А., заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России Магера А.А., специалиста 2 разряда отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России Ларечкина И.В.,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") и на основании решения по делу N 04-47/2011. предписывает:
1. ОАО "Русская страховая транспортная компания" прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" путем прекращения осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, которые приводят или могут привести к навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Калужское УФАС России в срок до "31" октября 2011 года путем направления соответствующего уведомления.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (опубликовано 22 сентября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016