Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
от 26 сентября 2011 г. N 12-10-93/399
Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: <>
Члены Комиссии: <>
<>
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <>
рассмотрев жалобу ЗАО "БИОКАД" на действия государственного заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку противоопухолевых препаратов для нужд ГУЗ "Областной онкологический диспансер", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
20.09.2011 г. в Управление федеральной антимонопольной службы по Костромской области поступила жалоба от ЗАО "БИОКАД" на действия государственного заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку противоопухолевых препаратов для нужд ГУЗ "Областной онкологический диспансер" (далее - Заказчик).
Согласно представленным материалам 12.09.2011 г. уполномоченный орган - департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области (далее - Уполномоченный орган), разместил на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку противоопухолевых препаратов для нужд ГУЗ "Областной онкологический диспансер" (извещение N 0141200002011001087).
Участник размещения заказа - ЗАО "БИОКАД" (далее - Заявитель) в своей жалобе обжалует действия государственного заказчика, который, по мнению заявителя, нарушил права участника размещения товара, что выражается в нарушении статьи 8, 11, 34, 41.6 Закона о размещении заказов. Установленные Заказчиком излишние требования к участнику размещения заказа, привели к невозможности принятия участия в открытом аукционе в электронной форме Заявителя. ЗАО "БИОКАД" также обжалует действия Заказчика по включению в состав одного лота поставку лекарственных средств, ограничивающих количество участников размещения заказа.
По мнению ЗАО "БИОКАД", в документации об открытом аукционе в электронной форме указаны требования к заполнению заявки участника размещения заказа, которая, кроме перечисленных требований, должна содержать, лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности - розничной торговли лекарственными препаратами или оптовой торговли лекарственными препаратами. При этом, ЗАО "БИОКАД" указывает, что имеет лицензию на производство лекарственных средств, которые производит. Указанное ведет к отсутствию возможности ЗАО "БИОКАД" участвовать в торгах на закупку производимых лекарственных средств, поскольку в один аукцион включены также иные препараты, которые ЗАО "БИОКАД" не производит, и соответственно не имеет право продавать.
Также, Заявитель ссылается на совместное письмо Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России и Федеральной антимонопольной службы от 31.10.2007 N 16811-АП/Д04, которое регламентирует порядок формирования лотов на закупку лекарственных средств.
В частности в нем содержатся следующие положения:
- любое объединение различных лекарственных средств в один лот потенциально ведет к снижению количества участников торгов, следовательно, необходимо избегать укрупнения лотов;
- не следует объединять в один лот лекарственные средства, входящие в различные группы в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 N 665 (далее - Приказ N 665).
- в случае размещения заказа на поставку лекарственного средства, которое в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом N 665, относится к группе XXX "Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения" либо к группам "Прочие." по каждому международному непатентованному наименованию формируется отдельный лот.
-не следует объединять лекарственное средство в один лот с другим лекарственным средством, в случае если по его международному непатентованному наименованию зарегистрировано только одно торговое наименование.
Представители государственного заказчика доводы жалобы не признают, нарушение Закона о размещении заказов и Закона о защите конкуренции отрицают.
Изучив и рассмотрев представленные материалы по открытому аукциону в электронной форме в результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом аукциона является поставка противоопухолевых препаратов для нужд ГУЗ "Областной онкологический диспансер".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 830 097 рублей.
Документация об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку противоопухолевых препаратов для нужд ГУЗ "Областной онкологический диспансер" утверждена главным врачом ГУЗ "Областной онкологический диспансер".
1. В пункте 1 раздела 15. "Требования к участникам размещения заказа" документации об открытом аукционе в электронной форме среди требований, установлено, ".соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом торгов - наличие у участника размещения заказа лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности - розничной торговли лекарственными препаратами или оптовой торговли лекарственными препаратами; ".
В соответствии со статьями 4, 45 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) организации, имеющие лицензию на производство - производители лекарственных средств, могут осуществлять продажу тех лекарственных средств, которые данная организация производит.
В соответствии с часть 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьей 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
На заседании Комиссии Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, представитель государственного заказчика признал факт установления излишних требований к участнику размещения заказа, а именно предоставление лицензии (в составе заявке) на право осуществления фармацевтической деятельности - розничной торговли лекарственными препаратами или оптовой торговли лекарственными препаратами, а также готовность внести изменения в документацию открытого аукциона в электронной форме.
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, установила факт нарушения государственным заказчиком - ГУЗ "Областной онкологический диспансер" нарушения части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. На заседании Комиссии, заведующая отделением химиотерапии ГУЗ "Костромской областной онкологический диспансер" пояснила обоснование включения в один лот аукциона различных лекарственных средств: "Включая в один лот аукциона лекарственные средства, государственный заказчик учитывал, что указанные лекарственные средства связаны функционально, технологически и направлены на получение максимального результата лечения онкологических заболеваний. Кроме, того, заявка на поставку противоопухолевых препаратов для нужд ГУЗ "Областной онкологический диспансер" составлялась для конкретных больных и под конкретный диагноз заболевания, учитывая сроки поставки данных препаратов для больных диспансера. Государственным заказчиком, после изучения практики размещения аналогичных заказов, ГУЗ "Областной онкологический диспансер" принял решение о целесообразности размещения заказа на поставку различных лекарственных средств, противоопухолевых препаратов в лоте одного аукциона. Кроме того, все препараты, указанные в открытом аукционе, используются для лечения злокачественных новообразований, данное подтверждается инструкцией к препаратам и анатомо-терапевтическо-химической классификации принятой Минздравсоцразвития РФ. Доводы ЗАО "БИОКАД" со ссылкой на совместное письмо Министерства экономического развития и торговли РФ N 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 8035 -ВС, ФАС России N ИА/20555 от 31.10.2007 года "О применении норм Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный заказчик считает несостоятельными, ввиду того, что оно несет рекомендательный характер.
Изучив представленные на заседании Комиссии документы и выслушав доводы представителей государственного заказчика, Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу, что документация аукциона, в соответствии с законодательством о размещении заказов, разрабатывается заказчиком и утверждается им исходя из своих потребностей. Закон о размещении заказов не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который в силу своей специфики может быть объединен в один лот (в данном случае по конкретным видам лечебного процесса). Многочисленная дробность лотов приведет к несвоевременному поступлению одних лекарственных средств и других, что отрицательным образом отразится на деятельности диспансера (заказчика), а также может привести к срыву лечебного процесса и неоказанию экстренной медицинской помощи.
Таким образом, по данному вопросу, указанному в жалобе ЗАО "БИОКАД", в действиях Государственного заказчика - ГУЗ "Областной онкологический диспансер", нарушений требований Закона о размещении заказов не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 17, 57, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, решила:
1. Признать жалобу ЗАО "БИОКАД" обоснованной в части предъявления излишних требований к участникам размещения заказа.
2. Признать факт нарушения государственным заказчиком - ГУЗ "Областной онкологический диспансер" части 5 статьи 41.6, Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному заказчику - ГУЗ "Областной онкологический диспансер" предписание об устранении нарушений части 5 статьи 41.6, Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем внесения изменений в документацию открытого аукциона в электронной форме.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
<>
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о размещении заказов
"26" сентября 2011 г. г. Кострома
Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе <>
на основании решения Комиссии Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов от 02.08.2011 г. по результатам рассмотрения жалобы ЗАО "БИОКАД" на действия государственного заказчика при размещении заказа путем открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку противоопухолевых препаратов для нужд ГУЗ "Областной онкологический диспансер" (извещение N 0141200002011001087) и проведенной внеплановой проверки на соответствие законодательству о размещении заказов, руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предписывает:
1. Государственному заказчику - ГУЗ "Областной онкологический диспансер" прекратить нарушение части 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в срок до 13.10.2011 г. путем внесения изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку противоопухолевых препаратов для нужд ГУЗ "Областной онкологический диспансер" в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, с учетом решения Комиссии Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов от 26.09.2011 г. по делу N 12-10-93/399 и обеспечивающих конкурентное участие в Аукционе.
2. Государственному заказчику - ГУЗ "Областной онкологический диспансер" продлить срок подачи аукционных заявок на участие открытом аукционе в электронной форме, на срок не менее 20 календарных дней, с указанием новых сроков подачи заявок и дату проведения аукциона.
При этом Заказчику проинформировать участников размещения заказа, ранее поданных заявок о возможности отозвать заявки и подать их на иных условиях с учетом внесения изменений в документацию данного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить выполнение государственным заказчиком настоящего предписания с выполнением требований Закона о размещении заказов.
4. О выполнении настоящего Предписания сообщить до 20.10.2011 г., представив в Костромское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.
Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
<>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 26 сентября 2011 г. N 12-10-93/399
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016