Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 20 октября 2011 г.
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 164 в отношении ООО "Модная цирюльня" <_> возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Модная цирюльня" (уведомлено надлежащим образом) установила:
В сентябре 2011 года в помещении ООО "Фитнес-студия "Нон-Стоп" по адресу г. Брянск, ул. Дуки, д. 62 распространялись рекламные буклеты салона красоты "Модная цирюльня" двух видов различного содержания.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие.
Ненадлежащей признается реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации в силу ст. 2 Федерального закона "О рекламе".
В первом рекламном буклете черного цвета указано:
"Redken_ Premium класс_ Loreal Kerastase_ Эксклюзивные салоны красоты "Модная цирюльня". На внутренней стороне буклета указано о предоставлении услуг массажа: "Массаж и СПА процедуры. Мы рады пригласить вас в кабинет массажа и коррекции фигуры. Вас встретят опытные и радушные специалисты". На внутренней стороне буклета, где размещена реклама массажа, отсутствует пометка о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов. Вышеуказанная пометка имеется на внешней стороне буклета, напечатана в виде сноски мелким шрифтом, но относится к рекламе услуг с помощью многофункциональной системы Cynosure Elite Aesthetic Worstation, предоставляемых салоном красоты "Модная цирюльня" - эпиляция, удаление вен лица и нижних конечностей, лазерное омоложение.
На втором рекламном буклете, выполненном на белом фоне, указано: "Уникальное предложение - передовые лазерные процедуры_ Эксклюзивные салоны красоты "Модная цирюльня". На внутренней стороне данного буклета рекламируется многофункциональная система Cynosure Elite Aesthetic Worstation, включающая александритовый и ниодимовый лазер, который позволяет выполнять множество лазерных процедур, в т.ч. удаление нежелательных волос пациентам с любым типом кожи (т.е. лазерная эпиляция), удаление вен лица и нижних конечностей, лечение эпидермальных пигментных образований, фотоомоложение (т.е. низкоинтенсивное лазерное воздействие)_ Лазерная коагуляция на уникальном аппарате Elite - новейший подход к лечению варикозной болезни. Является качественной альтернативой традиционному хирургическому подходу. Данная методика высокоэффективна и безопасна для пациента: на обрабатываемой поверхности кожи не остается следов от воздействия лазера. _Далее рассказывается о процедуре фотоомоложения на уникальном аппарате Elite и о том, что данный метод щадящий по причине абсолютно безвредного воздействия лазерных лучей на клетки кожи.
Согласно ч. 7 ст. 24 ФЗ N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Необходимая пометка имеется на внешней стороне буклета, однако ее размер не соответствует требованиям ч. 7 ст. 24 ФЗ N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе".
Таким образом, вышеуказанные рекламные буклеты не соответствуют требованиям ч. 7 ст. 24 ФЗ N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе".
В соответствии с отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Раздел 21 отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 N 113, относит массаж к лечению с помощью простых физических воздействий на пациента. Данным классификатором массаж отнесен к простым медицинским услугам.
Согласно раздела 22 вышеуказанного классификатора "Простые медицинские услуги" следует, что к простым медицинским услугам также относится деятельность по лечению с помощью лучевого (звукового, светового, лазерного, ультрафиолетового) воздействия, реклама которых осуществляется салоном красоты "Модная цирюльня".
Росздравнадзором разрешены к применению в медицинской практике на территории РФ медицинские технологии: фотоэпиляция, лазерная эпиляция, электроэпиляция. Удаление нежелательных волос, т.е. проведение эпиляции также отнесено к медицинским услугам согласно раздела 14 вышеуказанного классификатора "Простые медицинские услуги"
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 в практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, разрешенные к применению в установленном законом порядке и подлежащие лицензированию.
Согласно уведомлению от 03.10.2011 г. Департамента здравоохранения Брянской области в адрес ООО "Модная цирюльня" лицензия на медицинскую деятельность N ЛО-32-01-000457 еще не получена, однако срок ее действия составляет с 30.09.2011 г. по 30.09.2016 г. спорные рекламные буклеты уже распространялись в период, предшествующий 30 сентября 2011 г., что подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе предусмотрено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В рассматриваемых случае рекламные буклеты салона красоты "Модная цирюльня" формирует интерес к услугам разного вида массажа, лазерных процедур и направлены на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Следовательно, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы. Проанализировав размещенную рекламу, Комиссия пришла к выводу о том, что формулировки рекламных буклетов способны ввести потребителей в заблуждение, поскольку формируют впечатление о наличии у ООО "Модная цирюльня" соответствующих полномочий на оказание рекламируемых медицинских услуг, что приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым видом услуг.
Таким образом рекламные буклеты салона красоты "Модная цирюльня" также не соответствуют требованиям ч. 7 ст. 5 и ч. 7 ст. 7 ФЗ N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе".
В соответствии со ст. 3 указанного закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования. В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно договора возмездного оказания услуг от 25.01.2011 г. рекламодателем данной рекламы является ООО "Модная цирюльня" <_> а рекламораспространителем является ИП <_>
В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 38 указанного закона ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 ФЗ N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе" несет рекламодатель, а за нарушение ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 - рекламораспространитель.
Руководствуясь п. 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу салона красоты "Модная цирюльня" о предоставлении медицинских услуг - массажа, а также деятельности по лечению с помощью лучевого воздействия (удаление нежелательных волос пациентам (эпиляция), удаление вен лица и нижних конечностей, лечение эпидермальных пигментных образований, фотоомоложение (низкоинтенсивное лазерное облучение кожи), лазерная коагуляция), распространявшуюся в сентябре 2011 года в помещении ООО "Фитнес-студия "Нон-Стоп" по адресу г. Брянск, ул. Дуки, д. 62 в виде буклетов, поскольку она не соответствует требованиям ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"".
2. Выдать ООО "Модная цирюльня" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренное ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Решение изготовлено в полном объеме "28" октября 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"20" октября 2011 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от "20" октября 2011 г. по делу N 164 в отношении ООО "Модная цирюльня" <_> о признании ненадлежащей рекламы салона красоты "Модная цирюльня" о предоставлении медицинских услуг,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Модная цирюльня" прекратить нарушение требований ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", выразившееся в распространении ненадлежащей рекламы салона красоты "Модная цирюльня" о предоставлении медицинских услуг - массажа, а также деятельности по лечению с помощью лучевого воздействия (удаление нежелательных волос пациентам (эпиляция), удаление вен лица и нижних конечностей, лечение эпидермальных пигментных образований, фотоомоложение (низкоинтенсивное лазерное облучение кожи), лазерная коагуляция), распространявшуюся в сентябре 2011 года в помещении ООО "Фитнес-студия "Нон-Стоп" по адресу г. Брянск, ул. Дуки, д. 62 в виде буклетов.
Срок исполнения предписания 10 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ООО "Модная цирюльня" представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Предписание изготовлено в полном объеме "28" октября 2011 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 20 октября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016