Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 12 сентября 2013 г. N 02-35/2013-025
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<_>
рассмотрев дело N 02-35/2013-025, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ИП Шестухиной Н.<_> А.<_> (<_>) - представителя по доверенности от 17 июля 2013 года <_>
- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ИП Цыплова С.<_> А.<_> (<_>), установила:
В ходе рассмотрения заявления, поступившего в Ивановское УФАС России, были выявлены факты распространения в газете "Местный спрос" рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в газете "Местный спрос" N50(533) от 11.12.2012 стр.20 была размещена реклама следующего содержания: "3% 5% скидки 20% 40% нам 5 лет для организаций специальные предложения. Окна из ПВХ и алюминия немецкое качество- гарантия 5 лет - профессиональный монтаж входные и межкомнатные двери сталь - шпон - ламинат - противовзломная фурнитура балконы все виды отделки пвх вагонка - пвх панели - сайдинг натяжные потолки Рассрочка 0% Кредит до 2 лет Альфа Банк. Бесплатные замеры и доставка. Наличный и безналичный расчет. пл. Ленина, 20, тел.:4-32-41, 8-908-565-15-58".
Указанная реклама содержит признаки нарушения ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Также рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего финансовую услугу, что свидетельствует о признаках нарушения ч.1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Факт установления сотрудниками Ивановского УФАС России распространения указанной рекламы подтверждается газетой "Местный спрос" N50(533) от 11.12.2012.
Ивановским УФАС России по данному факту 24 июня 2013 года возбуждено дело N 02-35/2013-025 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Определением от 17 июля 2013 года рассмотрение указанного дела было отложено на 20 августа 2013 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Определением от 20 августа 2013 года рассмотрение указанного дела было отложено на 12 сентября 2013 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к реализуемым товарам и финансовой услуге - кредите;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.
Объектами рекламирования в данном случае являются окна ПВХ и другие товары, а также финансовая услуга - кредит.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.
В материалах дела имеется заключенный между ИП Цыпловым С.А. и ОАО "Альфа-Банк" Договор N АП37010004 от 02 мая 2007 года о сотрудничестве с торговой организацией, предметом которого является порядок взаимодействия сторон при обслуживании клиентов, приобретающих в торговой точке товар с оплатой за счет кредита, предоставленного клиенту банком.
Вместе с тем, из текста рекламы следует, что указанный кредит предоставляется на любую сумму, любой процент и т.д. Поэтому указание в рекламе только срока представления финансовой услуги может ввести потребителей в заблуждение.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименование) организации, предоставляющей соответствующую услугу.
В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Следовательно, в данном случае наименование лица, оказывающего финансовую услугу, - ОАО "Альфа-Банк".
В ч.1 ст.28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию всех реквизитов организаций, оказывающих финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. За нарушение требований ч.3 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 37-00111 от 08.04.2010 учредителем газеты "Местный спрос" является <_> Пунктом 2.2.10 Договора между учредителем и издателем СМИ от 01.01.2011 предусмотрено, что ИП Шестухина Н.А., как издатель газеты "Местный спрос", обязана организовывать и обеспечивать распространение газеты коммерческим способом.
Согласно объяснениям ИП Шестухиной Н.А. макет объявления в редакцию газеты был предоставлен ИП Цыпловым С.А. на флэш-носителе (вх. N1996 от 10.07.2013), оплата производилась наличными средствами.
Согласно письменным объяснениям ИП Цыплова С.А. макет указанной рекламы был разработан и произведен газетой "Местный спрос", перед опубликованием с ним не согласовывался.
На рассмотрении указанного дела 17 июля 2013 года представитель ИП Шестухиной Н.А. пояснила, что, макет указанной рекламы перед опубликованием был согласован с доверенным лицом ИП Цыплова С.А., в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.
Согласно определению от 17 июля 2013 года об отложении рассмотрения дела N02-35/2013-025 ИП Шестухиной Н.А. надлежало представить в Ивановское УФАС России доверенность, выданную ИП Цыпловым С.А. своему представителю <_> на согласование макета рекламы.
Однако в установленный срок ИП Шестухиной Н.А. в Ивановское УФАС России представлена только копия товарного чека об оплате рекламы в N50 газеты (вх. N 2237 от 05.08.2013). При этом роспись заказчика в указанном товарном чеке не совпадает с росписью в контрольной распечатке объявления, имеющейся в материалах дела.
На рассмотрении дела N02-35/2013-025 представитель ИП Шестухиной Н.А. факт нарушения законодательства о рекламе признала и пояснила, что с ИП Цыпловым С.А. согласовывался макет другой рекламы, частично совпадающий по содержанию с рассматриваемой рекламой. <_> представила в материалы дела контрольную распечатку с подписью ИП Цыплова С.А. от 14 мая 2010 года.
20 августа 2013 года на рассмотрении дела N02-35/2013-025 ИП Цыплов С.А. сообщил, что макет рассматриваемой рекламы был разработан и произведен газетой "Местный спрос", при этом оплачивал опубликование указанной рекламы его представитель, не уполномоченный согласовывать от его имени текст рекламы. К тому же Договор с ОАО "Альфа-Банк" о сотрудничестве на сегодняшний день расторгнут.
Также ИП Цыплов С.А. пояснил, что при разработке макета рекламы он сообщил в газету сведения о возможности оформления покупки товаров в кредит ОАО "АльфаБанка"; факт нарушения, допущенного из-за незнания норм законодательства о рекламе, признал.
В ответ на запрос Ивановского УФАС России ОАО "Альфа-Банк" сообщило, что заключенный с ИП Цыпловым С.А. Договор N АП37010004 от 02 мая 2007 года о сотрудничестве с торговой организацией до настоящего времени не расторгнут.
12 сентября 2013 года ИП Цыплов С.А., уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исходя из изложенного, учитывая, что макет рассматриваемой рекламы был опубликован в газете без согласования с рекламодателем, Комиссия пришла к выводу о том, что ответственность за распространение рассматриваемой рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лежит на рекламораспространителе.
Рекламораспространителем указанной рекламы является ИП Шестухина Н.А.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, следующего содержания: "3% 5% скидки 20% 40% нам 5 лет для организаций специальные предложения. Окна из ПВХ и алюминия немецкое качество- гарантия 5 лет - профессиональный монтаж входные и межкомнатные двери сталь -шпон - ламинат - противовзломная фурнитура балконы все виды отделки пвх вагонка - пвх панели - сайдинг натяжные потолки Рассрочка 0% Кредит до 2 лет Альфа Банк. Бесплатные замеры и доставка. Наличный и безналичный расчет. пл. Ленина, 20, тел.:4-32-41, 8-908-565-15-58", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.1 и ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 12 сентября 2013 г. N 02-35/2013-025
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016