Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 23 сентября 2013 г. N 337-149Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_>
члены Комиссии: <_> рассмотрев дело N 337-149р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Издательский дом "Социум" (394030, г. Воронеж, ул. Средне-Московская, 7/192, ИНН 3666134122, далее - ООО ИД "Социум"), Индивидуальным предпринимателем <_> (<_> далее - ИП <_>) части 7 статьи 24 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии ИП <_> <_> ООО "Тонус клуб" - <_> представителя ООО ИД "Социум" - <_> (<_> далее - представитель ООО ИД "Социум"), установила:
В ходе мониторинга СМИ - печатных изданий сотрудником Воронежского УФАС России выявлен факт распространения в журнале "ШЕФ" на страницах 30-31 N 1 (июнь-июль) 2013 года следующей информации:
"/_/альтернатива хирургическим методам удаления жировых отложений - инфракрасные штаны/_/улучшается циркуляция крови, ускоряются естественные метаболические процессы организма/_/Процедура "прессотерапия" или прессомассаж позволит восстановить водный баланс организма и нормализовать циркуляцию лимфы, улучшить кровообращение/_/ Сама процедура заменяет от 20 до 30 сеансов ручного массажа. Магнитотерапия в буквальном смысле заряжает организм энергией и помогает преодолеть метеочувствительность/_/В ТОНУС-КЛУБЕ предлагают уникальную процедуру - сеансы массажной кровати/_/" (далее - рассматриваемая информация).
Определением о возбуждении дела N 337-149р от 23.08.2013 рассмотрение дела назначено на 10 часов 30 минут (мск) 23 сентября 2013.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются "Тонус клуб" и оказываемые им, в том числе медицинские, услуги (массаж, магнитотерапия и др.).
В ходе рассмотрения дела ИП <_> факт нарушения требований части 7 статьи 24 и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не признала. При этом ИП <_> пояснила, что услуги, рекламируемые на страницах 30-31 N 1 (июнь-июль) 2013 года журнала "ШЕФ", и оказываемые ООО "Тонус-клуб" (пользователь ИП <_>) являются физкультурно-оздоровительными, а не медицинскими, поскольку оказываются с использованием приборов, не относящихся к медицинским, а именно:
1. системы магнитной терапии WSM-02 - код ОКП 96 1910, являющейся изделием для общефизической подготовки населения;
2. аппарата прессомассажа Ballancer, аппарат электрического вибромассажного (массажная кровать) - код 51 5656, относящимся к машинам и бытовым приборам с электродвигателем и работающим на основе физических эффектов, электроприборам для массажа;
3. системы глубокого прогревания с использованием инфракрасного тепла (инфракрасные штаны) код ОК 005 (ОКП) 34 6870, относящейся к инструментам и приборам санитарно-гигиеническим электронагревательным.
ИП <_> пояснила, что применять вышеперечисленное оборудование в медицинских целях не представляется возможным, так как оборудование ООО "Тонус-клуб" для этого не предназначено. Соответственно, физкультурно-оздоровительные услуги, оказываемые ООО "Тонус-клуб" с использованием указанного оборудова6ния не являются "простой медицинской услугой", так как не содержат элементов профилактики, диагностики или лечения каких-либо заболеваний.
Вместе с тем, ИП <_> пояснила также, что для занятий на оборудовании, установленном в спортивно-оздоровительном клубе "Тонус-клуб", имеются противопоказания, в связи с чем, до начала занятий необходима консультация специалиста - медицинского работника.
Представитель ООО ИД "Социум" факт нарушения требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" признал.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
ИП <_> и ООО ИД "Социум" оригинал-макет рассматриваемой рекламы, согласованный между собой, не предоставили в связи с его отсутствием.
В соответствии с Актом от 24.05.2013 N 26 по взаимозачету однородных требований ИП <_> и ООО ИД "Социум" претензий по содержанию рассматриваемой рекламы, опубликованной на страницах 30-31 N 1 (июнь-июль) 2013 года журнала "ШЕФ" друг к другу не имеют.
В соответствии с Федеральным Законом от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (далее - Приказ "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг") утвержден перечень медицинских услуг, в который входят такие медицинские услуги, как массаж (21 - лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия), магнитотерапия (17 - электромагнитное лечебное воздействие на органы и ткани) и др.
Приказом "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" магнитотерапия и массаж отнесены к медицинским услугам класса "А", который включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
Таким образом, услуги, рекламируемые, но не оказываемые ООО "Тонус клуб", являются медицинскими.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламе отсутствуют предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, указанных в рекламе, а также о необходимости получения консультации специалистов, что не допускается частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о природе услуг, оказываемых ООО "Тонус клуб", поскольку по названию услуги в рекламе (магнитотерапия, массаж) совпадают с медицинскими услугами, что вводит потребителей рассматриваемой рекламы в заблуждение.
Тем самым, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 24 и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы, в соответствии с договором возмездного оказания услуг N 36/948Ш-С от 24.05.2013 является ИП <_>
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе части 7 статьи 24 и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы в соответствии с договором возмездного оказания услуг N 36/948Ш-С от 24.05.2013 является ООО ИД "Социум".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, в том числе части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе рекламодателю и рекламораспространителю.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:
"/_/альтернатива хирургическим методам удаления жировых отложений - инфракрасные штаны/_/улучшается циркуляция крови, ускоряются естественные метаболические процессы организма/_/Процедура "прессотерапия" или прессомассаж позволит восстановить водный баланс организма и нормализовать циркуляцию лимфы, улучшить кровообращение/_/ Сама процедура заменяет от 20 до 30 сеансов ручного массажа. Магнитотерапия в буквальном смысле заряжает организм энергией и помогает преодолеть метеочувствительность/_/В ТОНУС-КЛУБЕ предлагают уникальную процедуру - сеансы массажной кровати/_/"", распространенную в журнале "ШЕФ" на страницах 30-31 N 1 (июнь-июль) 2013 года, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО ИД "Социум" предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы либо путем приведения ненадлежащей рекламы в соответствие с законодательством о рекламе.
3. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 24 и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы либо путем приведения ненадлежащей рекламы в соответствие с законодательством о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 04 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 23 сентября 2013 г. N 337-149Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016