Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу
(опубликовано 26 сентября 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2013 г.
Единая Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:(.), в присутствии представителя Заказчика (.) по доверенности от 23.09.2013 года, члена Единой комиссии (.); в присутствии Генерального директора ООО "ПЭК" (.), рассмотрев обращение Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования поселка Угольные Копи" (исх. N 1117 от 16.09.2013) в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПЭК" в связи с уклонением от заключения Гражданско-правового договора (далее - Договор) в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 2005 N 94- ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В результате проведенной внеплановой проверки, в соответствии с частью 8 статьи 17 Закона о размещении заказов и Приказа ФАС России от 27 августа 2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", Комиссия установила:
В Чукотское УФАС России 17 сентября 2013 года поступило обращение муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования поселка Угольные Копи" (далее - Заказчик) на действия Общества с ограниченной ответственностью "ПЭК" (далее - ООО "ПЭК", Общество) в связи с уклонением от заключения Договора при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту систем отопления, водоснабжения и канализации в детском саду "Снежинка" Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования поселка Угольные Копи", реестровый номер торгов 0188300001213000131 (далее - Аукцион).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов "размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме".
Порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме, регламентирован Главой 3.1 Закона о размещении заказов.
Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов, "под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном настоящей главой".
Требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются статьей 11 Закона о размещении заказов.
В пункте 2 части 2 статьи 11 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить к участникам размещения заказа, в том числе требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
В результате рассмотрения Сведений и осуществления внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Заказчик на электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru 31.07.2013 года опубликовал извещение и документацию об открытом аукционе в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 314 581,00 руб.
На основании части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Заказчик в аукционной документации, установил дополнительные требование к участникам, а именно, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 22 августа 2013 аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участниками открытого аукциона заявки: ООО "Восточная Холдинговая Компания" - порядковый номер 5574797, ООО "Креон" - порядковый номер 5574802, ООО "Арланда" - порядковый номер 5574792, ООО "ПЭК" - порядковый номер 5528435.
В соответствии с частью 1 статьи 41.11 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Также, Аукционной комиссией при рассмотрении представленных участниками ООО "Восточная Холдинговая Компания", ООО "Креон", ООО "Арланда", ООО "ПЭК" документов на соответствие требованиям документации об Аукционе, 26.08.2013 года был произведен запрос в разделе "Реестр недобросовестных поставщиков" на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по адресу www.zakupki.gov.ru, что подтверждается скриншотом.
На основании запроса установлено, что сведения об участниках ООО "Восточная Холдинговая Компания", ООО "Креон", ООО "Арланда" содержатся в Реестре недобросовестных поставщиков, т.е. ООО "Восточная Холдинговая Компания", ООО "Креон", ООО "Арланда" участвуя в Аукционе, нарушили пункт 2 части 2 статьи 11 Закона о размещении заказов, а также пункт 22 "Дополнительные требования к участникам размещения заказа" аукционной документации.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является основанием для аукционной комиссии для отклонения заявок ООО "Восточная Холдинговая Компания", ООО "Креон", ООО "Арланда", как несоответствующих установленным требованиям пункта 22 аукционной документации и в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ.
Заказчиком 26 августа 2013 года подведены итоги открытого аукциона в электронной форме и оформлены Протоколом N 174/105 от 26.08.2013 (далее - Протокол N 174/105), согласно которому, аукционная комиссия приняла решение:
- признать вторые части заявок ООО "Восточная Холдинговая Компания", ООО "Креон", ООО "Арланда" не соответствующими требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (пункт 8.1 Протокола N174/105);
- Аукцион признан несостоявшимся на основании части 11 статьи 41.11 Закона N94-ФЗ (пункт 9 Протокола N 174/105).
Пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить к участникам размещения заказа, в том числе требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
В силу части 6 статьи 11 Закона о размещении заказов проверка соответствия участников размещения заказа требованиям, указанным в том числе, в пункте 2 части 2 статьи 11, осуществляется аукционной комиссией. При этом заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
Аукционная комиссия на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимает решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 2 статьи 41.11 Закона от о размещении заказов).
Аукционной комиссией принято решение о заключении муниципального контракта с единственным участником - ООО "ПЭК" на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, по минимальной цене контракта, предложенной этим участником, а именно 2 100 000, 00 руб.
Заказчик 29.08.2013 года направил оператору электронной площадки проект Договора без подписи. В течение одного часа с момента получения проекта Договора оператор электронной площадки направил проект Договора без электронной цифровой подписи Заказчика, участнику размещения заказа ООО "ПЭК".
ООО "ПЭК" 29.08.2013 года направило в адрес Заказчика протокол разногласий, в котором со ссылкой на неправомерные действия комиссии выразило свое несогласие заключать Договор по минимальной цене, предложенной им по результатам аукциона с участниками не имеющим права в нем участвовать, и предложило заключить Договор по начальной (максимальной) цене.
02.09.2013 года Заказчиком в адрес ООО "ПЭК" направлен ответ на протокол разногласий.
04.09.2013 года ООО "ПЭК" направило в адрес Заказчика повторный протокол разногласий, в котором, ссылаясь на часть 11 статьи 41.9 Федерального закона, повторно потребовало заключить Договор по начальной (максимальной) цене.
05.09.2013 Заказчиком был направлен ответ на протокол разногласий и проект Договора, для подписания с регламентированной датой - 09.09.2013 года.
Согласно уведомлению оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк -ACT" участником размещения заказа ООО "ПЭК" в установленные законом сроки (09.09.2013 года) не направлены подписанный ЭЦП проект договора, документ об обеспечении исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о размещении заказов в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
В соответствии с частью 8 статьи 19 Закона о размещении заказов в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 данной статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.
Из объяснений ООО "ПЭК" следует, что основанием для отказа от заключения Договора послужил тот факт, что в аукционе участвовали компании, сведения о которых внесены в реестр недобросовестных поставщиков, а значит, их участие в открытом аукционе в электронной форме было незаконным. Проведение аукционной процедуры на понижение цены Общество считает неправомерной. Аукционная комиссия признала аукцион несостоявшимся, а значит, контракт должен быть заключен с единственным участником, принявшим на законных основаниях участие в аукционе, по указанной в извещении цене контракта.
Анализ положений Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном и умышленном уклонении от заключения контракта.
Предоставление тремя из четырех участниками торгов: ООО "Восточная Холдинговая Компания", ООО "Креон", ООО "Арланда", заведомо недостоверных сведений о своем соответствии требованиям аукционной документации являются целенаправленными и умышленными действиями, осуществленные с целью нанесения вреда добросовестным поставщикам.
В силу части 2.1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме принятие решения об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытых аукционах в электронной форме, проводимых в соответствии с главой 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется в соответствии со статьей 41.9 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов устанавливает, что участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений.
Участниками размещения заказа ООО "Восточная Холдинговая Компания", ООО "Креон" и ООО "Арланда" предоставили заведомо недостоверные сведения о своем соответствии требованиям аукционной документации, следовательно, аукционная комиссия должна была принять решение об отказе им в допуске к участию в Аукционе.
В данном случае ООО "ПЭК" становится единственным участником Аукциона, с которым контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, или по цене контракта, согласованной с таким участником размещения заказа и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта.
Оценив объективные и субъективные причины неисполнения ООО "ПЭК" требований по подписанию договора, установленных Законом о размещении заказов, Комиссия пришла к выводу о том, что признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении ООО "ПЭК" отсутствуют.
Обществом были предприняты меры по извещению (протокол разногласия) Заказчика о невозможности исполнения заказа по цене 2 100 000,00 руб., указанной в результате аукциона, и готовности заключить Договор по цене начальной (максимальной) указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае является несоразмерным характеру допущенного нарушения.
Учитывая эти обстоятельства, Комиссия пришла к обоснованному выводу, что представленные доказательства не подтверждают совершение ООО "ПЭК" действий, направленных на умышленное уклонение от заключения государственного контракта.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 5 статьи 17 и частями 1,8 статьи 19 Закона о размещении заказов, Комиссия решила:
1. Сведения, представленные Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Центр образования поселка Угольные Копи" об уклонении Общества с ограниченной ответственностью "ПЭК" от заключения муниципального контракта, признать не подтвержденными.
2. Сведения, представленные Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Центр образования поселка Угольные Копи", в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПЭК" (фактический адрес: 689000, Россия, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Кооперативная, д.2; адрес регистрации 689000, Россия, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Строителей, д. 13, кв. 3) в реестр недобросовестных поставщиков, не включать.
3. Протокол N 174/105 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 26 августа 2013 года признать необоснованным.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об аннулировании открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту систем отопления, водоснабжения и канализации в детском саду "Снежинка" Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования поселка Угольные Копи", реестровый номер торгов 0188300001213000131.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 20/01-56/13
26 сентября 2013 года г. Анадырь
Единая Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: (.), на основании Решения от 26 сентября 2013 года, руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает:
Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Центр образования поселка Угольные Копи", расположенной по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Угольные Копи, ул. Молодежная, 1 в срок до 09 октября 2013 года включительно:
1. Аннулировать открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по ремонту систем отопления, водоснабжения и канализации в детском саду "Снежинка" Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования поселка Угольные Копи", реестровый номер торгов 0188300001213000131.
Оператору электронной площадки:
2. Обеспечить возможность и оказать содействие Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Центр образования поселка Угольные Копи" в своевременном исполнении настоящего Предписания.
Заказчику представить в Чукотское УФАС России в срок до 14 октября 2013 года письменное подтверждение исполнения настоящего предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу (опубликовано 26 сентября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016