Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 2 октября 2013 г. N 4724/03
Резолютивная часть оглашена 27.09.2013
В полном объеме изготовлено 02.10.2013
Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, и.о. заместителя руководителя - начальника отдела Управления;
Шаврин П.Н. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика - МУП "Теплоэнерго" - Лаврешиной А.В. (доверенность N 43 от 16.09.2013), Беликовой Е.Л. (доверенность N 44 от 16.09.2013);
- подателя жалобы - ООО "Элит-Сервис" - директора Соломина А.С.,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Элит-Сервис" (173003, Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 2А; далее - ООО "Элит-Сервис") на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго" (173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1а; далее - МУП "Теплоэнерго") - при проведении закупки путем открытого запроса цен на право заключения договора по техническому обслуживанию системы передачи данных с узлов на объектах МУП "Теплоэнерго", извещение N 31300479131 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 07.08.2013, установила:
19 сентября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба ООО "Элит-Сервис" на действия заказчика - МУП "Теплоэнерго" при проведении закупки путем открытого запроса цен на право заключения договора по техническому обслуживанию системы передачи данных с узлов на объектах МУП "Теплоэнерго" (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13 и с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 7 указанного Порядка.
Из Жалобы следует, что согласно протоколу от 20.08.2013 рассмотрения и оценки заявок открытого запроса цен закупочной комиссией принято решение о признании победителем открытого запроса цен ООО "Элит-Сервис" и о заключении с ним договора на оказание услуг по техническому обслуживанию системы передачи данных с узлов на объектах МУП "Теплоэнерго". Однако, в установленный закупочной документацией срок, договор на оказание услуг со стороны заказчика подписан не был.
Учитывая вышеизложенное, ООО "Элит-Сервис" просит провести проверку действий заказчика - МУП "Теплоэнерго".
Заказчик - МУП "Теплоэнерго" считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. N 3370 от 25.09.2013), суть которых сводится к тому, что до заключения договора заказчиком, в соответствии Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго" N 413 от 27.09.2012, было принято решение об отмене процедуры закупки путем открытого запроса цен. Принятие данного решения было обусловлено тяжелым финансовым положением, отсутствием финансирования оказания услуг, являющихся предметом открытого запроса цен.
Кроме того, при проведении процедуры закупки в форме, отличной от торгов (конкурс и аукцион), заказчик имеет право, но не обязанность заключить договор с победителем закупки или иным его участником. Даная процедура была организована для ознакомления с ценой, которую могли бы предложить участники. После вскрытия конвертов с заявками и изучения предложений был сделан вывод, что данные предложения не выгодны МУП "Теплоэнерго". Принято решение о приеме в штат специалиста, для выполнения данного вида работ.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
07 августа 2013 заказчиком - МУП "Теплоэнерго" проводилась закупка путем открытого запроса цен на право заключения договора по техническому обслуживанию системы передачи данных с узлов на объектах МУП "Теплоэнерго" (извещение N 31300479131).
20.08.2013 состоялось заседание закупочной комиссии по рассмотрению и оценки первых частей заявок на участие в рассматриваемом открытом запросе цен, по результатам которого, было принято решение о допуске к участию в открытом запросе цен двух участников ООО "Элит-Сервис" и Семенова Дмитрия Юрьевича.
Победителем в открытом запросе цен признано ООО "Элит-Сервис" предложившее самую низкую цену договора - 883 200 рублей. В связи с чем, принято решение о заключении договора на оказание услуг по техническому обслуживанию системы передачи данных с узлов учета расхода газа, тепловой и электрической энергии на объектах МУП "Теплоэнерго" с ООО "Элит-Сервис" (Протокол от 20.08.2013 рассмотрения и оценки заявок открытого запроса цен).
30 августа 2013 было принято решение об отмене процедуры закупки путем открытого запроса цен на оказание услуг по техническому обслуживанию системы передачи данных с узлов учета расхода газа, тепловой и электрической энергии на объектах МУП "Теплоэнерго" (Протокол от 30.08.2013 отмены процедуры закупки).
Обоснование причины принятия такого решения указано следующее: "Основанием принятия решения об отмене процедуры закупки является пункт 7.7.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП "Теплоэнерго" и пункт 1.11 закупочной документации открытого запроса цен, в котором определено, что "настоящий запрос цен не является какой-либо формой торгов (конкурс, аукцион) и, соответственно, не попадает под действие статей 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 Гражданского кодекса Российской Федерации. При проведении процедуры закупки в форме, отличной от торгов (конкурс и аукцион), заказчик имеет право, но не обязанность заключить договор с победителем закупки. Руководствуясь вышеизложенным учитывая тяжелое финансовое положение предприятия, сложившееся на данный момент, отсутствие финансирования оказания услуг, являвшихся предметом открытого запроса цен, закупочная комиссия приняла данное решение"
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - МУП "Теплоэнерго" разработано и утверждено приказом муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго" N 413 от 27.09.2012 Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП "Теплоэнерго".
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Так, пунктом 4.4.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП "Теплоэнерго" определено, что после вскрытия конвертов с заявками (предложениями) участников процедур закупок и до заключения договора заказчик вправе отменить процедуру закупки в случаи возникновения обстоятельств неопределимой силы.
Согласно вышеуказанной норме основанием принятия решения об отмене процедуры закупки, после вскрытия конвертов с заявками участников процедур закупок, может быть только наличие обстоятельств неопределимой силы.
Как следует из пояснений представителей заказчика - МУП "Теплоэнерго" после подведения итогов вышеуказанной закупки у заказчика возникли непредвиденные финансовые затруднения (отсутствие финансирования для оплаты оказанных услуг).
На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы ООО "Элит-Сервис" заказчиком - МУП "Теплоэнерго" были представлены документы свидетельствующие о тяжелом финансовом положении предприятия, сложившееся на момент принятия решения об отмене процедуры закупки.
Следовательно, решение заказчика - МУП "Теплоэнерго" об отмене процедуры закупки путем открытого запроса цен на право заключения договора по техническому обслуживанию системы передачи данных с узлов на объектах муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго" является законным, а Жалоба необоснованна.
Однако, в Протоколе от 30.08.2013 отмены процедуры закупки цен помимо вышеуказанного основания отмены процедуры закупки (тяжелое финансовое положение) указаны и другие основания, руководствоваться которыми заказчик - МУП "Теплоэнерго" не мог, поскольку они не отражены в Положении о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго" N 413 от 27.09.2012.
Таким образом, заказчик - МУП "Теплоэнерго" неправильно указал основания отмены рассматриваемой процедуры закупки в обосновании принятого решения.
Кроме того, согласно пункту 4.4.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП "Теплоэнерго" решение об отмене процедуры закупки с обоснованием причины их принятия включается в документальный отчет о процедурах закупок и размещается на официальном сайте заказчика, а также доводится до сведения участников процедур закупок, подавших заявки на участие.
Однако вышеуказанная обязанность заказчика об уведомлении участников рассматриваемой закупки, об отмене процедуры закупки исполнена не была, участники, подавшие заявки, не были извещены об отмене процедуры закупки.
Таким образом, заказчиком - МУП "Теплоэнерго" допущено нарушение пункта 4.4.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго" и части 1 статьи 2 Закона о закупках, согласно которой при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуюется принятыми и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 21 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13, имеются основания для выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.
Руководствуясь Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Элит-Сервис" на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго" при проведении закупки путем открытого запроса цен на право заключения договора по техническому обслуживанию системы передачи данных с узлов на объектах муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго", извещение N 31300479131 о проведении которого было размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru/223/ 07.08.2013, необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго" нарушения части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункта 4.4.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго" N 413 от 27.09.2012.
3. Выдать заказчику - муниципальному унитарному предприятию Великого Новгорода "Теплоэнерго" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
П.Н. Шаврин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 2 октября 2013 г. N 4724/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016