Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 4 октября 2011 г.
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Щепелина В.П. - председателя Комиссии, И.о. руководителя Управления;
Докшина М.И. - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного и рекламного контроля;
Луковой И.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля;
рассмотрев дело N 95-10АМЗ/11 по признакам нарушения ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее ОАО "ТГК-2") ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление ФАС по Вологодской области поступило обращение ООО "Инвестстройсервис" на незаконные действия ОАО "ТГК-2" выразившиеся в навязывании невыгодных и несоответствующих действующему законодательству условий подключения к своей тепловой сети. ООО "Инвестстройсервис" в обоснование своих доводов пояснило, что общество ведет строительство жилого дома по адресу г. Вологда, Пречистенская набережная, д.72 состоящего из трех очередей. ООО "Инвестстройсервис" запросило технические условия для подключения жилого дома у ОАО "ТГК-2". Технические условия были получены ООО "Инвестстройсервис" на все три очереди строительства с точкой подключения на Пречистенской набережной г. Вологды в районе КЦ "Чайка" в 170 м. от границы земельного участка застройщика. Ранее ООО "Инвестстройсервис" получало тепло от частной котельной, принадлежащей ООО "Домовой" и в связи с закрытием данной котельной было вынуждено в срочном порядке согласовать выполненный проект тепловых сетей и заключить договор о подключении к тепловой сети с ОАО "ТГК-2" с навязанной точкой подключения. ООО "Инвестстройсервис" за счет собственных средств самостоятельно построило тепловую сеть, в том числе и за пределами границ участка застройщика. ООО "Инвестстройсервис" полагает, что местоположение точек подключения должно быть не далее границ земельного участка застройщика, а мероприятия по строительству сетей до точки подключения должны осуществляться за счет средств организации, выдавшей технические условия. Если данные мероприятия не осуществляются, то и плата за подключение взиматься не должна. Таким образом, ООО "Инвестстройсервис" было вынуждено нести затраты на строительство тепловых сетей вне границ своего земельного участка, а также оплатить стоимость подключения по договору о подключении к тепловой сети.
ОАО "ТГК-2" в обоснование своих доводов в письменных объяснениях и на заседании комиссии пояснило, что договор с ООО "Инвестстройсервис" о подключении к тепловым сетям ОАО "ТГК-2" был заключен в соответствии с действующим законодательством, был подписан сторонами, согласованы все его существенные условия. Несение ООО "Инвестстройсервис" расходов на подключение, в частности строительство тепловой сети, не свидетельствует об осутвии таких затрат у ОАО "ТГК-2". Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены в постановлении Правительства РФ N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" (далее Правила). Решением Вологодской городской Думы от 27.06.2008 N 850 утверждена инвестиционная программа ОАО "ТГК-2" по развитию системы теплоснабжения жилого фонда Центрального, Южного и Заречного районов г. Вологды на 2008-2010 годы с перспективой до 2015 года. Инвестиционная программа предусматривает реконструкцию тепловых сетей, а также увеличение пропускной способности и подключения нагрузки объектов точечной застройки, в том числе Центрального района г. Вологды. Таким образом, ОАО "ТГК-2" полагает, что правовые основания у ООО "Инвестстройсервис" по освобождению от взимания платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствуют по основаниям, предусмотренным п.14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Администрация г. Вологды привлеченная к участию в деле в качестве лица, содействующего рассмотрению дела пояснила, что инвестиционная программа ОАО "ТГК-2" по развитию системы теплоснабжения жилого фонда Центрального, Южного и Заречного районов города Вологды на 2008-2010 годы с перспективой до 2015 года (1этап - до 2010 года) разработана в соответствии с ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и была утверждена решением Вологодской городской Думы. Данная инвестиционная программа включала мероприятие по подключению нагрузки объектов точечной застройки Центрального и Южного районов г. Вологды. Указанное мероприятие предусматривало увеличение пропускной способности тепловой сети Коллекторная ВТЭЦ-ТК-6Ц, в том числе с целью подключения объекта точечной застройки по адресу г. Вологда, Пречистенская набережная, д.72. Тариф на подключение к сетям ОАО "ТГК-2" утвержден постановлением Главы г. Вологды от 18.07.2008 N 3867 и действовал с 18.08.2008 по 31.12.2010 года. Администрация г. Вологды полагает, что нарушения законодательства со стороны ОАО "ТГК-2" по взиманию платы с ООО "Инвестстройсервис" за подключение к сетям отсутствуют.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле Комиссия УФАС полагает, что дело, возбужденное в отношении ОАО "ТГК-2" по ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" подлежит прекращению по следующим основаниям.
Приказом Вологодского УФАС России от 11.05.2011 N 136 ОАО "ТГК-2" по тепловой энергии с долей более 50 % в соответствующих границах г. Вологды включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Таким образом, ОАО "ТГК-2" на рынке тепловой энергии в соответствующих границах г. Вологды занимает доминирующее положение.
Решением Вологодской городской Думы от 26.06.2008 года утверждена инвестиционная программа ОАО "ТГК-2" по развитию системы теплоснабжения жилого фонда Центрального, Южного и Заречного районов г. Вологды на 2008-2010 годы с перспективой до 2015 года (1 этап до 2010 года). Целью программы является, в том числе обеспечение развития жилищного строительства, обеспечение возможности подключения дополнительных тепловых нагрузок, обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей Центрального, Южного и Заречного районов г. Вологды. Постановлением Главы г. Вологды от 18.07.2008 N 3867 в период действия инвестиционной программы ОАО "ТГК-2" установлен тариф на подключение к системам теплоснабжения. Денежные средства, поступающие в соответствии с тарифом на подключение к системе теплоснабжения, направляются на финансирование работ по реализации данной инвестиционной программы.
Комиссией установлено, что инвестиционная программа включала мероприятие: подключение нагрузки объектов точечной застройки Центрального и Южного районов города. Данное мероприятие предусматривало увеличение пропускной способности тепловой сети, в том числе с целью подключения объекта точечной застройки по адресу г. Вологда, Пречистенская набережная д.72.
В соответствии подпунктом 3 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, если для подключения объекта капитального строительства требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети взимается плата за подключение.
Между ОАО "ТГК-2" и ООО "Инвестстройсервис" 12.07.2010, в период действия инвестиционной программы, был заключен договор о подключении к тепловой сети, в том числе согласована оплата за подключение. Договор заключен в добровольном порядке, каких либо иных доказательств навязывания ООО "Инвестстройсервис" условий договора со стороны ОАО "ТГК-2" заявителем не представлено.
В соответствии с выданными ОАО "ТГК-2" ООО "Инвестстройсервис" техническими условиями подключения к тепловым сетям ОАО "ТГК-2" заявителю ООО "Инвестстройсервис" надлежало выполнить тепловые сети в надземной прокладке, с определенными техническими особенностями. Данные обстоятельства не отрицаются лицами, участвующими в деле.
Таким образом, доводы заявителя о выполнении своими силами и средствами работ по прокладке теплопровода, в том числе за пределами границ земельного участка, подлежит отклонению, поскольку обязанность прокладки теплотрассы предусмотрена техническими условиями, выданными ООО "Инвестстройсервис" для осуществления подключения к сетям инженерно-технического обеспечения ОАО "ТГК-2".
На основании изложенного, Руководствуясь ст.ст. 23, 41, 48 ч.1 п.2 Закона "О защите конкуренции", Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием в действиях ОАО "ТГК-2" нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии В.П. Щепелин
Члены Комиссии: М.И. Докшин
И.С. Лукова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 4 октября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016