Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 27 сентября 2011 г. N 7673-11/8
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 7673-11/8 по признакам нарушения Образовательной автономной некоммерческой организацией высшего профессионального образования "Волжский университет имени В.Н. Татищева" (институт) (далее - ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева", институт) пункта 7 статьи 7, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" по факту распространения в общественно-политическом, информационно-рекламном еженедельнике "Панорама Самарской области. Тольятти" N 23 (597) от 27.06.2011 г. рекламы университета, в которой была указана лицензия, выданная Волжскому университету имени В.Н. Татищева, в то время как в рекламе указано, что Волжский университет имени В.Н. Татищева стал институтом Казанского (Приволжского) федерального университета, а также содержалась неподтвержденная документально фраза "В России всего 10 вузов имеют такой статус - это элита отечественного образования";
в присутствии представителей:
заявителя - ООО Редакция еженедельника "Хронограф" (445010, Самарская область, г. Тольятти, ул. Голосова, 26, 78, ИНН 6323111171) - отсутствует (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется почтовое уведомление о вручении копии Определения (исх. N 9431/8 от 09.08.2011 г.) N 44309933273722);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" (445020, Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д.16, ИНН 6323033283), представители по доверенности N 155 от 01.09.2011 г. _, по доверенности N 156 от 01.09.2011 г. _, по доверенности N 157 от 01.09.2011 г. _ (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется почтовое уведомление о вручении Определения (исх. N 9431/8 от 09.08.2011 г.) N 44309933273760);
заинтересованного лица - ООО "Редакция газеты "Панорама Тольятти" (445020, Самарская область, г. Тольятти, ул. Родины, 40, ИНН 6323060470) - представитель по доверенности N б/н от 12.09.2011 г. _ (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется почтовое уведомление о вручении копии Определения (исх. N 9431/8 от 09.08.2011 г.) N 44309933273715);
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
В Самарское УФАС России поступило заявление ООО Редакция еженедельника "Хронограф" (исх. N 1123 от 20.07.2011 г. / вх. N 4609 от 22.07.2011 г.) о принятии мер в связи с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. в рекламе Волжского университета имени В.Н. Татищева, размещенной в общественно-политическом, информационно-рекламном еженедельнике "Панорама Самарской области. Тольятти" N 23 (597) от 27.06.2011 г.
Как сообщил заявитель, в данном номере газеты, учредителем которой является ООО "Редакция газеты "Панорама Тольятти", на странице N 5 был опубликован рекламный материал следующего содержания: "Теперь Волжский университет будет особенно привлекать лучших выпускников школ и колледжей на востребованные специальности. Волжский университет имени В.Н. Татищева стал институтом Казанского (Приволжского) федерального университета. В России всего 10 вузов имеют такой статус - это элита отечественного образования. В соответствии с приказом Минобразования РФ нам предоставлено право готовить выпускников. На юридическом факультете: не только на уровне бакалавра -030900.62 - "Юриспруденция" Профили: уголовно-правовой, гражданско-правовой, государственно-правовой, но и на уровне специалиста -030901.65 - "Правовое обеспечение национальной безопасности" Специализации: государственно-правовая, уголовно-правовая, гражданско-правовая, международно-правовая. На экономическом факультете: не только на уровне бакалавра -080100.62 - "Экономика" Профили: финансы и кредит; бухгалтерский учет, анализ и аудит; налоги и налогообложение; мировая экономика. -080200.62 - "Менеджмент" Профили: производственный менеджмент; управление человеческими ресурсами; управление проектами; маркетинг; менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий, но и на уровне специалиста -080101.65 "Экономическая безопасность" Специализации: экономико-правовое обеспечение экономической безопасности; деятельность финансово-кредитных учреждений для банковского обслужиания государственных органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации; судебная экономическая экспертиза; финансовый учет и контроль в правоохранительных органах. Экологический факультет: подготовка бакалавра по направлениям -022000.62 - Экология и природопользование" -020400.62 - "Биология" Профили: экология,; природопользование; геология. Факультет информатики и телекоммуникаций: подготовка бакалавра по направлениям -230100.62 - "Информатика и вычислительная техника" -230400.62 - "Информационные системы и технологии" -221000.62 - "Мехатроника и робототехника" -090900.62 - "Информационная безопасность". Гуманитарный факультет: не только на уровне бакалавра -032700.62 - "Филология" Профиль: зарубежная филология -031300.62 - "Журналистика" -040700.62 - "Организация работы с молодежью", но и на уровне специалиста -070301.65 - "Актерское искусство" наш сайт: www.vuit.ru Поступая к нам, вы получаете -качественное и престижное образование -государственный диплом, конвертируемый во всех странах мира. Приемная комиссия: ул. Ленинградская, 16, каб. 109, тел. 40-18-96. Гос. лиц. А N282392 ФС по надзору в сфере обр. и науки от 28.05.08 г., рег. N10308. Приказ о гос. аккред. ФС по надзору в сфере обр. и науки от 23.06.08 г. N1411", в котором была указана лицензия, выданная Волжскому университету имени В.Н. Татищева, в то время как в рекламе указано, что Волжский университет имени В.Н. Татищева стал институтом Казанского (Приволжского) федерального университета.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем данной рекламы являлось ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева", что подтверждается следующими документами и материалами:
1) Содержанием рекламы, распространявшейся в общественно-политическом, информационно-рекламном еженедельнике "Панорама Самарской области. Тольятти" N 23 (597) от 27.06.2011 г.;
2) Письменными пояснениями ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" (исх. N 550 от 12.09.2011 г. / вх. N б/н от 13.09.2011 г.), а также устными пояснениями представителей ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева", данными на рассмотрении дела 13.09.2011 г.;
3) Договором на размещение рекламы N 11р-10 от 21.01.2010 г., в соответствии с которым ООО "Редакция газеты "Панорама Тольятти" (Исполнитель) обязуется оказывать рекламно-информационные услуги ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" (Заказчику) с размещением их в газете "Панорама Тольятти" на основании заявок Заказчика;
4) Актом оказанных услуг N 263 от 27.06.2011 г. к вышеуказанному договору;
5) Согласованным рекламным образцом.
Согласно статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем указанной рекламы являлось ООО "Редакция газеты "Панорама Тольятти", что подтверждается следующими документами и материалами:
1) Рекламой, распространявшейся в общественно-политическом, информационно-рекламном еженедельнике "Панорама Самарской области. Тольятти" N 23 (597) от 27.06.2011 г.;
2) Устными пояснениями, данными представителем ООО "Редакция газеты "Панорама Тольятти" на рассмотрении дела 13.09.2011 г.;
3) Договором на размещение рекламы N 11р-10 от 21.01.2010 г., в соответствии с которым ООО "Редакция газеты "Панорама Тольятти" (Исполнитель) обязуется оказывать рекламно-информационные услуги ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" (Заказчику) с размещением их в газете "Панорама Тольятти" на основании заявок Заказчика;
4) Актом оказанных услуг N 263 от 27.06.2011 г. к вышеуказанному договору;
5) Согласованным рекламным образцом.
Согласно данным документам указанная реклама носила разовый характер, и распространялась в одном выпуске общественно-политического, информационно-рекламного еженедельника "Панорама Самарской области. Тольятти" N 23 (597) от 27.06.2011 г.
Кроме того, реклама ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева", содержащая фразу: "Волжский университет имени В.Н. Татищева стал институтом Казанского (Приволжского) федерального университета. В России всего 10 вузов имеют такой статус - это элита отечественного образования", распространялась также в месте входа в Институт, расположенного по адресу: Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д.16, что подтверждается фотографией данной рекламы, размещенной в еженедельнике "Хронограф" N 26 (379) от 11.07.2011 г.
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" выдано свидетельство о государственной аккредитации N 1393 от 23.06.2008 г., в соответствии с которым ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" по результатам государственной аккредитации установлен государственный статус "Высшее учебное заведение" (Свидетельство выдано до 23.06.2013 г.). Кроме того, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Институту выдана Лицензия на осуществление образовательной деятельности серия А N 282392 регистрационный N 10308 от 28.05.2008 г. (действительна до 28.08.2013 г.).
В соответствии с Приложениями к указанным документам Институт вправе вести образовательную деятельность по следующим перечисленным в рекламе программам, направлениям и специальностям: Юриспруденция (бакалавр), Юриспруденция (специалист), Экология и природопользование (бакалавр), Биология (бакалавр), Экономика (бакалавр), Менеджмент (бакалавр), Экономика (специалист), Информатика и вычислительная техника (бакалавр), Информационные системы и технологии (бакалавр), Мехатроника и робототехника (бакалавр), Информационная безопасность (бакалавр), Филология (бакалавр), Журналистика (бакалавр), Организация работы с молодежью (специалист), Актерское искусство (специалист).
В рекламе Института, размещенной в общественно-политическом, информационно-рекламном еженедельнике "Панорама Самарской области. Тольятти" N 23 (597) от 27.06.2011 г., было указано следующее: "Волжский университет имени В.Н. Татищева стал институтом Казанского (Приволжского) федерального университета".
Согласно письму Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (далее - ФГАОУВПО КФУ) (исх. N 03-12/532 от 29.08.2011 г. / вх. N 5974-з от 05.09.2011 г.) "В июне 2011 г. на заседании Наблюдательного совета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (далее - КФУ) был обсужден вопрос о вхождении ВУИТ в состав КФУ, что открывает перед КФУ широкие возможности для развития деятельности в регионах Приволжского федерального округа. Указанная идея не вызвала возражения у Департамента правового обеспечения деятельности Министерства образования и науки РФ. Согласно рекомендациям Наблюдательного совета КФУ проводятся мероприятия, направленные на осуществление вхождения ВУИТ в состав КФУ в соответствии с действующим законодательством РФ".
Следовательно, в настоящий момент ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" находится в стадии вхождения в состав ФГАОУВПО КФУ, и отсутствуют основания распространять сведения о вхождении, как о свершившемся факте.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Информацию, данную ФГАОУВПО КФУ, подтвердил на заседании Комиссии Самарского УФАС России 13.09.2011 г. и представитель ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева".
Таким образом, данная реклама нарушает требования пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в части указания на то, что ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" стал институтом ФГАОУВПО КФУ, а также части 7 статьи 5 в части отсутствия части существенной информации об ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева", при этом имелось искажение смысла информации и вводились в заблуждение потребители рекламы.
2. В рекламе была указана лицензия А N 282392 ФС по надзору в сфере обр. и науки от 28.05.08 г., рег. N 10308, то есть лицензия, выданная ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева".
Вместе с тем, ФГАОУВПО КФУ осуществляет свою деятельность на основании лицензии серия ААА N 000194 регистрационный N 0192, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 23.09.2010 г. (срок действия по 23.09.2015 г.), что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте Университета www.ksu.ru.
Таким образом, сообщая в рекламном образце, что ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" стал институтом ФГАОУВПО КФУ, Институт указывает свою лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Следовательно, реклама ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" нарушает требования пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
3. В рекламном образце содержалась фраза "В России всего 10 вузов имеют такой статус - это элита отечественного образования".
Однако, документального подтверждения правомерности использования данной фразы Институтом представлено не было.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Таким образом, использование фразы "В России всего 10 вузов имеют такой статус - это элита отечественного образования" в рекламе ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" в своих письменных пояснениях (исх. N 550 от 12.09.2011 г. / вх. N б/н от 13.09.2011 г.) указало следующее: "Подготовка рекламных материалов ОАНО ВПО "ВуиТ" входит в должностные обязанности специалиста по связям с общественностью Морозовой О.А. В июне 2011 г., в связи с началом приема в ВУЗ, руководством ОАНО ВПО "ВуиТ" было поручено Морозовой О.А. разместить в общественно-политическом, информационно-рекламном еженедельнике "Панорама Самарской области. Тольятти" рекламный материал, содержащий наименование ВУЗа, перечень специальностей высшего профессионального образования, подготовку по которым осуществляется ОАНО ВПО "ВуиТ", адрес и контактные телефоны приемной комиссии. В ходе подготовки текста макета рекламного материала, Морозова О.А. по собственной инициативе дополнила его фразой следующего содержания: "Волжский университет имени В.Н. Татищева стал институтом Казанского (Приволжского) федерального университета. В России всего 10 вузов имеют такой статус - это элита отечественного образования". Не согласовав внесенные изменения с руководством ОАНО ВПО "ВуиТ", в нарушение п. 2.4 должностной инструкции, Морозова О.А. посредством электронной связи направила текст макета рекламного материала в редакцию еженедельника "Панорама Самарской области. Тольятти". При этом, согласованный руководством ОАНО ВПО "ВуиТ", макет подлежащего публикации рекламного материала Морозова О.А. в редакцию не представила. После получения редакцией еженедельника посредством электронной связи текста макета рекламного материала, рекламный материал был опубликован в общественно-политическом, информационно-рекламном еженедельнике "Панорама Самарской области. Тольятти" N 23 (597) от 27.06.2011 г. О своих действиях по самостоятельной корректировке текста рекламного материала и передаче его в данном виде для подготовки к печати, Морозова О.А. руководство ОАНО ВПО "ВуиТ" в известность не поставила".
В подтверждение Институт представил Приказ N 236 л/с от 18.07.2011 г. о применении дисциплинарного взыскания к специалисту по связям с общественностью Морозовой О.А., в соответствии с которым за подготовку и сдачу в печать несогласованного с ректором рекламного материала Морозовой О.А. объявлен выговор.
Следовательно, Институт не оспаривает факт нарушения законодательства о рекламе, объясняя его виновными действиями ответственного должностного лица.
Таким образом, реклама ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева", распространявшаяся в общественно-политическом, информационно-рекламном еженедельнике "Панорама Самарской области. Тольятти" N 23 (597) от 27.06.2011 г. нарушает требования пункта 7 статьи 7, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7, пунктом 1 части 3 статьи 5, пунктом 20 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 настоящего закона.
Представитель ООО "Редакция газеты "Панорама Тольятти" на рассмотрении дела 13.09.2011 г. заявил: "Документы у ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" запросили постфактум. Рекламу дали в обычном порядке, с согласованным рекламным макетом. Реклама вышла только в одном выпуске газеты".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7 настоящего закона.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева", распространявшуюся в общественно-политическом, информационно-рекламном еженедельнике "Панорама Самарской области. Тольятти" N 23 (597) от 27.06.2011 г., а также в месте входа в ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева", расположенного по адресу: Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 16, в которой содержались не соответствующие действительности фразы: "Волжский университет имени В.Н. Татищева стал институтом Казанского (Приволжского) федерального университета" и "В России всего 10 вузов имеют такой статус - это элита отечественного образования", а также была указана лицензия, выданная Волжскому университету имени В.Н. Татищева, как автономному образовательному учреждению, что нарушает требования пункта 7 статьи 7, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России Артамоновой О.Н. для составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева", специалиста по связям с общественностью ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева" Морозовой О.А., а также ООО "Редакция газеты "Панорама Тольятти".
Резолютивная часть решения оглашена 13 сентября 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 27 сентября 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 сентября 2011 г. N 7673-11/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016