Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 13 января 2016 г. N Т 15/284
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дело NТ15/284 по жалобе ООО "УралКомплексСтрой" на действия филиала АО "Тюменьэнерго" - "Тюменские распределительные сети", при проведении открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер закупки на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 31502870346) на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту технических средств охраны на объектах филиала АО "Тюменьэнерго" - "Тюменские распределительные сети" (46831), установила:
В Тюменское УФАС России 25.12.2015 г. поступила жалоба ООО "УралКомплексСтрой" о нарушении заказчиком действующего законодательства при проведении открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер закупки 31502870346).
В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
Согласно жалобе, ООО "УралКомплексСтрой" не согласно с итоговой оценкой своей заявки и считает, что при расчете рейтинг заявки (по критерию Цена), согласно пункту 1.7. СТ СЭВ 543-77 числовые значения значимых чисел указываются до значимого знака. Следовательно, предложение победителя конкурса ниже ровно на 20% от начальной (максимальной) цены договора без учета НДС.
Согласно Порядку оценки, Весовой коэффициент оценок по критерию в % составляет 60%. При этом, установлена шкала баллов: 4,5 балла - 18,1% - 20,0%; 5 баллов - Более 20%. Отсюда, Победитель конкурса по ценовому критерию должен был получить 4,5 балла, т.к. его предложение о цене ровно на 20,0% ниже начальной цены контракта, в то время, как Заявитель (ООО "УралКомплексСтрой") должен получить 5 баллов, предложив снижение цены более чем на 20% от начальной цены.
В заседание Комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса в электронной форме, а также письменные пояснения по жалобе заявителя, из которых следует, что при проведении закупочных процедур АО "Тюменьэнерго" руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", до 18.12.2015 г. - Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Тюменьэнерго" (утв. Советом директоров ОАО "Тюменьэнерго" 27.06.2013 г., протокол от 01.07.2013 г. N10/13) (далее - Положение), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов и осуществлением контроля за проведением процедур закупок товаров, работ, услуг.
При проведении закупки Организатор не руководствовался Единым стандартом закупок ПАО "Россети", утверждённым решением СД АО "Тюменьэнерго" 18.12.2015 (Протокол СД N 22/15 от 22.12.2015), поскольку из п. 1.1.3 данного документа следует, что закупки, инициированные до введения его в действие, проводятся в соответствии с документами ДЗО ПАО "Россети", действующими на момент выхода распоряжения о такой закупке. О проведении Открытого конкурса было объявлено 20.10.2015 г., то есть ранее даты утверждения Единого стандарта закупок (18.12.2015 г.).
В соответствии с распоряжением АО "Тюменьэнерго" N 48р от 01.06.2015 г. проведение закупок на электронно-торговых площадках (ЭТП) ПАО "Россети" осуществляется без предоставления заявок участников на бумажном носителе с обязательной выгрузкой заявок в электронный сейф. 20.10.2015 г. Организатором торгов на сайте www.zakupki.gov.ru и www.b2b-mrsk.ru (N46831), www.te.ru, был объявлен открытый одноэтапный конкурс с предварительным квалификационным отбором на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту технических средств охраны на объектах филиала АО "Тюменьэнерго" - "Тюменские распределительные сети" (реестровый номер закупки: 31502870346).
Оценка конкурсных заявок осуществлялась в соответствии с требованиями законодательства РФ, регламентирующим отношения в области проведения процедур закупок товаров, работ, услуг, а также Положением.
Комиссия, заслушав представителей заказчика и заявителя, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Закона о закупках, положения настоящего Закона распространяются, в том числе и на государственные унитарные предприятия, которые обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
В соответствии со ст. 2 и ч. 3 статьи 3 Закона о закупках для осуществления закупок на основании указанного Закона заказчику необходимо утвердить положение о закупке, в котором могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, решением Советом директоров ОАО "Тюменьэнерго" от 27.06.2013 г., во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации закупочной деятельности утверждено Положение о закупке для нужд указанного предприятия.
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения. Указанное Положение о закупке 12.10.2012 (МСК+2) опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru с реестровым номером 1120006008.
Комиссией также установлено, что 20.10.2015 (МСК+2) заказчиком извещением N 31502870346 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru объявлено о проведении закупки путем проведения открытого одноэтапного конкурса с предварительным квалификационным отбором на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту технических средств охраны на объектах филиала АО "Тюменьэнерго" - "Тюменские распределительные сети" (46831).
Материалами дела установлено, что оценка конкурсных заявок осуществлялась в соответствии с требованиями законодательства РФ, регламентирующим отношения в области проведения процедур закупок товаров, работ, услуг, а также Положением.
В соответствии с требованиями п.6 ст.3, п. 5 ст.4, п. 10 ст. 4 Закона о закупках порядок оценки и сопоставления заявок, а также конкретные критерии оценки и сопоставления заявок, регламентированы п. 8.1.9 Положения, п. 3.10 Конкурсной документации, а также Приложением N 3 к Конкурсной документации (Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке).
При этом, согласно п.п. 8.1.9.11 - 8.1.9.12 Положения, при публикации критериев оценки заявок в конкурсной документации организатор конкурса вправе указать, как только порядок (в т.ч. иерархию) их применения при оценке предложений, так и точную относительную значимость (весовые коэффициенты) каждого такого критерия. Критерии могут касаться: надежности и квалификации участника, а также заявленных соисполнителей (субподрядчиков); эффективности предложения, представленного участником, с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика (включая предлагаемые договорные условия); цены предложения, рассматриваемой либо непосредственно, либо с учетом суммарных издержек Заказчика при принятии данного предложения (например, цена плюс расходы на эксплуатацию, обслуживание и ремонт, требуемые дополнительные затраты и т.д.); иные разумные критерии.
Согласно п. 8.1.9.1 Положения, п. 3.10.1.1 Конкурсной документации сопоставление и оценку конкурсных заявок осуществляет конкурсная комиссия. Она вправе привлекать к данному процессу экспертов и любых других лиц, которых сочтет необходимым. При этом конкурсная комиссия должна обеспечить конфиденциальность процесса оценки и соблюдение коммерческой тайны участников конкурса.
В соответствии с п. 8.1.9.2. Положения, перед привлечением к сопоставлению и оценке конкурсных заявок каждый член конкурсной комиссии, а также привлекаемые эксперты и любые другие лица, имеющие доступ к информации конкурсных заявок, должны сделать на имя председателя конкурсной комиссии письменное заявление о своей беспристрастности. Член конкурсной комиссии, эксперт или иное лицо, узнавший после процедуры вскрытия конвертов с конкурсными заявками, что в числе участников конкурса есть лица, предложения которых он не может рассматривать беспристрастно, обязан заявить самоотвод, решение по которому принимает председатель конкурсной комиссии.
В рамках оценочной стадии осуществляется оценка и сопоставление конкурсных заявок, которые не были отклонены на отборочной стадии. Цель сопоставления и оценки заявок заключается в их предварительном (до переторжки) ранжировании по степени предпочтительности для Заказчика, что предусмотрено п. 8.1.9.8 Положения и п. 3.10.4.1. Конкурсной документации. Согласно п. 8.1.9.9 Положения, оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в Конкурсной документации. При ранжировании заявок, согласно п. 8.1.9.10 Положения, конкурсная комиссия принимает оценки и рекомендации экспертов (если они привлекались).
Согласно п. 8.1.11.1 Положения, Победителем конкурса признается участник, представивший конкурсную заявку, которая решением конкурсной комиссии признана наилучшей по результатам оценочной стадии и заняла первое место в итоговой ранжировке заявок по степени предпочтительности.
Комиссия, учитывая доводы, изложенные в жалобе заявителя, считает необходимым указать следующее.
Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг только в определенных случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В свою очередь, частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы, которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, ч. 10 ст. 3 Закона о закупках предусматривает исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий заказчика в связи с проведением закупочных процедур в соответствии с указанным Законом.
Поскольку жалоба участника закупки не содержит оснований, предусмотренных в частью 10 статьи 3 Закона о закупках, то у антимонопольного органа не имелось оснований для рассмотрения жалобы общества по существу.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя, изложенные в жалобе не находят своего подтверждения.
Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 - 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
Признать жалобу ООО "УралКомплексСтрой" на действия филиала АО "Тюменьэнерго" - "Тюменские распределительные сети", при проведении открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер закупки 31502870346) на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту технических средств охраны на объектах филиала АО "Тюменьэнерго" - "Тюменские распределительные сети" (46831) необоснованной.
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 января 2016 г. N Т 15/284
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016