Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 15 января 2016 г. N 96-04-18.1/15
Резолютивная часть решения оглашена 13 января 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 января 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
- <_> - руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии |
- <_> - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <_> - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу N 96-04-18.1/15 ООО Компания "Премиум" от 28.12.2015 вх. N 19177 на действия (бездействие) организатора торгов конкурсного управляющего ООО "РОМСТРОЙ<_> при проведении открытых электронных торгов в форме аукциона с закрытой формой подачи предложений о цене имущества по продаже имущества должника ООО "РОМСТРОЙ" (объявление N 842769 на сайте http://www.bankrot.fedresurs.ru), выразившиеся в неуказании информации об ограничениях (обременениях), внесенных в ЕГРП в отношении выставленного на торги имущества, указании в проекте договора купли-продажи соглашения о подсудности спора, вытекающего из договора, Третейскому Суду "Право", установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО Компания "Премиум" от 28.12.2015 вх. N 19177 на действия (бездействие) организатора торгов конкурсного управляющего ООО "РОМСТРОЙ" <_> при проведении открытых электронных торгов в форме аукциона с закрытой формой подачи предложений о цене имущества по продаже имущества должника ООО "РОМСТРОЙ" (объявление N 842769 на сайте http://www.bankrot.fedresurs.ru), выразившиеся в неуказании информации об ограничениях (обременениях), внесенных в ЕГРП в отношении выставленного на торги имущества, указании в проекте договора купли-продажи соглашения о подсудности спора, вытекающего из договора, Третейскому Суду "Право".
Из текста жалобы от 28.12.2015 вх. N 19177 и при анализе документов, представленных заявителем и организатором торгов <_> следует, что 01.12.2015 на сайте http://www.kommersant.ru размещено объявление N 7720273357 о проведении открытых электронных торгов в форме аукциона с закрытой формой подачи предложений о цене имущества по реализации имущества ООО "РОМСТРОЙ" (Лот N1 - помещения: подвал ком. А, пом. II ком. 1-2, 2а, 3-14, этаж 1 пом. I ком. 1-17, 26-28, площадь 520,4 кв. м, кадастровый (или условный) номер: 187734, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 10/1, стр. 1) на ЭТП ООО "МЭТС".
Начальная цена лота 1: 92 160 000 рублей 00 копеек, без НДС. Торги проводятся на сайте ООО "Межрегиональная электронная торговая система" (оператор ЭТП), размещенном в сети Интернет с доменным именем http://m-ets.ru "22" января 2015 года в 10 час. 00 мин. (время московское).
Заявка подписывается ЭЦП и принимается по адресу проведения торгов с 00:01 "07" декабря 2015 года до 23:59 "19" января 2015 года в электронной форме с приложением документов.
На момент подачи жалобы ООО Компания "Премиум" процедура торгов находится в стадии приема заявок, итоги торгов не подведены, договор с победителем торгов не заключен.
В своей жалобе ООО Компания "Премиум" указывает, что организатором торгов <_> в нарушение пункта 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в объявлении о торгах не указаны сведения об ограничениях (обременениях), содержащихся в выписке из ЕГРП в отношении реализуемого имущества, а именно:
о запрете должнику ООО "РОМСТРОЙ" на распоряжение и отчуждение любым способом вышеуказанных помещений, о запрете УФРС по Москве проводить регистрационные действия по отчуждению (снятию с учета) указанных помещений;
об аресте, наложенном на указанные помещения;
о запрете ООО "РОМСТРОЙ" распоряжаться вышеуказанными помещениями, о запрете УФРС по Москве проводить регистрационные действия по отчуждению (снятию с учета) указанных помещений.
Также в жалобе ООО Компания "Премиум" указано, что проект договора купли-продажи содержит соглашение о подсудности спора, вытекающего из договора, Третейскому Суду "Право", что нарушает его права и законные интересы.
По мнению заявителя, допущенные нарушения влекут невозможность регистрации перехода прав на приобретенное имущество и являются основанием для аннулирования торгов по продаже имущества должника ООО "РОМСТРОЙ".
Письмом от 12.01.2016 вх. N 178 <_> представил возражения на жалобу ООО Компания "Премиум" и на заседании Комиссии 13.01.2016 пояснил следующее.
Конкурсный управляющий-организатор торгов имущества ООО "РОМСТРОЙ", как единолично-исполнительный орган стороны (Продавец) договора купли-продажи принимает определенные обязательства по продаже предмета торгов. В том числе по передаче (продаже) имущества на условиях опубликованного договора купли-продажи. Иное недопустимо в силу закона.
Информация, содержащаяся в ЕГРП, является общедоступной. На официальном сайте ЕФРСБ (http://bankrot.fedresurs.ru), а также на электронной площадке ООО "МЭТС" (www.m-ets.ru) размещена информация о предстоящих открытых торгах с закрытой формой предложения о покупке имущества ООО "РОМСТРОЙ", находящегося в залоге, в том числе размещены проекты договоров задатка для участия в торгах и договора купли-продажи недвижимого имущества.
Кроме того, конкурсным управляющим получено Постановление судебного пристава исполнителя об отмене мер о запрете отчуждения с целью обеспечения сохранности имущества должника от 24.11.2015, которое 30.11.2015 передано Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
В соответствии с указанным постановлением все меры о запрете на отчуждение в отношении указанного имущества отменены.
К тому же, недвижимое имущество продается в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Продажа заложенного имущества в порядке, предусмотренном пунктами 4,5,8-19 ст. 110, пунктом 3 ст. 111, абзацем третьим п. 4 ст. 138 Закона о банкротстве, влечет прекращение права залога в пользу залогодержателя (ООО "Тройка Лизинг") в силу закона применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 352 ГК РФ, абзацу 6 пункта 5 статьи 18.1 Закона о банкротстве.
Согласно раздела 7 проекта договора купли-продажи недвижимого имущества "Разрешение споров", - споры и разногласия, вытекающие из настоящего договора или в связи с настоящим договором подлежат разрешению Третейским Судом "Право" (г. Казань). Их разрешение должно осуществляться, в соответствии с Положением о названном Третейском Суде.
ООО Компания "Премиум" лишено правовой возможности исключить из содержания проекта договора купли-продажи положение о договорной подсудности. Но не в силу каких-либо процессуальных нарушений организатора торгов (действий организатора торгов), а в силу того, что такая правовая возможность участнику торгов законодателем не предоставлена (соответствующие полномочия организатора торгов - участником торгов законом не делегированы).
Включение в проект договора купли-продажи условия о том, что споры и разногласия, вытекающие из или в связи с настоящим договором подлежат разрешению Третейским Судом "Право" (г. Казань) не ограничивает прав лиц, имеющих намерение принять участие в процедуре торгов.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Комиссия принимает довод ООО Компания "Премиум" о неуказании организатором торгов информации об ограничениях (обременениях), внесенных в ЕГРП в отношении выставленного на торги имущества.
Комиссией установлено, что организатором торгов - конкурсным управляющим получено Постановление судебного пристава исполнителя об отмене мер о запрете отчуждения с целью обеспечения сохранности имущества должника от 24.11.2015, которое 30.11.2015 передано Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (в соответствии с указанным постановлением все меры о запрете на отчуждение в отношении указанного имущества отменены).
В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться: сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием.
В ходе рассмотрения жалобы проанализированы данные из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Комиссией установлено, что в ЕГРП содержатся сведения об ограничениях (обременениях) в отношении реализуемого имущества, а именно:
- о запрете должнику ООО "РОМСТРОЙ" на распоряжение и отчуждение любым способом вышеуказанных помещений, о запрете УФРС по Москве проводить регистрационные действия по отчуждению (снятию с учета) указанных помещений;
- об аресте, наложенном на указанные помещения;
- о запрете ООО "РОМСТРОЙ" распоряжаться вышеуказанными помещениями, о запрете УФРС по Москве проводить регистрационные действия по отчуждению (снятию с учета) указанных помещений.
Конкурсный управляющий ООО "РОМСТРОЙ" <_> (организатор торгов), на момент опубликования извещения о проведении торгов, направил сведения в ЕГРП для внесения изменений, однако, недожавшись внесения соответствующих изменений, разместил информацию о проведении торгов, не разместив информацию об обременениях, наложенных на предмет торгов, нарушил пункт 10 статьи 110 Закона о банкротстве.
Жалоба ООО Компания "Премиум" на действия (бездействие) конкурсного управляющего ООО "РОМСТРОЙ" <_> является обоснованной в указанной части.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Комиссией установлено, что информация, размещенная в ЕГРП, находится в общем доступе, что конкурсным управляющим получено Постановление судебного пристава исполнителя об отмене мер о запрете отчуждения с целью обеспечения сохранности имущества должника от 24.11.2015, которое 30.11.2015 передано Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (в соответствии с указанным постановлением все меры о запрете на отчуждение в отношении указанного имущества отменены). Продажа заложенного имущества в порядке предусмотренном пунктами 4,5,8-19 ст. 110, пунктом 3 ст. 111, абзацем третьим п. 4 ст. 138 Закона о банкротстве, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 352 ГК РФ, абзацем 6 пункта 5 статьи 18.1 Закона о банкротстве влечет прекращение права залога в пользу залогодержателя (ООО "Тройка Лизинг"). Заявитель, являясь участником процедуры банкротства ООО "Техстрой" (А40-66588/14) и обладает всей информацией о реализуемом имуществе, а также учитывая, что процедура торгов находится в стадии приема заявок, итоги торгов не подведены, договор с победителем торгов не заключен.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов в данном случае не выдавать.
Комиссия не принимает довод о том, что включение в проект договора купли-продажи условия о том, что споры и разногласия, вытекающие из или в связи с настоящим договором подлежат разрешению Третейским Судом "Право" (г. Казань) ограничивает права ООО Компания "Премиум" на участие в процедуре торгов.
Включение в договор купли-продажи условия о договорной подсудности является исключительным правом залогового кредитора.
ООО Компания "Премиум" лишено правовой возможности исключить из содержания проекта договора купли-продажи положение о договорной подсудности, но не в силу каких-либо процессуальных нарушений организатора торгов (действий организатора торгов), а в силу того, что такая правовая возможность участнику торгов законодателем не предоставлена.
Включение в проект договора купли-продажи условия о том, что споры и разногласия, вытекающие из или в связи с настоящим договором подлежат разрешению Третейским Судом "Право" (г. Казань) не ограничивает прав лиц, имеющих намерение принять участие в процедуре торгов.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО Компания "Премиум" от 28.12.2015 вх. N 19177 на действия (бездействие) организатора торгов - конкурсного управляющего ООО "РОМСТРОЙ" <_> при проведении открытых электронных торгов в форме аукциона с закрытой формой подачи предложений о цене имущества по продаже имущества должника ООО "РОМСТРОЙ" (объявление N 842769 на сайте http://www.bankrot.fedresurs.ru) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов - конкурсного управляющего ООО "РОМСТРОЙ" <_> при проведении открытых электронных торгов в форме аукциона с закрытой формой подачи предложений о цене имущества по продаже имущества должника ООО "РОМСТРОЙ" (объявление N 842769 на сайте http://www.bankrot.fedresurs.ru) нарушение пункта 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
3. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 января 2016 г. N 96-04-18.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016