Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
(опубликовано 13 февраля 2008 г.)
Изготовлено в полном объеме "22" февраля 2008 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - Демина И.С., руководитель управления,
члены Комиссии:
- Красюкова Л. К., начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
- Воронина Г.А., заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
- Петрова Е.И. - специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
в присутствии представителей администрации Спировского района - Гневышевой Е.Г. (доверенность от 12.02.2008 N 217), Смирнова А.Б. (доверенность от 12.02.2008 N 218) и Муниципального унитарного предприятия Спировского района Тверской области по обслуживанию районного коммунального хозяйства (далее - МУП ОРКХ) - Морозова В.А. (распоряжение Главы администрации Спировского района от 21.12.2006 N 252-к),
рассмотрев дело N 04-6/1-38-2008, возбужденное по инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, по признакам нарушения администрацией Спировского района (171170, Тверская область, п. Спирово, пл. Советская, д. 5) статей 15, 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
Администрацией Спировского района без проведения торгов было предоставлено МУП ОРКХ муниципальное имущество в безвозмездное пользование, а именно:
- постановлением Главы администрации Спировского района от 22.11.2006 N 335-п "О передаче муниципального имущества, входящего в состав казны Спировского района, в безвозмездное пользование МУП ОРКХ" - жилой дом по адресу: п. Спирово, ул. Пушкина, д. 90;
- постановлением Главы администрации Спировского района от 15.01.2007 N 2/2-п "О передаче муниципального имущества, входящего в состав казны Спировского района, в безвозмездное пользование МУП ОРКХ" (далее - постановление от 15.01.2007 N 2/2-п) - водопроводные сети, электрические сети, здания, котельные, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и т.п. (далее - объекты коммунальной инфраструктуры).
Жилой дом по адресу п. Спирово, ул. Пушкина, д. 90 был передан в безвозмездное пользование МУП ОРКХ для реализации жильцами права на приватизацию жилых помещений. В настоящее время одна из квартир жилого дома приватизирована, а вторая - на стадии подготовки к приватизации.
По факту передачи вышеуказанного жилого дома, ранее находившегося на балансе одного из предприятий Спировского района, нарушения антимонопольного законодательства не установлено.
Объекты коммунальной инфраструктуры МУП ОРКХ ранее находились у МУП ОРКХ на праве хозяйственного ведения, затем были изъяты в казну Спировского района и переданы в безвозмездное пользование того же предприятия.
По информации администрации Спировского района, трижды объявлялся конкурс по выбору управляющей компании. Для обеспечения функционирования объектов жилищно-коммунального комплекса и в связи с тем, что конкурсы не состоялись, названное имущество было передано в безвозмездное пользование МУП ОРКХ без торгов как вынужденная мера. Однако доказательств проведения конкурсных процедур представлено не было.
В настоящее время проводится работа по подготовке объявления нового конкурса о передаче объектов коммунальной инфраструктуры в аренду.
В соответствии с постановлением от 15.01.2007 N 2/2-п:
- администрация Спировского района заключила с МУП ОРКХ договор безвозмездного пользования от 15.01.2007 по передаче объектов коммунальной инфраструктуры согласно приложению N 1 к договору сроком до 15.12.2007. Согласно пункту 8.2. названного договора срок его действия пролонгирован.
- целью предоставления названного имущества в безвозмездное пользование МУП ОРКХ является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности имущества, находящегося в муниципальной собственности Спировского района, и контроль за использованием и сохранностью муниципального имущества.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Передача муниципального имущества МУП ОРКХ в безвозмездное пользование и без проведения торгов обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, что является муниципальной помощью.
При этом муниципальная помощь должна предоставляться в определенных целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона "О защите конкуренции", перечень которых является исчерпывающим:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) проведения фундаментальных научных исследований;
3) защиты окружающей среды;
4) развития культуры и сохранения культурного наследия;
5) производства сельскохозяйственной продукции;
6) поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;
7) социального обслуживания населения;
8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
Таким образом, предоставление муниципальной помощи МУП ОРКХ без взаимосвязи с целями, определенными частью 1 статьи 19 Закона "О защите конкуренции", является нарушением статьи 19 Закона "О защите конкуренции".
Частью 2 статьи 19 Закона "О защите конкуренции" установлены случаи предоставления преимуществ, которые не являются государственной или муниципальной помощью, к числу которых относятся:
1) предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов;
2) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного или оперативного управления.
В соответствии со статьей 20 Закона "О защите конкуренции" государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Объекты коммунальной инфраструктуры были переданы в безвозмездное пользование МУП ОРКХ без предварительного согласования с антимонопольным органом, что является нарушением статьи 20 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии со статьей 15 Закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать факт передачи администрацией Спировского района объектов коммунальной инфраструктуры в безвозмездное пользование МУП ОРКХ без проведения торгов и без взаимосвязи с целями, установленными статьей 19 Закона, и без согласования с антимонопольным органом нарушением статей 15, 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации Спировского района предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции: разработать и утвердить документацию о проведении торгов (конкурса или аукциона) на право аренды или иного пользования объектов коммунальной инфраструктуры и провести торги либо передать названное имущество в хозяйственное ведение.
Председатель Комиссии: И.С. Демина
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова
Г.А. Воронина
Е.И. Петрова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (опубликовано 13 февраля 2008 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016