Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 26 марта 2008 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии Бурба В.В. - заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Членов Комиссии: Осиповой Е.В. - государственного инспектора отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Снедковой И.Ю. - государственного инспектора отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Маркиной В.Ю. - специалиста - эксперта отдела экономического анализа;
в присутствии:
Поляковой Ирины Олеговны - представителя Администрации городского округа - город Камышин (доверенность N35 от 25.03.2008 действительна до 31.03.2008 г.);
рассмотрев дело N03-135/15-03/08, по признакам нарушения Администрацией городского округа - город Камышин ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N135-ФЗ от 26.07.2006, установила:
Дело N03-135/15-03/08 возбуждено по инициативе УФАС по Волгоградской области (далее Управление) в отношении Администрации городского округа - город Камышин (далее - Админи-страция Камышина), вынесшей Распоряжение N592-р от 18.07.2007 "Об организации в границах городского округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов" (далее Распоряжение).
Предметом регулирования пункта 1 Распоряжения является то, что на территории город-ского округа - город Камышин работы по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых и про-мышленных отходов осуществляет единая специализированная организация МУП "Спецавто-транс" и в соответствии с пунктом 3.2 Распоряжения ей поручается заключить договора на сбор вывоз и размещение твердых бытовых и промышленных отходов с юридическими и физическими лицами.
При этом указывается, что данные работы и действия совершаются конкретным хозяйст-вующим субъектом - МУП "Спецавтотранс", который действует на основании Устава Муници-пального унитарного предприятия г. Камышин "Специализированное автотранспортное предпри-ятие", утвержденного Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации го-рода Камышина от 11 октября 20005 года N829 (далее Устав). Работы, поручаемые МУП "Спец-автотранс" в Распоряжении соответствуют тем видам деятельности, которые отражены в пункте 2.2 Устава.
Представитель Администрации городского округа - город Камышин считает, что опреде-ление единой специализированной организации МУП "Спецавтотранс" для выполнения работ по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых и промышленных отходов на территории города Камышин обусловлено тем, что иные организации, оказывающие данные услуги отсутствуют. В дело представлено Распоряжение Главы городского округа - город Камышин N218-р от 25.03.2008 г. "О внесении изменений в распоряжение Главы городского округа г.Камышин от 18.07.2007 г. N592-р "Об организации в границах городского округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов" (далее Распоряжение N218-р), в котором пункт 1 Распоряжения изло-жен в следующей редакции: поручить МУП "Спецавтотранс" выполнение работ по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых и промышленных отходов на территории городского округа - го-род Камышин. Полагает, что изданием Распоряжения N218-р нарушения антимонопольного зако-нодательства устранены.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным зако-ном от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" В соответствии с его положениями к вопросам местного значения город-ского округа относят организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промыш-ленных отходов (п. 24 ч. 1 ст. 16).
В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится органи-зация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Органы местного самоуправления вправе принимать собственные нормативные акты, регу-лирующие вопросы обращения с отходами производства и потребления на территории соответст-вующих городских округов. В основном данными актами устанавливаются нормы накопления му-сора и бытовых отходов, правила их вывоза с территории жилого сектора и утилизации, а также иные вопросы, не противоречащие законодательству РФ.
Из положений п.п. 24 п.1 ст. 5 Устава городского округа - город Камышин следует, что к во-просам местного значения городского округа - Камышин относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Распоряжение вынесено по вопросам, кото-рые отнесены к компетенции городского округа - город Камышин.
2. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
В соответствии с п.п. 74 п.1 ст. 17 Федерального закона N128-ФЗ от 09.08.2001 "О лицен-зировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, ис-пользованию, обезвреживании, транспортировке, размещению опасных отходов.
Деятельностью по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых и промышленных отхо-дов могут заниматься юридические лица либо индивидуальные предприниматели при наличии лицензии.
Рынок по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых и промышленных отходов досту-пен для всех желающих хозяйствующих субъектов, ограничением лишь будет наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживании, транспортировке, раз-мещению опасных отходов. При этом хозяйствующие субъекты находятся в равном положении и имеют возможность конкурировать между собой.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исклю-чением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Свобода договора - это свобода заключения договора и определения его условий. Она озна-чает, что граждане и юридические лица самостоятельно решают, с кем и какие договоры заклю-чать, и свободно согласовывают их условия.
В связи с этим, пунктами 1, 3 Распоряжения главы городского округа - город Камышин N592-р от 18.07.2007 "Об организации в границах городского округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов", которыми определена единая специализированная организация МУП "Спецавтотранс" на выполнение работ по сбору, вывозу и размещению твердых и промышленных отходов на территории города Камышин и дано ей указание о заключении договоров в приори-тетном порядке, вводятся ограничения прав других хозяйствующих субъектов на выполнение ука-занных услуг, а также ограничения самостоятельности МУП "Спецавтотранс" в гражданско-правовых отношениях.
Определение количества субъектов рынка по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых и промышленных отходов (единственной специализированной организации) и его конкретизация (МУП "Спецавтотранс"), а также вмешательство в договорные отношения муниципальных уни-тарных предприятий, предусмотренное Распоряжением не законно и не является случаем, исклю-чающим применение ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции".
В действиях Администрации городского округа - город Камышин, выразившихся в приня-тии Распоряжения главы городского округа - город Камышин N592-р от 18.07.2007 "Об органи-зации в границах городского округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов", содержат-ся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N135-ФЗ от 26.07.2006, в части определения единой организацией по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых и промыш-ленных отходов на территории городского округа - город Камышин и даче МУП "Спецавто-транс" указаний о заключении в приоритетном порядке договоров, которой запрещено органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление запретов в отно-шении осуществления отдельных видов деятельности.
Представленное Распоряжение N218-р Комиссия оценивает как вынесенное с нарушением норм антимонопольного законодательства и считает, что нарушение не устранено в доброволь-ном порядке.
Таким образом, принятие Администрацией городского округа - город Камышин Распоря-жения главы городского округа - город Камышин N592-р от 18.07.2007 "Об организации в грани-цах городского округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов", в части определения МУП "Спецавтотранс" единой специализированной организацией для выполнения работ по сбо-ру, вывозу и размещению твердых бытовых и промышленных отходов на территории города Ка-мышин и даче указаний о заключении договоров на сбор, вывоз и размещение твердых бытовых и промышленных отходов с юридическими и физическими лицами противоречит ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N135-ФЗ от 26.07.2006. Указанная статья запрещает органам местного са-моуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к ограничению конкурен-ции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией городского округа - город Камышин ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N135-ФЗ от 26.07.2006 года, которое выразилось в принятии Распоряжения главы городского округа - город Камышин N592-р от 18.07.2007 "Об организации в границах городского округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов" в части определения МУП "Спецавтотранс" единой специализированной организацией для выполнения работ по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых и промышленных отходов на территории города Камышин и даче указаний о заключении договоров на сбор, вывоз и размещение твердых бытовых и промышленных отходов с юридическими и физическими лицами, которое может привести к ограничению конкуренции.
2. Выдать Администрации городского округа - город Камышин для исполнения предписание об изменении Распоряжения главы городского округа - город Камышин N592-р от 18.07.2007 "Об организации в границах городского округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов" в части, нарушающей антимонопольное законодательство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 26 марта 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016