Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 11 января 2016 г. N 06-10/16-06
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председателя Комиссии Мурманского УФАС: Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
членов Комиссии Мурманского УФАС:
Воронина К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Пахолковой Е. В. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителя Комитета государственных закупок Мурманской области - <> (доверенность N01/16 от 11.01.2016 г.),
представителей Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Апатитско- Кировская центральная городская больница" - <> (доверенность от 31.12.2015 г. N275), <> (доверенность от 31.12.2015 г. N276),
генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Дез сервис" - <> действующего на основании Решения учредителя ООО "Дез сервис" от 01.11.2015 N 3,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дез сервис" на действия положения аукционной документации Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Апатитско-Кировская центральная городская больница" (далее по тексту решения- Заказчик, ГОБУЗ "Апатитско-Кировская ЦГБ") при проведении электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов класса Б для нужд ГОБУЗ "Апатитско-Кировская ЦГБ", номер закупки: 0149200002315003683 (далее по тексту решения - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 25 декабря 2015 года обратилось общество с ограниченной ответственностью "Дез сервис" (далее по тексту решения - ООО "Дез сервис", Общество, Заявитель) на положения аукционной документации при проведении Электронного аукциона.
По мнению Заявителя, в нарушение требований Закона о контрактной системе, Заказчик в документации Электронного аукциона не установил обязательное требование к участникам о наличии в составе заявки санитарно-эпидемиологического заключения на оказание работ и услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию необеззараженных медицинских отходов класса "Б", что в свою очередь противоречит требованиям пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Заявитель просит отменить Извещение о проведении Электронного аукциона.
Представители Заказчика с доводами жалобы Общества не согласны, считают, что действия ГОБУЗ "Апатитско-Кировская ЦГБ" соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 16 часов 00 минут 11 января 2016 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что Заказчиком 18 декабря 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Заказчик: Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Апатитско- Кировская центральная городская больница"
Наименование объекта закупки: право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов класса Б для нужд ГОБУЗ "Апатитско-Кировская ЦГБ".
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 087 017 руб. 30 коп.
Процедура осуществления закупок путём проведения Электронного аукциона регламентирована параграфом 2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
- требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе аналогичную информацию должна содержать и документация об электронном аукционе.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как указывалось ранее, объектом закупки является право заключения контракта (гражданско-правового договора бюджетного учреждения) на транспортировку и обезвреживание медицинских отходов класса "Б".
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту решения - Закона об отходах) отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту решения- Закон об основах охраны здоровья) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
Пунктом 3 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья определено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учёту и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, отношения в области обращения с медицинскими отходами исключены из сферы действия Закона об отходах, спорные отношения регулируются специальным законодательством.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту решения - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 (далее по тексту решения - СанПиН 2.1.7.2790-10).
Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что данные санитарные правила и нормы устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
В части 3 статьи 26 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения указано, что осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
Согласно статье 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных настоящим Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Из смысла статьи 40 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и понятия санитарно-эпидемиологического заключения усматривается, что санитарно-эпидемиологическое заключение выдаётся соискателю лицензии для принятия решения о выдаче лицензии.
Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключением медицинских отходов класса "Г", имеющих I-IV классы опасности) в рамках Закона о лицензировании не предусмотрено.
Проанализировав нормативные документы, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что на транспортировку и обезвреживание медицинских отходов класса "Б" участник закупки не должен обладать санитарно-эпидемиологическим заключением.
Данный вывод находит свое подтверждение также в письме Роспотребнадзора от 31.03.2015 N 01/3320-15-32, в котором утвержден закрытый перечень видов деятельности (работ, услуг), проектной документации, на которые требуется оформление санитарно-эпидемиологического заключения.
Услуги по транспортировке и обезвреживанию необеззараженных медицинских отходов класса "Б" в данный Перечень не включены.
Таким образом, Заказчик не установив требования к участникам закупки, а именно: наличие у участников закупки соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения, не нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия Мурманского УФАС России приходит к заключению, что при проведении рассматриваемого Электронного аукциона не были нарушены нормы Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Дез сервис" признается необоснованной.
Руководствуясь статьё й 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дез сервис" на общества с ограниченной ответственностью "Дез сервис" на положения аукционной документации Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Апатитско-Кировская центральная городская больница" при проведении электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов класса Б для нужд ГОБУЗ "Апатитско-Кировская ЦГБ", номер закупки: 0149200002315003683 необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 11 января 2016 г. N 06-10/16-06
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016