Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
(опубликовано 13 мая 2008 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
- Красюкова Л. К., начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
- Воронина Г.А., заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
- Петрова Е.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
в присутствии представителей:
- ОАО "Тверская энергосбытовая компания": юрисконсульт Яковлева В.А. (по доверенности от 29.12.2007 N 01),
- администрация Бологовского городского поселения: заведующий отделом по управлению имуществом и развитию потребительского рынка Шека И.Н. (по доверенности от 12.05.2008 N 4),
- МУП "Электросети": директор Архипов Н.А. (распоряжение Главы администрации Бологовского городского поселения Тверской области от 03.09.2007 N 71-рк "О назначении на должность директора МУП "Электросети"),
- ЗАО "Калязинэнерго": Дмитроченкова-Вашурина Е.А. (по доверенности от 15.01.2008 N 8),
рассмотрев дело N 04-6/1-50-2008, возбужденное по заявлению ОАО "Тверская энергосбытовая компания" от 27.03.2008, по признакам нарушения администрацией Бологовского городского поселения (171070, Тверская область, г. Бологое, ул. Кирова, д. 13) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области 27.03.2008 поступило заявление ОАО "Тверская энергосбытовая компания" (далее - Заявитель), полагающего, что администрацией Бологовского городского поселения допущено нарушение части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в принятии распоряжения Главы администрации Бологовского городского поселения Тверской области от 20.12.2007 N 44-р "О передаче энергосбытовой функции" (далее - Распоряжение) о передаче энергосбытовой функции от МУП "Электросети" ЗАО "Калязинэнерго" как правопреемнику прав и обязанностей МУП "Электросети" по всем договорам энергоснабжения, договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии.
На основании Распоряжения МУП "Электросети" направило в адрес Заявителя соглашение о расторжении договора электроснабжения от 01.12.2003 N 21, заключенного между ОАО "Тверьэнерго", правопреемником прав и обязанностей которого по договору электроснабжения является Заявитель, и МУП "Электросети".
Заявитель полагает, что Распоряжение издано с превышением полномочий органа местного самоуправления, лишило его права на участие в конкурсе между юридическими лицами на право осуществлять энергоснабжение на территории Бологовского района, и ставит ЗАО "Калязинэнерго" в преимущественное положение. Доказательств нарушения его прав Заявителем не представлено.
Согласно пояснениям ЗАО "Калязинэнерго" от 12.05.2008 N 63:
- Распоряжение не является обязательным документом для неопределенного круга лиц и не подлежало опубликованию;
- ЗАО "Калязинэнерго" не является и не может являться правопреемником МУП "Электросети", и действовало как самостоятельный хозяйствующий субъект при осуществлении деятельности по заключению договоров энергоснабжения в соответствии с требованиями законодательства;
- договоры энергоснабжения заключались с потребителями путем направления оферты, а не на основании Распоряжения, т.е. исключительно по волеизъявлению субъектов.
В соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договорные обязательства МУП "Электросети" могут переходить в порядке правопреемства только в случае реорганизации данного юридического лица.
Согласно части 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Анализ представленных сведений о заключении договоров энергоснабжения ЗАО "Калязинэнерго" с потребителями свидетельствует о том, что последним в адрес потребителей были направлены письма с предложением заключить договоры энергоснабжения на 2008 год (письма от 08.01.2008 N 99, от 11.02.2008 N 105, от 20.02.2008 N 94/159).
Распоряжение о правопреемстве ЗАО "Калязинэнерго" энергосбытовой функции МУП "Электросети" не соответствует действительности и ставит ЗАО "Калязинэнерго" в привилегированное положение по сравнению с иными энергосбытовыми организациями.
В силу требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (в ред. от 08.11.2007) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) поставка электрической энергии (энергосбытовая функция) бюджетным организациям может осуществляться единственным поставщиком, если он является гарантирующим или по результатам конкурса.
ЗАО "Калязинэнерго" не является гарантирующим поставщиком.
В то же время Заявитель на основании приказа ФСТ России от 22.01.2007 N 9-э является гарантирующим поставщиком.
В результате издания Распоряжения Заявитель, являясь гарантирующим поставщиком, может быть лишен возможности заключать договоры энергоснабжения с бюджетными организациями в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ.
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что Бологовской межрайонной прокуратурой вынесен протест от 16.04.2008 N 14-08 на Распоряжение, изданное с нарушением статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Во исполнение протеста администрацией Бологовского городского поселения в Распоряжение были внесены изменения от 30.04.2008 N 29-р, согласно которым:
1) изменено наименование данного распоряжения на наименование "О прекращении совмещения МУП "Электросети" конкурентных видов деятельности";
2) разделены функции МУП "Электросети" путем прекращения совмещения деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже;
3) в устав МУП "Электросети" внесены изменения в части, касающейся осуществления деятельности по купле-продаже электроэнергии.
Следовательно, нарушение антимонопольного законодательства устранено администрацией Бологовского городского поселения до рассмотрения дела по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 08.11.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
РЕШИЛА:
1. Признать распоряжение Главы администрации Бологовского городского поселения Тверской области от 20.12.2007 N 44-р "О передаче энергосбытовой функции" противоречащим статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части передачи энергосбытовой функции от МУП "Электросети" ЗАО "Калязинэнерго".
2. Прекратить дело в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения настоящего дела по существу.
Председатель Комиссии: И.С. Демина
Члены Комиссии:
Л.В. Посохова
К. Красюкова
Г.А. Воронина
Е.И. Петрова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (опубликовано 13 мая 2008 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016