Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 7 мая 2008 г.)
Комиссия Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/45 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Мобайл" ненадлежащей рекламы акции в салонах сотовой связи "Сотовый мир", с нарушением требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в присутствии представителей ООО "Мобайл" установила:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства отслежена реклама салонов сотовой связи "Сотовый мир": "Лена Лена, привет! Ты не поверишь, что мне муж на 8 марта подарил! Сотовый телефон! Самсунг! Он такой классный! Да не муж - мишка! Какой мишка Мягкий, пушистый, милый мой плюшевый мишка.В марте компания Сотовый мир дарит покупателям стильных телефонов Самсунг пушистых плюшевых мишек! Сотовый мир и Самсунг - дарите стильные подарки! Подробности акции спрашивайте в салонах "Сотовый мир", распространяемая в эфире радиостанций "Европа Плюс" и "Авторадио".
В эфире радиостанции "Европа Плюс Хабаровск" данный рекламный ролик распространялся в период с 04.03.2008 по 22.04.2008 в количестве 188 выходов по 25 секунд, на радиостанции "Авторадио" данная реклама вышла в эфир в период с 05.03.2008 по 16.03.2008 в количестве 86 роликов по 25 секунд. Данная реклама не содержит информации о моделях телефонов, на которые распространяется рекламируемая акция, из чего следует, что плюшевый мишка в качестве подарка будет предоставлен покупателю любого телефона в салонах "Сотовый мир". Однако согласно приказу ООО "Мобайл" N 222/2 от 25.02.2007 в рекламируемой акции участвуют только телефоны марки Samsung моделей E 570, U 300, E 830, E 840, E 950. L 600,
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Отсутствие в рекламе информации о моделях телефонов, при покупке которых предоставляется подарок, предполагает распространение действия акции на все модели телефонов, реализуемые в салонах "Сотовый мир", что не соответствует действительности. Тем самым, потребители рекламы вводятся в заблуждение о рекламируемом товаре и условиях его приобретения, что противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе". В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Мобиком" пояснила следующее. Реклама акции распространялась не только на радио, но и с помощью средств наружной рекламы, на листовках. При данном способе распространения информация о моделях телефонов, при покупке которых вручался подарок, указывалась. Кроме того, во всех салонах "Сотовый мир" была размещена информация с условиями проведения акции в доступной и читаемой форме, весь персонал салонов владел полной информацией по данной акции.
В радиоролике не было возможности вставить всю информацию из-за слишком маленькой продолжительности (всего 25 секунд) и лимита денежных средств, выделенных на проведение акции. В тоже время, в рекламном радиоролике присутствует информация о том, что подробности акции можно узнать в салонах "Сотовый мир", что является достаточным для того, чтобы не вводить потребителей в заблуждение. Данные доводы отклонены Комиссией по следующим основаниям. Содержание радиорекламы акции компании "Сотовый мир" отличается от содержания наружной рекламы, рекламы на листовках и рекламы в салонах компании. Реклама, распространяемая на радио, является самостоятельным видом рекламы и должна соответствовать требованиям рекламного законодательства вне зависимости от информации размещенной на иных средствах рекламы.
Доведение персоналом салонов сотовой связи до посетителей полной информации о товарах, участвующих в акции, является обязательным по законодательству о защите прав потребителей. ФЗ "О рекламе" не ставит в зависимость соблюдение требований закона от бюджета рекламодателя, от времени, размеров или иных параметров рекламы. Следовательно, рекламодатель должен выбирать тот вид распространения, который позволит ему не нарушать нормы закона. Сведения - "подробности акции спрашивайте в салонах "Сотовый мир", указанные в рекламе, являются поясняющими к рекламной информации, а не рекламой, требования к содержанию которой определены законом. Поэтому включение данного слогана в содержание рекламы нельзя расценивать, как указание существенной информации по акции. Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона. Рекламодателем является ООО "Мобайл".
Данный факт подтверждается актами выполненных работ N Б0000015 от 05 марта 2008, N 000042 от 25 марта 2008, N 49 от 17.03.2008; платежными поручениями N 998 от 20.03.08, N 908 от 18.03.08, N 9846 от 17.03.08. В связи с изложенным следует, что ООО "Мобайл" нарушены нормы части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе". Реклама в указанных частях признается ненадлежащей. Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу акции, проводимую в салонах сотовой связи "Сотовый мир", распространяемую в эфире радиостанций "Европа Плюс" (в период с 04.03.2008 по 22.04.2008) и "Авторадио" (в период с 05.03.2008 по 16.03.2008), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Мобайл" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 08 мая 2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 7 мая 2008 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016