Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 3 февраля 2015 г. N 06-10.2/07-2015/14.3
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области <_> рассмотрев протокол об административном правонарушении от 22 января 2015 года и другие материалы дела, возбужденного в отношении директора ООО "Астей" <_>
в отсутствие <_> извещенного надлежащим образом, установила:
В адрес Омского УФАС России из ФАС России поступили заявления физических лиц.
1. Заявления гражданина <_> (вх. N 11890э-11893э от 29.10.2014, N 11981э-11982э от 31.10.2014) по факту направления на его абонентский номер <_> SMS-сообщений рекламного характера:
- 10.09.2014 в 09:30 часов от отправителя +79086289248 (SMS-центр +79023700113): "Помощь получение КРЕДИТА 30-200 т.р. Работаем на результат. 89083134767";
- 11.09.2014 в 11:37 часов от отправителя +79086259242 (SMS-центр +79023700113): "Работа для студентов. Совмещение, гибкий график. 8-923-685-65-05";
- 15.10.2014 в 12:57 часов от отправителя +79086264683 (SMS-центр +79023700113): "ИПОТЕКА 100% Материнский капитал Без взноса Срок 1 день 49-04-29";
- 24.10.2014 в 09:21 часов от отправителя +79086289111 (SMS-центр +79023700113): "Жалюзи и рулонные шторы от производителя. Замер бесплатно 475-200";
- 30.10.2014 в 09:11 часов от отправителя +79086240525 (SMS-центр +79023700113): "Займ до 300 т.р. Автокредит до 1 млн. Решение от 10 мин. Низкий % 478-449";
- 30.10.2014 в 09:56 часов от отправителя +79086275240 (SMS-центр +79023700113): "Шкафы-купе от 9.000р. Спальни, Кухни, Прихожие. Качество 8-950-787-4482".
2. Заявления гражданки <_> (вх. N 12049э от 05.11.2014, N 12226э от 07.11.2014, N 12343э от 11.11.2014) по факту направления на ее абонентский номер <_> SMS-сообщений рекламного характера:
- 31.10.2014 в 16:33 часов от отправителя +79086217975 (SMS-центр +79023700113): "Семен Слепаков в Омске! 01.11 в 19:00 часов Музыкальный театр От 1200р";
- 05.11.2014 в 17:45 часов от отправителя +79086283390 (SMS-центр +79023700113): "Сегодня! Детская группа Барбарики! ТЮЗ, начало в 19:00 Билеты от 700р";
- 07.11.2014 в 16:59 часов от отправителя +79086279521 (SMS-центр +79023700113): "Сегодня! Победитель проекта Голос, С. Волочков Концертный зал, 19:00".
По утверждению заявителей, данные SMS-сообщения были отправлены без предварительного согласия на их получение, что является нарушением части 1статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, от 13 января 2015 года по делу N 06-10.1/65-2014 реклама: "Помощь получение КРЕДИТА 30-200 т.р. Работаем на результат. 89083134767"; "Работа для студентов. Совмещение, гибкий график. 8-923-685-65-05"; "ИПОТЕКА 100% Материнский капитал Без взноса Срок 1 день 49-04-29"; "Жалюзи и рулонные шторы от производителя. Замер бесплатно 475-200"; "Займ до 300 т.р. Автокредит до 1 млн. Решение от 10 мин. Низкий % 478-449"; "Шкафы-купе от 9.000р. Спальни, Кухни, Прихожие. Качество 8-950-787-4482", направленную посредством использования телефонной связи в адрес гражданина <_> а также реклама "Семен Слепаков в Омске! 01.11 в 19:00 часов Музыкальный театр От 1200р"; "Сегодня! Детская группа Барбарики! ТЮЗ, начало в 19:00 Билеты от 700р"; "Сегодня! Победитель проекта Голос, С. Волочков Концертный зал, 19:00", направленная посредством использования телефонной связи в адрес гражданки <_> была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона "О рекламе".
По информации ЗАО "Теле2-Омск", номерные емкости +79086289248, +79086259242, +79086264683, +79086289111, +79086240525, +79086275240, +79086217975, +79086283390, +79086279521 принадлежат ресурсу нумерации ЗАО "Астрахань GSM".
На запрос Омского УФАС России ЗАО "Астрахань GSM" (вх. N 12185 от 07.11.2014, N 13263-13264 от 01.12.2014) представлена информация, из которой следует, что указанные сообщения отправлены партнером ЗАО "Астрахань GSM" - ООО "Астей" в рамках Договора N 06-02-02/14 от 07.02.2104.
Согласно условиям вышеуказанного Договора Исполнитель (ЗАО "Астрахань GSM") оказывает Заказчику (ООО "Астей") услуги по обеспечению круглосуточного доступа к программному приложению, обеспечивающему формирование, доставку и подтверждение о доставке смс-сообщений.
В соответствии с пунктом 2.1.20 Договора Заказчик обязуется использовать услугу в соответствии с нормами законодательства о рекламе и только для передачи информации адресатам, давшим письменное согласие на ее получение.
В ходе подготовки к рассмотрению дела N 06-10.1/65-2014 каких-либо документов, подтверждающих предварительное согласие <_> на получение рекламы от ООО "Астей", ЗАО "Астрахань GSM" либо иного лица, в адрес Омского УФАС России представлено не было.
Таким образом, ООО "Астей" является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Директором ООО "Астей" является <_> (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 03.12.2014).
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, директор ООО "Астей" <_> имея возможность для соблюдения требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Местом совершения административного правонарушения является место получения заявителями SMS-сообщений: Российская Федерация, Омская область, г. Омск.
Временем совершения административных правонарушений является дата направления вышеуказанных SMS-сообщений на номера заявителей, а именно - сентябрь-ноябрь 2014 года.
Уведомление о составлении протокола об административных правонарушениях было направлено в адрес директора ООО "Астей" <_> по месту его жительства (месту пребывания) и по месту нахождения юридического лица (<_>).
В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 03.12.2014 адресом места жительства (места пребывания) <_> является: <_>
Таким образом, антимонопольным органом были предприняты все действия для надлежащего уведомления директора ООО "Астей" <_> о составлении протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем директор ООО "Астей" <_> для составления и подписания протокола об административном правонарушении 22.01.2015, а также на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился.
При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело N 06-10.2/07-2015/14.3, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, должностным лицом Омского УФАС России, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
Признать директора ООО "Астей" <_> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен <_> не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в бюджет по следующим реквизитам:
Банк получателя: Отделение по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации
ИНН 5503023028 КПП 550401001
Получатель: УФК по Омской области (Управление федеральной антимонопольной службы по Омской области)
БИК 045209001
Счет N 40101810100000010000
Код бюджетной классификации 16111626000016000140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе"
Код ОКТМО 52701000
Назначение платежа: Административный штраф в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 февраля 2015 г. N 06-10.2/07-2015/14.3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016