Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 29 декабря 2015 г. N 259/2015
Резолютивная часть решения объявлена 25.12.2015
Полный текст решения изготовлен 29.12.2015
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 259/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Цуканов-Лубяницкий Г.В. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Жидко Е.В. - главный специалист - эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи.
рассмотрев дело N 259/2015 по признакам нарушения ОАО "НЭСК - электросети" (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247 (далее - АО "НЭСК-электросети" в связи с перерегистрацией) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение <_>(далее - Заявитель) на бездействие АО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация), выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 28.10.2014 N 1-38-14-2890.
Между <_>и АО "НЭСК-электросети" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28.10.2014 N 1-38-14-2890.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение <_> расположенного по адресу: <_>(далее - Объект).
Неотъемлемым приложением договора об осуществлении технологического присоединения являются технические условия N 1-38-14-2890.
Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объектов Заявителя составляет 15 кВт, в том числе существующая 5 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (пункт 11).
Заявителем в связи с выполнением технических условий в адрес Сетевой организации направлены сведения о выполнении мероприятий, возложенных на Заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ, по объекту энергопотребления (вх. ОАО "НЭСК-электросети" от 17.11.2014 N 8332).
Также со стороны Заявителя исполнены обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение (квитанция от 28.10.2014, имеется в материалах дела).
На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, а также возбуждения дела, со стороны Сетевой организации, принятые на себя обязательства в соответствии с заключенными договорами на технологическое присоединение, а также техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью Договоров, не исполнены.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, регламентированы действия СО и Заявителя при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения, договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, присоединенная мощность которых составляет до 15 кВт., срок не должен превышать 6 месяцев.
В соответствии с п. 5 Договора на технологическое присоединение, срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцев со дня заключения договора.
Однако в установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Бездействие Сетевой организации по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках указанных договоров на технологическое присоединение, лишает Заявителя возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
АО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях АО "НЭСК-электросети" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 27.07.2015 N 339 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении АО "НЭСК-электросети" возбуждено дело N 259/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 259/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 30.07.2015 N 13989/6, назначена дата рассмотрения дела - 14.09.2015.
14.09.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО "НЭСК-электросети" - <_>по доверенности от <_> <_>
На заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела N 259/2015. Датой рассмотрения назначено 27.10.2015.
27.10.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО "НЭСК-электросети" - <_>по доверенности от <_> надлежаще уведомленная<_><_>отсутствовала.
На заседании, в связи с отсутствием кворума на заседании Комиссии, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела N 259/2015. Датой рассмотрения назначено 30.10.2015.
30.10.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; <_> АО "НЭСК-электросети" отсутствовали в виду ненадлежащего уведомления.
На заседании, в связи с отсутствием надлежащего уведомления <_> а также необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела N 259/2015 до - 29.01.2016, а также определение об отложении рассмотрения дела. Датой рассмотрения назначено 16.11.2015.
16.11.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО "НЭСК-электросети" - <_>по доверенности от <_> <_>
На заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела N 259/2015. Датой рассмотрения назначено 15.12.2015.
15.12.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО "НЭСК-электросети" - <_>по доверенности от <_> <_>
На заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных документов, Комиссией объявлен перерыв до 21.12.2015.
21.12.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО "НЭСК-электросети" - <_>по доверенности от <_> <_>
На заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных документов, Комиссией объявлен перерыв до 25.12.2015.
25.12.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; надлежаще уведомленные АО "НЭСК-электросети", <_> отсутствовали.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 259/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
Между <_>и АО "НЭСК-электросети" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28.10.2014 N 1-38-14-2890.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ <_> расположенного по адресу: г<_>(далее - Объект).
Неотъемлемым приложением договора об осуществлении технологического присоединения являются технические условия N 1-38-14-2890.
Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объектов Заявителя составляет 15 кВт, в том числе существующая 5 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (пункт 11).
Заявителем в связи с выполнением технических условий в адрес Сетевой организации направлены сведения о выполнении мероприятий, возложенных на Заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ, по объекту энергопотребления (вх. ОАО "НЭСК-электросети" от 17.11.2014 N 8332).
Также со стороны Заявителя исполнены обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение (квитанция от 28.10.2014, имеется в материалах дела).
24.11.2014 АО "НЭСК-электросети" произведен осмотр ЭПУ Объекта Заявителя, о чем составлен Акт N 5379 о выполнении заявителем ТУ, согласно которому ЭПУ соответствует ТУ.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 18 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки); ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В соответствии с п.п. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, срок выполнения мероприятий, для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, составляет шесть месяцев с момента подписания договора - для заявителей, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые будут использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка Заявителя составляет не более 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500 м. в сельской местности.
Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено").
Согласно п. 19 Правил технологического присоединения N 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения.
В ходе рассмотрения дела 259/2015 со стороны Заявителя представлены материалы, подтверждающие исполнение обязательств со стороны АО "НЭСК-электросети" по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств <_> а именно: акт о выполненном технологическом присоединении от 11.12.2015 N 4852; акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности между АО "НЭСК-электросети" и <_> от 11.12.2015 N 1614, акт от 24.12.2015 N 004 о проведении установки (замены) элементов узла эл. энергии, проверки подключения бытовых потребителей.
25.12.2015 за N 14447 в адрес Управления со стороны <_>поступило ходатайство о прекращении рассмотрения дела N 259/2015, ввиду урегулирования спорной ситуации и отсутствия ущемления интересов.
Указанное ходатайство рассмотрено Комиссией Краснодарского УФАС России по делу N 259/2015 и удовлетворено.
Согласно п.4 пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Пленум N30) оценивая действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав, то есть антимонопольному органу при установлении признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях АО "НЭСК-электросети" необходимо доказать, что результат таких действий привел или может привести к ущемлению интересов заявителя.
С учетом вышеизложенного, а также с учетом удовлетворения ходатайства <_> Комиссия Краснодарского УФАС России по делу N 259/2015 в действиях АО "НЭСК-электросети" не установила факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", последствия которого привели к ущемлению интересов
<_>
В связи с вышеизложенным, Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 3 ст. 41, п. 2 ч. 2 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N 259/2015, ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях АО "НЭСК-электросети".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Е.В. Жидко
Г.В. Цуканов-Лубяницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 декабря 2015 г. N 259/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016