Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
(опубликовано 29 октября 2008 г.)
Решение изготовлено в полном объеме "29" октября 2008 г.
Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Красюкова Л.К., начальник отдела контроля власти и рекламы,
Кочетурова Ю.В., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и рекламы,
в присутствии представителя ИП Бакурова О.Н - адвоката Сапожникова Н.Ю. (по доверенности от 01.03.2008 б/н)
рассмотрев дело N 04-6/2-23-2008 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения наружной рекламы Интерьер-центра "Пелетон", содержащей признаки нарушения части 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (ред. от 13.05.2008) (далее - Закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
По договору на оказание услуг по размещению рекламной информации от 26.12.2007 бн, согласно адресной программе (Приложение к договору), в г. Твери на ул.Брагина, ул.Туполева, ул.Вагжанова на рекламных щитах 6 х 3 м размещается наружная реклама Интерьер-центра "Пелетон" (далее - "Пелетон") с указанием сведений о месте его нахождения (наб. р. Тьмаки, д. 20), телефона (35-35-20), ассортимента продаваемого в нем товара (обои, шторы, краска, двери, люстры, ламинат, плитка) и текстом "Абсолютный чемпион". Рекламораспространитель - Филиал ООО "Твой город" в г.Твери, рекламодатель - ИП Бакуров О.Н., ему же принадлежит интерьер-центр "Пелетон".
Интерьер-центр "Пелетон" состоит из нескольких магазинов, названия которых соответствуют названию товаров, перечисленных в рекламе. Владельцами магазинов являются ИП Бакуров О.Н. и ИП Бакурова Е.В. (информационная справка ИП Бакурова О.Н. от 20.10.2008).
Согласно статье 3 Закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно части 3 статьи 5 Закона недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о продавце, о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами, а также об ассортименте товара и об объеме продажи рекламируемого товара.
Согласно толковому словарю русского языка С.Е. Ожегова, выражение "абсолютный чемпион" означает безусловный победитель, т.е. первый.
В соответствии с пояснениями рекламодателя (письмо от 25.07.2008 вх. N 342ф и от 19.09.2008 вх.N 2554) используемый в рекламе термин "абсолютный чемпион" относится к объему осуществляемых продаж и ассортименту реализуемых в магазине "Пелетон" товаров.
Комиссией рассмотрены имеющиеся материалы в отношении иных продавцов аналогичными товарами и проведен анализ на предмет превосходства или абсолютного первенства по обозначенным рекламодателем характеристикам товаров - ассортимент и объем продаж рекламируемых товаров, и установлено следующее.
1. По данным управления потребительского рынка администрации г. Твери от 07.10.08 N 21/735-и в городе функционирует 224 объекта, имеющие в своем ассортименте названные в рекламе товары. При этом занимаемые торговые площади "Пелетон" составляют 805, 8 и 456 кв.м, а, например, ООО "Торговая компания КоМС" (далее - ООО "ТК КоМС") - 2591,9 и 2591,9кв.м.
2. Указанные в рекламе "Пелетон" группы товаров - обои, шторы, краска, двери, люстры, ламинат, плитка - присутствуют, в том числе, в ассортименте торгового комплекса "Квартирный ответ" ООО "ТК КоМС" (письмо от 09.10.2008 вх.N 451ф), при это объем продаж последнего за период июль-август 2008 г. (в этот период, в том числе, распространялась реклама) по отдельным группам товаров превосходит "Пелетон": плитка керамическая - ООО "ТК КоМС" - 3540 тыс. руб., "Пелетон" - 2968 тыс. руб.; краски - ООО "ТК КоМС" - 3050 тыс. руб., "Пелетон" - 2631 тыс. руб.
Вышесказанное свидетельствует о том, что "Пелетон" не превосходит ООО "ТК КоМС" по ассортименту товаров и объему продаж отдельных товаров, не является безусловным лидером по названным характеристикам и, следовательно, реклама в данной части является недостоверной.
3. Кроме того, в Твери существуют специализированные магазины, реализующие отдельные товары из поименованного в рекламе "Пелетон" перечня. Так, ООО "Атлант" (магазин "Эдисон-Центр света", площади 515 и 391 кв. м) имеет ассортимент светильников около 4000 видов и объем продаж за период июль-август 2008 г. 9731 тыс. руб., а "Пелетон" - 2825 видов и объем продаж 3960 тыс. руб. Следовательно, "Пелетон" по ассортименту и объему продаж люстр также не является "абсолютным чемпионом".
Таким образом, наружная реклама рекламодателя ИП Бакурова О.Н. с термином "абсолютный чемпион" содержит недостоверные сведения о безусловном первенстве магазина "Пелетон", поскольку по двум существенным характеристикам - ассортимент и объем продаж таковым не является.
Реклама об абсолютном первенстве магазина "Пелетон" не соответствует действительности, нарушает часть 3 статьи 5 Закона "О рекламе" и является ненадлежащей.
В соответствии со статьей 38 Закона за нарушение части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
Нарушение рекламодателем - ИП Бакуровым О.Н. законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать наружную рекламу Интерьер-центра "Пелетон" с использованием выражения "Абсолютный чемпион" ненадлежащей, поскольку нарушена часть 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. ИП Бакурову О.Н. выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
Председатель Комиссии
Л.В. Посохова
Члены Комиссии
Л.К. Красюкова
Ю.В. Кочетурова
Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти и рекламы,
Кочетурова Ю.В., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и рекламы,
на основании своего решения от 22 октября 2008 г. по делу N 04-6/2-23-2008 о признании ненадлежащей наружной рекламы Интерьер-центра "Пелетон", нарушающей требования части 3 статьи 5 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП Бакурову О.Н. в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: в наружной рекламе Интерьер-центра "Пелетон" исключить выражение "Абсолютный чемпион", как несоответствующее действительности.
2. ИП Бакурову О.Н. представить в Управление письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 ноября 2008 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Тверское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Л.В. Посохова
Члены Комиссии
Л.К. Красюкова
Ю.В. Кочетуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (опубликовано 29 октября 2008 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016