Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
(опубликовано 28 октября 2008 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 33-ФАС22-ОВ/10-08 по признакам нарушения администрацией Заринского района Алтайского края, пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении с ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-МЕД" договора обязательного медицинского страхования от 03.09.2007 без проведения открытого конкурса или открытого аукциона по отбору финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования, установила:
В ходе проведения управлением ФАС по Алтайскому краю анализа порядка заключения договоров обязательного медицинского страхования работающих граждан органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Алтайского края, и соблюдения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было установлено, что 03.09.2007 администрацией Заринского района Алтайского края заключен договор обязательного медицинского страхования работников с ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-МЕД" без проведения публичных процедур.
По данному факту УФАС по Алтайскому краю в отношении администрации Заринского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно пояснениям главы администрации Заринского района, при заключении 03.09.2007 договора ответчик руководствовался следующим: в статье 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд", под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований их потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации. Медицинское страхование работников администрации не относится к вопросам местного значения муниципального района, в связи с чем под действие указанного Федерального закона не подпадает.
Представитель Алтайского филиала ООО "СМК РЕСО-МЕД" пояснил, что в случае размещения администрацией Заринского района конкурсной документации, ООО "СМК РЕСО-МЕД" намерено подать заявку на участие в конкурсе на право заключить договор обязательного медицинского страхования.
Изучив обстоятельства дела, пояснения администрации Заринского района Алтайского края, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях органа местного самоуправления нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 28.06.1991 г. N1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Согласно статье 9 Закона РФ от 28.06.1991 г. N1499-1 страхователь (в данном случае - орган местного самоуправления) обязан заключить договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией.
При этом, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органы местного самоуправления осуществляют отбор финансовых организаций для личного страхования, в том числе медицинского страхования путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность органов местного самоуправления проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования. Следовательно, при заключении 03 сентября 2007 г. договора обязательного медицинского страхования работающих граждан, т.е. после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", администрация Заринского района Алтайского края обязана была руководствоваться положениями пункта 9 части 1 статьи 18 указанного закона.
Таким образом, действия администрации Заринского района Алтайского края, выразившиеся в заключении договора обязательного медицинского страхования работников с ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-МЕД" от 03.09.2007 без проведения открытого конкурса или открытого аукциона являются нарушением пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать действия администрации Заринского района Алтайского края, выразившиеся в заключении договора обязательного медицинского страхования работающих граждан с ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-МЕД" от 03.09.2007 без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, противоречащими пункту 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации Заринского района Алтайского края предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (опубликовано 28 октября 2008 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016