Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 22 декабря 2015 г. N ИП-08/20053
Резолютивная часть решения оглашена: "8" декабря 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено: "22 декабря 2015 г.
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
<_>-[_]
Члены Комиссии
<_>-[_],
<_>-[_]
рассмотрев дело N 08-392/2015 возбужденное по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя "Тимер Банк" (ПАО) (420066, РТ, г. Казань, проспект Ибрагимова, д. 58, ИНН 1653016689) - Зинатуллиной Л. С. по доверенности (доверенность N 0504/327 от 29.10.2015) установила:
Согласно статье 33 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
По результатам проведения плановой выездной проверки (на основании приказа N 02/687-пр от 30.09.2015 г.) "Тимер Банк" (ПАО) (420066, РТ, г. Казань, проспект Ибрагимова, д. 58, ИНН 1653016689) Управлением установлен факт размещения статьи, распространявшейся в газете "Деловой квартал" N 16 (164) от 25.08.2014 г., с текстом: "Наиболее популярным депозитным продуктом для частных клиентов стал новый срочный накопительный вклад "Хорошая новость". Его основными преимуществами являются высокая процентная ставка, которая увеличивается в зависимости от суммы вклада, надежное размещение денежных средств на длительный срок, низкий минимальный взнос, возможность неограниченного по срокам пополнения и снятия средств вклада через несколько месяцев без потери процентов".
По данному факту Татарстанским УФАС России в отношении "Тимер Банк" (ПАО) было возбуждено дело N 08-392/2015 по части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела N 08-392/2015 Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: призвана формировать и поддерживать интерес к рекламируемому "товару".
Согласно части 7 статьи 5 Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Сообщая потребителям не соответствующие действительности сведения, недобросовестная, недостоверная, неэтичная реклама способна ввести их в заблуждение и нарушить охраняемые законом права или интересы. И наиболее распространенным способом получения необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности выступает ненадлежащая реклама, которая вводит потребителей в заблуждение и причиняет ущерб конкурентам.
Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.
Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способна привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и одновременно привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.
В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении и пр.
Введение в заблуждение является актом недобросовестной конкуренции и представляет собой действия, направленные на формирование неверных представлений в отношении собственных товаров (работ, услуг) или товаров конкурента.
Главным инструментом введения в заблуждение, как правило, является распространение ложной или неточной информации вследствие сокрытия части существенной информации. Вводящая в заблуждение реклама сообщает не "объективно неправильные (неверные) сведения", а субъективно неправильные, т.е. те, которые способны ввести в заблуждение. Это означает, что при оценке рекламы на предмет введения в заблуждение учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.
Однако реакцию потребителей можно оценивать по-разному в зависимости от адресата. При оценке рекламы на способность ввести в заблуждение следует предполагать наличие определенного набора знаний и опыта адресатов рекламы исходя из среднего уровня, характерного, как правило, для существенной части потребительской аудитории. При этом правоприменительная практика исходит из того, что средний потребитель не должен обладать специальными знаниями в разных областях науки и техники, в том числе в вопросах медицины, страхования, финансирования и т.д.
Опасность возникновения финансовых потерь вследствие наступления неблагоприятных изменений, вероятность которых (потерь) неизвестна, обусловливают высокий уровень рисков для инвесторов. Не обладая достаточной информацией и специальными знаниями, непрофессиональные инвесторы могут неправильно оценить соответствующие риски, и, следовательно, заблуждаться относительно эффективности инвестиционной деятельности.
Под воздействием рекламы потребитель зачастую руководствуется эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара. Неопытность и отсутствие необходимых знаний в сфере банковской, страховой, инвестиционной деятельности у значительной части населения нашей страны не позволяют потребителям принять взвешенное, обдуманное решение в вопросах инвестирования и делают их легкой добычей недобросовестных рекламодателей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Из положений части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 названного закона, несет ответственность рекламодатель.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете "Деловой квартал" N 16 (164) от 25.08.2014 г., с текстом: "Наиболее популярным депозитным продуктом для частных клиентов стал новый срочный накопительный вклад "Хорошая новость". Его основными преимуществами являются высокая процентная ставка, которая увеличивается в зависимости от суммы вклада, надежное размещение денежных средств на длительный срок, низкий минимальный взнос, возможность неограниченного по срокам пополнения и снятия средств вклада через несколько месяцев без потери процентов", поскольку в ней нарушены требованияФедерального закона "О рекламе".
Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
Материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не передавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 22 декабря 2015 г. N ИП-08/20053
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016