Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
N 02-05-43-2015 (опубликовано 25 декабря 2015 г.)
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы N 43 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - врио руководителя управления;
Члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
в присутствии:
- представителя ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю;
- представителя ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае";
рассмотрев жалобу ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" при проведении запроса котировок на оказание услуг по централизованной охране административных зданий филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе" (номер извещения 31503049217), в порядке предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", установила:
7 декабря 2015 года ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" на официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 31503049217 о проведении запроса котировок на оказание услуг по централизованной охране административных зданий филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе".
Дата рассмотрения и оценки котировочных заявок назначена 15.12.2015.
В соответствии с итоговым протоколом на участие в запросе котировок подано две заявки ООО ЧОП "Рубикон плюс" и ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю.
Котировочная заявка ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю отклонена от участия в запросе котировок по основанию - отсутствия в поданной котировочной заявке лицензии на частную охранную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Победителем запроса котировок признано ООО ЧОП "Рубикон плюс".
17 декабря 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю (далее - Заявитель) на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на оказание услуг по централизованной охране административных зданий филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе" (номер извещения 31503049217).
В жалобе Заявитель указывает, что действия Заказчика являются незаконными, в связи с неправомерным отклонением заявки.
Заказчиком представлены письменные пояснения по жалобе.
Из пояснений Заказчика следует, что действия Заказчика совершены в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае", Закупочной документацией и не содержат нарушений порядка закупки товаров, работ и услуг.
Рассмотрев все представленные материалы, Комиссия Забайкальского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируются Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае", утвержденным врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю. Поповой 2014 года (далее - Положение о закупке).
Частью 18 Положения о закупке предусмотрено проведение закупочных процедур способом запроса котировок.
В соответствии с пунктом 18.6.2 Положения о закупке, Победителем в проведении запроса котировок признается участник процедуры закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса котировок и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками процедуры закупки победителем в проведении запроса котировок признается участник процедуры закупки, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников процедуры закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Требования к участникам запроса котировок на оказание услуг по централизованной охране административных зданий филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе" (номер извещения 31503049217) определены котировочной заявкой и техническим заданием на оказание услуг по централизованной охране административных зданий филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе", указанные документы были опубликованы на официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru).
В техническом задании установлено требование к исполнителю: "в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" необходимо наличие лицензии на частную охранную деятельность".
В соответствии с формой котировочной заявки, к котировочной заявке должны быть приложены следующие документы:
Копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным в документации о проведении запроса котировок.
Лицензия на частную охранную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В составе заявки на участие в открытом запросе котировок Заявителем не представлена лицензия на частную охранную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, заявка ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю была отклонена как несоответствующая требованиям закупочной документации.
Вместе с тем, ведение частной детективной и охранной деятельности в РФ регламентируется Законом РФ N 2487-1 от 11.03.1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 2487-1).
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации N 2487-1 от 11.03.1992 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Статьей 11 указанного закона установлено, что оказание услуг, перечисленных в части 3 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Согласно выписке ЕГРЮЛ основной вид деятельности ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю - деятельность органов внутренних дел (код 75.24.1).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 2 Закона "О полиции", к основным направлениям деятельности полиции относится охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона "О полиции", в состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).
Пунктом 25 части 1 статьи 12 Закона "О полиции", определена обязанность полиции охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Приказом Министерства внутренних дел РФ от 5 мая 2012 года N 430 утвержден Устав Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления МВД Российской Федерации по Забайкальскому краю" (далее - Устав).
Согласно пункту 19 Устава целями деятельности учреждения являются охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. Пункт 20 Устава содержит виды деятельности учреждения для достижения целей обозначенных в пункте 19 Устава.
Из изложенного следует, что ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю не осуществляет деятельность в соответствии с Законом о частной охранной деятельности, в связи с чем, для осуществления охранной деятельности и оказанию услуг ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю получение лицензии в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не требуется.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1.1.7.2 Положения о закупках, при проведении закупки Заказчик руководствуется принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых помимо прямо поименованных относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Заявитель не имеет лицензии на частную охранную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а оказывает услуги по охране на основании закона и учредительных документов.
Требование о предоставлении участником запроса котировок лицензии на частную охранную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" повлекли отклонение заявки Заявителя.
При указанных выше обстоятельствах, действия Заказчика по установлению требования в закупочной документации о предоставлении лицензии на частную охранную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержат ограничение конкуренции, т.к. Заказчик не обеспечил соблюдение принципов равного доступа к участию в запросе котировок, что повлекло ограничение количества участников.
Таким образом, Заказчиком нарушены принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 1.1.7.2. Положения о закупках.
Учитывая, что требование к участникам проводимого запроса котировок о наличии лицензии препятствует доступу к участию в закупке хозяйствующих субъектов, которым указанная лицензия не требуется, в связи со специальным назначением деятельности, такое требование необоснованно ограничивает конкуренцию участников закупки, в силу чего, действия Заказчика в части установления такого требования противоречат части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Частью 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч.1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Из приведённых выше положений Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольный орган так же уполномочен на принятие решений о признании лица нарушившим установленные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запреты так же в случаях, когда данные нарушения совершены при проведении закупки, проводимой в форме открытого запроса котировок на основании Закона о закупках, в том числе, если данные нарушения были выявлены антимонопольным органом в ходе рассмотрения поданной в порядке Закона о закупках жалобы.
Комиссия Забайкальского УФАС России приходит к выводу о том, что указанные выше действия Заказчика противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, 1.1.7.2. Положения о закупке, т.к. ограничивают число участников закупки и являются нарушением требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 14, 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, решила:
Признать жалобу ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" при проведении запроса котировок на оказание услуг по централизованной охране административных зданий филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе" (номер извещения 31503049217) обоснованной, в связи с нарушением требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункта 1.1.7.2. Положения о закупках.
Признать ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункта 1.1.7.2. Положения о закупках.
Выдать ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю N 02-05-43-2015 (опубликовано 25 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016