Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
(опубликовано 19 декабря 2008 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 19 ноября 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 2 декабря 2008 г.
Комиссия Управления ФАС по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Хлевчук В.Т. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;
Лукова И.С. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;
Манойлова Н.Н - член комиссии, специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;
Шишелова С.А. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;
при участии от лица, в отношении которого возбуждено дело: Рыбина Владимира Александровича (директора ООО "Кухня"), Михайлюк Ирины Валериевны и Отуриной Елены Александровны (по доверенности от 18 ноября 2008 г.),
рассмотрев дело N 44/731 по признакам нарушения ООО "Кухня" ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
В ходе контрольного мероприятия, проводившегося инспекцией Вологодского УФАС России 15.10.2008 г. на основании указания ФАС России N АК/2119-ПР, а также приказа УФАС России по Вологодской области N 181 от 14.10.2008 г. на витрине кафе "Кухня", расположенного на ул. Герцена, 14, слева от входа зафиксирована реклама пива "Velvet" и "Pilsner urguell", а также справа от входа размещена вывеска кафе "Коварна чешка", на которой изображена пивная кружка с пенным напитком и девушкой, то есть на данной вывеске кроме обязательной информации о наименовании и режиме работы кафе имеет место реклама пива.
Указанная реклама пива размещена без предупреждения о вреде его чрезмерного потребления, чем нарушает ч. 3 ст. 22 ФЗ от 13.03. 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе").
Рекламодателем, т. е. продавцом товара, определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы, а также рекламораспространителем, т. е лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом в любой форме и с использованием любых средств, указанной рекламы пива является ООО "Кухня".
На заседании комиссии представитель ООО "Кухня" Отурина Е.А. пояснила, что изображения логотипов продуктов "Velvet" и "Pilsner urguell" Общество не размещало, данные изображения были нанесены на витрину еще до момента передачи помещения в аренду от арендодателя Обществу.
Комиссией установлено, что ООО "Кухня" является субарендатором нежилого помещения общей площадью 67,2 кв. м, расположенного на первом этаже пятиэтажного кирпичного здания по адресу: г. Вологда, ул. Герцена, 14, с 01.01.2008 г., о чем свидетельствует договор аренды нежилого помещения N 5/50СА от 01.01.2008 г. То есть на момент проведения контрольного мероприятия 15.10.2008 г. право пользования указанным помещением принадлежало ООО "Кухня".
В отношении вывески кафе "Коварна чешка" представители Общества отметили, что изображение девушки с пенным напитком не является рекламой, размещено на вывеске кафе, а п. 5 ч. 2 ст. 2 ФЗ "О рекламе" не распространяет своего действия на вывески. Кроме того, данная вывеска не имеет отношения к рекламе пива, т. к. пиво на ней не изображено.
Однако, согласно п. 5 ч. 2 ст. 2 ФЗ "О рекламе", названный Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Следовательно, ФЗ "О рекламе" может распространяться на вывески, имеющие кроме обязательной информации о наименовании и режиме работы организации согласно ст. 9 Закона РФ "О защите прав потребителей", рекламный характер. Но вместе с тем, комиссия согласна с мнением представителей Общества о том, что объект рекламирования на рассматриваемой вывеске не определен.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе", реклама пива и напитков, изготавлмваемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Однако реклама пива "Velvet" и "Pilsner urguell", изображенная на витрине кафе "Кухня" не имеет предупреждения о вреде его чрезмерного потребления.
Согласно ст. 3 ФЗ "О рекламе", реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение ч. 3 ст. 22 названного Федерального закона несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Таким образом, ООО "Кухня" в нарушение требований ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе" допустило размещение рекламы пива "Velvet" и "Pilsner urguell" на витрине кафе "Кухня", расположенного на ул. Герцена, 14 без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ФЗ "О рекламе", в соответствии с п.п. 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: пива "Velvet" и "Pilsner urguell", поскольку в ней нарушены требования ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе", а рекламодателя и рекламораспространителя - ООО "Кухня" нарушившим ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Кухня" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Председатель комиссии В.Т. Хлевчук
Члены комиссии:
И.С. Лукова
Н.Н. Манойлова
С.А. Шишелов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (опубликовано 19 декабря 2008 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016