Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 22 декабря 2008 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2008 года
Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2008 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Комитета по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района, рассмотрев дело N 5-12/13 по признакам нарушения Комитетом по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района ст.
20 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
По результатам контрольного мероприятия, проведенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, установлено, что Комитетом по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района (далее - Комитет) на основании распоряжения Комитета от 15.02.2008 N 12а "Об аренде имущества", по договору аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, от 26.02.2008 N 30 ООО "Янтарь" сроком на 5 лет переданы объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (далее - объекты коммунальной инфраструктуры).
В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав в приоритетном порядке, является муниципальной помощью. Ч.1 ст. 19 Закона о защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень целей предоставления муниципальной помощи, в том числе - обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Постановлением Совмина СССР от 03.12.1983 N 12 Ванинский муниципальный район приравнен к районам Крайнего Севера.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании Соглашений от 28.12.2005, 27.12.2006, 30.11.2007, 28.12.2005, 28.12.2005 в ведении Ванинского муниципального района находятся вопросы организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в границах поселений "Рабочий поселок Ванино", "Рабочий поселок Октябрьский", "Поселок Токи". Передача Комитетом ООО "Янтарь" в аренду объектов коммунальной инфраструктуры обусловлена обеспечением жизнедеятельности населения в границах поселений "Рабочий поселок Ванино", "Рабочий поселок Октябрьский", "Поселок Токи", что соответствует целям предоставления муниципальной помощи, поименованным в п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции. Комитетом с ООО "Янтарь" заключен договор аренды муниципального имущества от 26.02.2008 N 30, что в понятии п. 20 ст. 4 Закон о защите конкуренции является муниципальной помощью, подлежащей контролю в порядке, установленном главой 5 данного закона.
Ч.1 ст.20 Закона о защите конкуренции установлено, что муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. В рамках рассмотрения материалов проверки установлено, что Комитет не обращался в антимонопольный орган с ходатайством о получении предварительного согласия на предоставление муниципальной помощи ООО "Янтарь", путем передачи в пользование объектов коммунальной инфраструктуры. По данному факту Комитетом представлено пояснение (письмо от 02.12.2008 N 923), согласно которому передача в аренду ООО "Янтарь" муниципального имущества не рассматривалась Комитетом как муниципальная помощь, ввиду того, что на территории деятельности ООО "Янтарь" отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, имеющие возможность оказывать услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем, данный довод не основан на положениях действующего законодательства по следующим основаниям. Как установлено Законом о защите конкуренции, передача муниципального имущества органом власти хозяйствующему субъекту возможна посредством трех основных способов:
1. Через решение представительного органа власти (решение о бюджете);
2. Через торги (в соответствии с действующим законодательством);
3. Через согласование с антимонопольным органом (в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции).
Все три способа исключают единоличное принятие решения, в той или иной степени являются публичными и конкурентными.
Учитывая, что передача хозяйствующему субъекту прав на имущество, в данном случае, обусловлена проведением торгов на право заключения соответствующего договора, либо предоставлением муниципальной помощи, в установленном законом порядке, Комитет, в зависимости от выбранного способа передачи такого имущества, должен был соблюсти определенные процедуры (согласование муниципальной помощи, проведение торгов).
Несоблюдение порядка предоставления муниципальной помощи, а также осуществление передачи муниципального имущества в аренду ООО "Янтарь" в приоритетном порядке ограничило (исключило) возможность доступа хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих возможность осуществлять) аналогичную с ООО "Янтарь" деятельность на рассматриваемый товарный рынок. Установленный порядок предоставления муниципальной помощи направлен на обеспечение контроля состояния конкурентной среды и последствий передачи органами местного самоуправления имущества и иных объектов гражданских прав хозяйствующим субъектам для состояния конкурентной среды соответствующего товарного рынка. Непредставление в антимонопольный орган ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.8 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст.39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать действия Комитета по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района, в части передачи в аренду ООО "Янтарь" муниципального имущества без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа, нарушением ст.20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Комитету по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела N 5-12/13 должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.8 КоАП РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ N 21
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 22.12.2008 по делу N 5-12/13 о нарушении Комитетом по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района (р.п. Ванино, пл. Мира, 1) статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. Комитету по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района прекратить нарушение статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с целью чего впредь при передаче в арендное пользование объектов муниципальной собственности, в том числе при продлении (переоформлении) договорных отношений, соблюдать требования, установленные статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. В срок до ___________ сообщить в Хабаровское УФАС России о решении, принятом в целях исполнения настоящего предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 22 декабря 2008 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016