Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 26 декабря 2008 г.
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_> рассмотрев дело N 04-01/52-08 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в журнале "А6" за ноябрь 2008 года рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, занимающего не менее чем пять процентов рекламной площади, в присутствии <_>
УСТАНОВИЛА:
в номере за ноябрь 2008 года журнала "А6" размещена информация следующего содержания:
1) страница 21 - "Студия красоты HOLLYWOOD._Косметология, омолаживающие процедуры, аппаратная косметология_";
2) страница 49 - "Салон красоты Стилиssимо. Натуральные и химические пилинги для лица и тела. Грязевые обертывания_Мезотерапия_";
3) страница 73 - "Салон красоты GARMONIA_коррекция возрастных изменений, пилинги, шлифовка кожи_";
4) страница 79 - "Медицинский центр "Будь Здоров". Кабинет эстетической косметологии. Мануальная и ультразвуковая чистка лица. Пилинги, омолаживающие процедуры_".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
В указанной рекламе имеются предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, но их площадь составляет 3,45% (5,2смI) рекламной площади на страницах 21, 49, 79 и 0,43% (0,65смI) на странице 73, то есть менее пяти процентов рекламной площади. Следовательно, данная реклама нарушает требование части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Представитель ООО "Роял Сервис" по поводу вменяемого нарушения пояснил, что, несмотря на сопровождение указанных объявлений предупреждением о возможных противопоказаниях, ни одно из них не рекламирует медицинских услуг. Одно только формальное сопровождение предупреждением не делает объявления рекламой медицинских услуг, поэтому не может являться доказательством нарушения части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе". Не все косметические услуги обладают признаком медицинских. Не содержится указания хотя бы на одну из рекламируемых услуг в качестве медицинской ни в классе N "Услуги в области здравоохранения" ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ОК 004-93 ни в подразделе NA "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ОК 029-2007.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы представителя ООО "Роял Сервис", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Данное предупреждение должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования рассматриваемой рекламной информации являются медицинские услуги.
Согласно "Общероссийскому классификатору услуг населению", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, консультации и лечение врачами-специалистами, услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (в частности, косметические услуги, пластическая хирургия, врачебные процедуры) относятся к медицинским услугам.
В соответствии с пунктом 50 Постановления Росстата от 27.10.2006 г. N 61 "Об утверждении порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению" в медицинские услуги включается оплата населением проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж), услуг обертывания грязями, мануальной терапии, мезотерапии, предоставляемые парикмахерскими и салонами красоты.
Согласно разделу 16 Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" 91500.09.0001-2001 (утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 10.04.2001 г. N 113) общий массаж, массаж лица, шеи, кистей, пилинг массаж относится к лечению с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. N 30 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности" работы (услуги) по косметологии (терапевтической), медицинскому массажу включены в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности.
Таким образом, на страницах 21, 49, 73 и 79 в номере за ноябрь 2008 года журнала "А6" допущено нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", выразившееся в размещении рекламы медицинских услуг, где предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, о необходимости получения консультации специалистов составляет менее пяти процентов рекламной площади.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона несет рекламораспространитель. Рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "Роял Сервис".
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг на страницах 21, 49, 73, 79 в номере за ноябрь 2008 года журнала "А6", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать предписание ООО "Роял Сервис" о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
26 декабря 2008 года город Ярославль
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>.,
на основании своего решения от 26 декабря 2008 года по делу N 04-01/52-08 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг, где предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов занимает менее чем пять процентов рекламной площади, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Роял Сервис", адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 3, корп. 7, в 15-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: рекламу медицинских услуг, в которой предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов занимает менее чем пять процентов рекламной площади.
2. ООО "Роял Сервис", адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 3, корп. 7, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 1 февраля 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ярославское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 декабря 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016