Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 23 декабря 2015 г. N ТГ 08-02/2015-159
Резолютивная часть решения оглашена 10 декабря 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2015 г.
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, члены Комиссии: <> - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти (отсутствует), <> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, <> - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, кворум соблюден,
рассмотрев дело N ТГ08-02/2015-159 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
на заседании 09.11.2015 г.
в присутствии представителей заявителя по делу - ООО "Сарапульская транспортная компания" (ИНН 1838003717): директора <> полномочия подтверждены решением от 01.06.2013 г. N3 единственного учредителя ООО "Сарапульская транспортная компания", <> по доверенности от 10.08.2015 г. б/н.;
в отсутствии представителя ответчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении от 20.10.2015 г. N 426009 91 15604 3);
на заседании 10.12.2015 г.
в присутствии представителей заявителя по делу - ООО "Сарапульская транспортная компания" (ИНН 1838003717): директора <> полномочия подтверждены решением от 01.06.2013 г. N3 единственного учредителя ООО "Сарапульская транспортная компания", <> по доверенности от 10.08.2015 г. б/н.;
в отсутствии:
представителя ответчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении от 18.11.2015 г. N 426009 92 10934 5);
заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя <> уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении от 19.11.2015 г. N 426009 92 10936 9), предоставившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. N 9612 от 25.11.2015 г.);
заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя <> уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении от 20.11.2015 г. N 426009 92 10937 6), установила:
09.07.2015 г. в Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО "Сарапульская транспортная компания" о нарушении прав общества при проведении отбора перевозчиков на заключение договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике без проведения конкурса, что явилось нарушением антимонопольного законодательства Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Миндортранс УР) при рассмотрении заявок и принятии решения о заключении договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса.
В заявлении указано, что ООО "Сарапульская транспортная компания" были поданы заявки по маршрутам N 2,3,4,5,6,7,8, указанным в приложении N 1 к Приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 26.06.2015 N 0208/01-05 "Об объявлении приема заявок на заключение договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике без проведения конкурса".
В уведомлении о заседании рабочей группы по проверке соответствия перевозчиков требованиям, установленным для заключения договоров об организации регулярных перевозок без проведения конкурса от 03.07.2015 г. (далее - Уведомление) не указаны основания, по которым проводился отбор перевозчиков и на каком основании ООО "Сарапульская транспортная компания" отказано в заключение договора, несмотря на то, что в пункте 1 Уведомления указано о соответствии представленных перевозчиками заявок требованиям, установленным для заключения договоров об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, несмотря на то что, ранее ООО "Сарапульская транспортная компания" не имела договорных отношений с Миндортрансом УР.
На заседаниях Комиссии 09.11.2015 г. и 10.12.2015 г. представитель Заявителя <> поддержал доводы, изложенные в заявлении в полном объеме и пояснил, что ООО "Сарапульская транспортная компания" (ИНН 1838003717) ранее не имела договорных отношений с Миндортрансом УР. Миндортрансом УР при рассмотрении заявок на заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса принято решение о соответствии заявок, поданных ООО "Сарапульская транспортная компания" установленным требованиям. Однако в Уведомлении рабочей группы не указаны основания, по которым проводился отбор перевозчиков и на каком основании ООО "Сарапульская транспортная компания" отказано в заключение договора.
Из письменных пояснений и информации, полученных от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (исх. 3771/01-14 от 28.07.2015 г.) следует, что перевозчиками ООО "Сарапульская транспортная компания", <> <> были поданы заявки на заключение договора одновременно: в 09-00 час. 29.06.2015 г. Для выявления приоритета среди перевозчиков на заключение договоров об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, рабочей группой было принято решение запросить в ОАО "Автовокзалы Удмуртии" информацию об имеющихся нарушениях расписания отправления (прибытия) транспортных средств в период с 01.01.2015 г. по 01.07.2015 г. всех перевозчиков, подавших заявки на заключение договоров без проведения конкурса. По информации ОАО "Автовокзалы Удмуртии" в период с 01.01.2015 г. По 01.07.2015 г. Выявлены факты опоздания отправления следующих перевозчиков: <> - 9 нарушений (опоздания свыше 15 минут); <> - 4 нарушения (опоздания свыше 15 минут); <> - 9 нарушений (опоздания свыше 15 минут), в том числе ООО "Сарапульская транспортная компания" - 60 нарушений (отмены рейсов - нарушение договоров) и 59 нарушений (опоздания свыше 15 минут). Полученная от ОАО "Автовокзалы Удмуртии" информация была рассмотрена рабочей группой 03.07.2015 г. и было принято решение заключить договоры с перевозчиками <> и <> на заявленные маршруты N 2,3,4,5,6,7,8 на срок не более 6 месяцев, до проведения очередного конкурса.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующие обстоятельства.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики издан Приказ от 26.06.2015 года N 0208/01-05 "Об объявлении приема заявок на заключение договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике без проведения конкурса", которым объявлен прием заявок на заключение договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике без проведения конкурса по маршрутам согласно Приложению N1 и утверждено прилагаемое извещение о приеме заявок на заключение договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике без проведения конкурса согласно Приложению N2 (далее - извещение о приеме заявок), в котором указаны требования к оформлению и содержанию заявок.
Данный приказ и извещение о приеме заявок размещены на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики www.mindortrans.su.
ООО "Сарапульская транспортная компания" были поданы заявки по маршрутам п/п N 2,3,4,5,6,7,8 указанным в приложении N1 к приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 26.06.2015 N 0208/01-05.
03.07.2015 года состоялось заседание рабочей группы Миндортранса УР по проверке соответствия перевозчиков требованиям, установленным для заключения договоров об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, которое документально оформлено в виде Уведомления.
Согласно пункту 1 Уведомления рабочей группой поставлен вопрос о рассмотрении заявок на заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса и прилагаемых к ним документов, представленных ООО "Сарапульская транспортная компания", <><><> ООО "КА-345" и ООО "Оранжевый автобус" на предмет их соответствия требованиям части 3 статьи 9 Закона Удмуртской Республики от 15 октября 2008 года N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" по маршрутам, указанным в приложении N1 приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 26.06.2015 N 0208/01-05. По результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии предоставленных заявок и прилагаемых к ним документов требованиям, установленным для заключения договоров об организации регулярных перевозок без проведения конкурса.
Согласно пунктам 2 и 3 Уведомления на голосование рабочей группой поставлены вопросы о заключении договоров об организации регулярных перевозок без проведения конкурса и решено единогласно заключить договоры на срок до 6 месяцев по маршрутам регулярных перевозок, указанных в п/п 1,3,7,8 приложения N1 с <> (пункт 2); по маршрутам регулярных перевозок, указанных в п/п 2,4,5,6 приложения N1 с ИП <> (пункт 3).
В Уведомлении отсутствует обоснование не включения в вопросы, поставленные на голосование о заключении договоров с перевозчиком ООО "Сарапульская транспортная компания" на заявленные маршруты регулярных перевозок, несмотря на принятое решение о соответствии представленной обществом заявки.
Из представленных Миндортрансом УР (исх. N 4421/01-12 от 25.08.2015 г.) оригиналов договоров об организации регулярных перевозок в Удмуртской республике, заключенных между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики и ООО "Сарапульская транспортная компания", действующих за последние 6 месяцев, предшествующих 01.07.2015 г. установлено, что представленные договоры заключены с ООО "Сарапульская транспортная компания" (ИНН 1838009170, юридический адрес: 427968, г.Сарапул, ул.Индустриальная, д.26 корп.1): договор N 452 от 10.09.2014 г.; договор N 483 от 29.09.2014 г.; договор N 450 от 10.09.2014 г.; договор N 488 от 29.09.2014 г.; договор N 487 от 29.09.2014 г.; договор N 485 от 29.09.2014 г.; договор N 484 от 29.09.2014 г.; договор N 451 от 10.09.2014 г.
Проведя анализ представленных документов, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что заявки на заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса и заявление о нарушении антимонопольного законодательства поданы ООО "Сарапульская транспортная компания" (ИНН 1838003717, юридический адрес: 427964, г.Сарапул, ул.Азина, д.172).
Заявитель пояснил, что ООО "Сарапульская транспортная компания" (ИНН 1838003717, юридический адрес: 427964, г.Сарапул, ул.Азина, д.172) ранее не имела договорных отношений с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Из письменных пояснений, полученных от Миндортранса УР (исх. N4947/01-14 от 21.09.2015 г.) следует, что рабочей группой Минидортранса УР при рассмотрении заявок ООО "Сарапульская транспортная компания" было установлено лицо, ранее участвующее в организации перевозок, а также транспортные средства ранее представленные данным перевозчиком. Рабочая группа Миндортранса УР не обратила внимание, что ИНН ООО "Сарапульская транспортная компания" в заявках на заключение договора не соответствовал ИНН ООО "Сарапульская транспортная компания" ранее зафиксированного в базе Министерства, имеющего нарушения указанных выше договоров перевозок.
Из письменных пояснений, полученных от Миндортранса УР (исх.N 5619 от 23.10.2015 г.) следует, что все заключенные договоры об организации регулярных перевозок с ООО "Сарапульская транспортная компания", представлены в оригиналах Удмуртскому УФАС России (договор N 452 от 10.09.2014 г.; договор N 483 от 29.09.2014 г.; договор N 450 от 10.09.2014 г.; договор N 488 от 29.09.2014 г.; договор N 487 от 29.09.2014 г.; договор N 485 от 29.09.2014 г.; договор N 484 от 29.09.2014 г.; договор N 451 от 10.09.2014 г.).
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики не представлено договоров, заключенных с ООО "Сарапульская транспортная компания" (<> юридический адрес: 427964, г.Сарапул, ул.Азина, д.172) об организации регулярных перевозок действующих за последние 6 месяцев, предшествующих 01.07.2015 г., в подтверждение факта нарушения данным юридическим лицом нарушений условий договора об организации регулярных перевозок, выявленных Уполномоченным органом.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики было необоснованно отказано в заключении договора перевозки ООО "Сарапульская транспортная компания" (<> юридический адрес: 427964, г.Сарапул, ул.Азина, д.172).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона "О защите конкуренции"), федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 26.06.2015 года N 0208/01-05 "Об объявлении приема заявок на заключение договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике без проведения конкурса" издан в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" и постановления Правительства Удмуртской Республики от 14 сентября 2011 года N 326 "О порядке проверки перевозчиков требованиям, установленным для заключения договоров об организации регулярных перевозок без проведения конкурса".
Согласно пункту 6 части 1 статьи 9 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" (далее - Закон N 38-РЗ об организации транспортного обслуживания в УР) договор об организации регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок с перевозчиком заключается Уполномоченным органом без проведения конкурса в случае досрочного расторжения договора об организации регулярных перевозок по данному маршруту регулярных перевозок.
Согласно части 3 статьи 9 Закона N38-РЗ об организации транспортного обслуживания в УР в случаях, установленных частью 1 статьи 9 данного закона договор об организации регулярных перевозок без проведения конкурса заключается с перевозчиком при условии, что данный перевозчик не допускал в течение шести месяцев, предшествующих заключению такого договора, нарушений условий договора об организации регулярных перевозок, выявленных Уполномоченным органом, или с перевозчиком, с которым договор об организации регулярных перевозок ранее не заключался, и имеющим необходимое количество исправных единиц автомобильного пассажирского транспорта для осуществления перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок с учетом их интенсивности.
Постановлением Правительства УР от 14.09.2011 N 326 утвержден "Порядок проверки соответствия перевозчиков требованиям, установленным для заключения договоров об организации регулярных перевозок без проведения конкурса" (далее - Порядок проверки соответствия перевозчиков). В пункте 8 Порядка проверки соответствия перевозчиков предусмотрено, что в случае если перевозчик не допускал в течение шести месяцев, предшествующих заключению договора без проведения конкурса, нарушений условий договора об организации регулярных перевозок, выявленных Уполномоченным органом, за исключением перевозчика, с которым договор об организации регулярных перевозок ранее не заключался, если перевозчик имеет количество исправных единиц автомобильного пассажирского транспорта, которое соответствует количеству, указанному в извещении, или его превышает, если лицензия данного перевозчика не приостановлена, не аннулирована, то Уполномоченный орган принимает решение о соответствии такого перевозчика требованиям, установленным для заключения договора без проведения конкурса.
Пункт 8 извещения о приеме заявок соответствует содержанию пункту 8 Порядка проверки соответствия перевозчиков, где также установлено, что в случае если перевозчик не допускал в течение шести месяцев, предшествующих заключению договора без проведения конкурса, нарушений условий договора об организации регулярных перевозок, выявленных Уполномоченным органом, за исключением перевозчика, с которым договор об организации регулярных перевозок ранее не заключался, если перевозчик имеет количество исправных единиц автомобильного пассажирского транспорта, которое соответствует количеству, указанному в извещении, или его превышает, если лицензия данного перевозчика не приостановлена, не аннулирована, то Уполномоченный орган принимает решение о соответствии такого перевозчика требованиям, установленным для заключения договора без проведения конкурса.
Миндортрансом УР при рассмотрении заявок и принятии решения о заключении договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса при выборе перевозчика по маршрутам регулярных перевозок, указанных в п/п N 2,4,5,6 приложения N1 и при выборе перевозчика по маршрутам регулярных перевозок, указанных в п/п N 3,7,8 приложения N1 не указано основание отказа ООО "Сарапульская транспортная компания" (<> - перевозчик, с которым договор организации регулярных перевозок ранее не заключался), в заключении договора. Действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики противоречат принципам информационной открытости и равноправия при заключении договоров об организации регулярных перевозок, тем более что договоры заключаются не по итогам конкурса.
Миндортранс УР при рассмотрении вопроса о заключении договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, запросив информацию в ОАО "Автовокзалы Удмуртии" и, рассматривая данную информацию в отношении иного юридического лица, с наименованием ООО "Сарапульская транспортная компания" (<>) лишило возможности оценки ООО "Сарапульская транспортная компания" (<>), как участника, подавшего заявку на заключение договора, что явилось необоснованным препятствованием осуществлению предпринимательской деятельности ООО "Сарапульская транспортная компания", имевшего намерение к заключению договора регулярных перевозок и осуществлению деятельности в сфере услуг пассажирских автоперевозок.
Таким образом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики действиями по не включению ООО "Сарапульская транспортная компания" (<> юридический адрес: 427964, г.Сарапул, ул.Азина, д.172) в рассмотрение вопроса о заключении договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса необоснованно лишило ООО "Сарапульская транспортная компания" права на заключение договора перевозок по маршрутам N 2,3,4,5,6,7,8, указанным в приложении N1 к приказу Миндортранса УР от 26.06.2015 N 0208/01-05, явились необоснованным препятствованием осуществлению предпринимательской деятельности ООО "Сарапульская транспортная компания", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг пассажирских автоперевозок в Удмуртской Республике и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России решила:
1. Признать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в действиях по не включению ООО "Сарапульская транспортная компания" (<><>) в рассмотрение вопроса о заключении договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, что лишило ООО "Сарапульская транспортная компания" права на рассмотрение заявки общества на заключение договора перевозок по маршрутам N 2,3,4,5,6,7,8, указанным в приложении N1 к приказу Миндортранса УР от 26.06.2015 N 0208/01-05 и явилось необоснованным препятствованием осуществлению предпринимательской деятельности ООО "Сарапульская транспортная компания", привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке услуг пассажирских регулярных автоперевозок в Удмуртской Республике.
2. Передать материалы дела должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 КоАП РФ в отношении должностных лиц Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
<>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 23 декабря 2015 г. N ТГ 08-02/2015-159
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016