Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 15 января 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/1 по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", выразившегося в отсутствии в рекламе сберегательных программ кооператива информации о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут или являются членами кооператива, в присутствии представителей Кредитного потребительского кооператива граждан "Далькредит" установила:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России в газете "Антенна" N 49 (709) за 1/7 декабря 2008 года на странице 31 отслежена реклама Кредитного потребительского кооператива граждан "Далькредит" следующего содержания:
"Кредитный потребительский кооператив граждан "Далькредит".
Рождественская акция!
С 1 ноября по 31 декабря на новые вклады до 2% в подарок.
Сроки действия договоров
6 месяцев 16% годовых
12 месяцев 18% годовых
24 месяца 20% годовых
Сумма взноса от 30000 рублей и более. Вступительный взнос - 10 рублей.
Паевый взнос - 50 рублей. Займы без капитализации процентов. Выдача процентов ежеквартально или по окончании срока действия договоров. Займы не пополняемые. В случае досрочного возврата займа по требованию пайщика, ранее начисленные проценты пересчитываются по ставке 0,25% годовых, а ранее выплаченные суммы процентов сверх перечисленных взыскиваются с суммы остатка займа. Договоры не пролонгируются, при окончании срока договора, заем автоматически переводится на ставку "до востребования" с начислением процентов 0,25% годовых.
(указание адреса и телефонов, режима работы, информации о свидетельстве о государственной регистрации)".
Кредитный потребительский кооператив граждан - это потребительский кооператив граждан, создаваемый гражданами, добровольно объединяющимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Таким образом, цели создания КПКГ направлены удовлетворение финансовых потребностей именно членов кооператива.
Согласно ст. 6 ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" только члены кредитного потребительского кооператива граждан имеют право на основании договора передавать личные сбережения в фонд финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива и получать компенсацию за пользование своими личными сбережениями в целях осуществления финансовой взаимопомощи.
Таким образом, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации о том, что кооператив принимает под проценты личные сбережения граждан - членов кооператива.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В вышеуказанной рекламе КПКГ "Далькредит" отсутствует информация о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут членами кооператива либо лица, уже фактически являющиеся таковыми. Из-за отсутствия в рекламе части существенной информации потребители вводятся в заблуждение о рекламируемой услуге, что нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представитель КПКГ "Далькредит" нарушение не признала, заявив следующее.
Реклама в соответствии с требованиями ФЗ "О рекламе" является информацией для неопределенного круга лиц, кооператив свою рекламу адресовал неопределенному кругу лиц, в связи с чем информация о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только члены кооператива не является существенной.
Понятия "существенная информация" законодательно не определено, следовательно потребители рекламы в заблуждение не вводятся.
Данные доводы Комиссией отклоняются по следующим основаниям.
Понятие существенной информации в ФЗ "О рекламе" не определено, но из смысла вышеуказанной нормы следует, что реклама должна содержать не все сведения о конкретном рекламном продукте, а лишь его существенные составляющие, поименованные в законодательных актах.
Как указано выше, согласно требованиям статьи 6 ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" передавать личные сбережения в фонд финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива и получать компенсацию за пользование ими имеют право только члены кредитного потребительского кооператива граждан.
То есть, прежде чем воспользоваться рекламируемыми услугами на привлекательных условиях потребитель должен будет соблюсти определенную дополнительную процедуру - вступить в состав пайщиков кооператива и взять на себя предусмотренные уставом кооператива обязательства.
Кроме того, информация является существенной и в том случае, если она каким-либо образом способна повлиять на принятие решения при выборе услуги. Потребитель, не имея полной информации, рассчитывает приобрести услугу с наличием определенных качеств по конкретным условиям, указанным в рекламе. Несообщение части информации создает неправильное впечатление о рекламируемой услуге.
Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм законов сведения о том, что рекламируемыми услугами могут воспользоваться только члены кооператива, являющиеся существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Рекламодателем является Кредитный потребительский кооператив граждан "Далькредит". Данный факт подтверждается письмом ООО "Издательский дом "Гранд Экспресс" (вх. N 01/5-7674 от 17.12.2008), согласованным макетом рекламы от 17.11.2008, актом выполненных работ от 26.11.2008, договором N 57/6 от 15.11.2008.
В связи с изложенным следует, что Кредитным потребительским кооперативом граждан "Далькредит" нарушены нормы части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Реклама в указанных частях признается ненадлежащей.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу сберегательных программ Кредитного потребительского кооператива граждан "Далькредит", распространяемую в NN 49, 50, 52 газеты "Антенна", без указания информации о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут или являются членами кооператива, поскольку отсутствие данной информации нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать Кредитному потребительскому кооперативу граждан "Далькредит" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 15 января 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 15 января 2009 года по делу N 4-05/1 о признании ненадлежащей рекламы сберегательных программ Кредитного потребительского кооператива граждан "Далькредит", распространяемой в NN 49, 50, 52 газеты "Антенна", без указания информации о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут или являются членами кооператива, поскольку отсутствие данной информации нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Кредитному потребительскому кооперативу граждан "Далькредит" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение любым способом, в любой форме, с использованием любых средств ненадлежащей рекламы сберегательных программ, а именно: без указания информации о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут или являются членами кооператива.
2. Кредитному потребительскому кооперативу граждан "Далькредит" представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 января 2009 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 15 января 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016