Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 23 декабря 2015 г. N 06-10.1/93-2015
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламерассмотрев дело N 06-10.1/93-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <_>(далее также - ИП <_>) рекламы с использованием рекламных конструкций и рекламных листовок, содержащей признаки нарушения пунктов 2 и 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие индивидуального предпринимателя <_> извещенного надлежащим образом,
в отсутствие военного комиссара Омской области, извещенного надлежащим образом,
в присутствии представителя <_> (доверенность от 18.02.2014 реестровый N 1-971), установила:
В адрес Омского УФАС России поступило обращение военного комиссара Омской области и другие материалы дела (далее - материалы военного комиссара) по факту распространения ИП <_> на территории Омской области рекламы "ПризываНет": "В Омске с 2009 года. 6000 довольных омичей. ПризываНет. Юридическая помощь в освобождении от армии на законных основаниях. Prizivanet.ru. Звони сейчас 301-711. "Военный билет"* за 28 000 р.*_", "Поможем освободиться от службы в армии на законных основаниях тел.8-908-110-8941", "Повестка ПризываНет_", "Отсрочка. Военный билет. Законно. ПризываНет. Юридическая помощь в освобождении от армии на законных основаниях. Prizivanet.ru. ул. Щербанева, 25, офис 204, 301-711, проспект Мира, 20/1, офис 1в, 499-879", "ПризываНет.ру за Справедливый призыв. Скидка 2000 р.- на юридические и медицинские услуги по законному освобождению от службы в армии. Купон действует до 15.07.2013_", "Заканчиваешь ОМГПУ Не хочешь в армию. ПризываНет. Помощь в освобождении от армии на законных основаниях в Омске. Предъявителю листовки скидка 2000 р. до 15.07.2015".
При рассмотрении материалов военного комиссара Комиссией Омского УФАС России установлено следующее:
1. На рекламной конструкции, установленной на фасаде торгового комплекса "Флагман (г. Омск, ул.Фрунзе, 80) размещена информация "В Омске с 2009 года. 6000 довольных омичей. ПризываНет. Юридическая помощь в освобождении от армии на законных основаниях. Prizivanet.ru. Звони сейчас 301-711. "Военный билет"* за 28 000 р.* Круглосуточная горячая линия 8-800-200-66-46. ул. Щербанева, 25, офис 204, 301-711, остановка "Дом Туриста", проспект Мира, 20/1, офис 1в, 499-879, остановка "Медицинская академия" *название комплексного пакета услуг, **средняя цена услуг".
Указание в нижней части рекламного баннера информации "*название комплексного пакета услуг, **средняя цена услуг" мелким (нечитаемым) шрифтом не позволяет потребителям рекламы воспринимать данную информацию и вводит их в заблуждение относительно возможности использования рекламируемого товара (услуги).
Вместе с тем в рамках рассмотрения дела получена информация от 09.10.2015 N Исх-ДИО/19001 о том, что Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска не располагает информацией о лице, установившем рекламную конструкцию на фасаде вышеупомянутого торгового комплекса, а также сведениями о рекламодателе размещенной информации.
Из пояснений ИП <_> (вх. N 11908э от 21.12.2015) следует, что "относительно рекламной конструкции, размещенной на фасаде торгового комплекса "Флагман" хочу пояснить, что не являюсь лицом, разместившим рекламную информацию на данной конструкции и не могу нести ответственность за информацию размещенную от лица моей организации третьими лицами".
2. По факту распространения рекламной листовки "Поможем освободиться от службы в армии на законных основаниях тел.8-908-110-8941" ИП <_> даны пояснения о том, что "к данной рекламе я не имею отношения и не обладаю информацией о ее рекламодателе".
3. По факту распространения листовок "Повестка ПризываНет_" ИП <_> указано, что "хочу отметить, что на повестке стоит печать ПризываНет.ру (слева от слова повестка), что сразу говорит о том, что повестка направлена не военным комиссариатом или другими органами (лицами) обязанными по закону осуществлять воинский учет и вручение повесток. На отрывной части написано "Следующая повестка может быть настоящей", что указывает на то, что данная повестка не является официальным документом из военкомата. В повестке указан не адрес военкомата, а адрес нашего центрального офиса. Целью вызова является бесплатная консультация, а не мероприятия связанные с призывом_".
С учетом изложенного в пунктах 1-3 настоящего решения, Комиссия Омского УФАС России не усматривает в действия индивидуального предпринимателя <_> признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении вышеупомянутой рекламы.
4. По факту распространения на конструкции, установленной в районе остановки общественного транспорта "КДЦ им. Маяковский" (в районе дома N 6 по ул. Красный Путь в г. Омске), рекламы "Отсрочка. Военный билет. Законно. ПризываНет. Юридическая помощь в освобождении от армии на законных основаниях. Prizivanet.ru. ул. Щербанева, 25, офис 204, 301-711, проспект Мира, 20/1, офис 1в, 499-879" Комиссией Омского УФАС России установлено следующее.
Из информации Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска от 09.10.2015 N Исх-ДИО/19001 следует, что собственником конструкции является ООО "Компаньон РФ".
В письме от 11.11.2015 N 102 ООО "Компаньон РФ" даны пояснения о том, что рекламодателем данной информации является индивидуальный предприниматель <_> в рамках действия договора на размещение рекламных материалов N 58 от 24.02.2015.
В силу статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан и принятию в отношении них решений о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и об освобождении от призыва на военную службу, возлагаются на призывные комиссии субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем из общего восприятия вышеуказанного рекламного текста создается впечатление о причастности ИП <_> к предоставлению отсрочки от призыва на военную службу и к освобождению от призыва на военную службу (выдаче военного билета).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 N 495 "Об утверждении инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации" военный билет является документом воинского учета строгой отчетности. Бланк военного билета является защищенной полиграфической продукцией. Бланки военных билетов изготавливаются в централизованном порядке и выдаются ответственным должностным лицам военного комиссариата в строго установленном порядке.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Учитывая изложенное, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <_> требований пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при распространении упомянутой информации, создающей впечатление о его причастности к предоставлению отсрочки от призыва на военную службу и к освобождению от призыва на военную службу (выдаче военного билета).
5. По факту распространения рекламных листовок "ПризываНет.ру за Справедливый призыв. Скидка 2000 р.- на юридические и медицинские услуги по законному освобождению от службы в армии. Купон действует до 15.07.2013. Купон можно использовать с 01.06.2013_", содержащих информацию об оказании "более 4000 консультаций", ИП <_> пояснил, что "в тексте листовки недвусмысленно указано, что скидкой можно воспользоваться до 01.06.2013, соответственно листовка распространялась до этой даты. А в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за подобное нарушение составляет 1 год".
Омское УФАС России не может согласиться с данным доводом ИП <_> поскольку Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, а также Административный регламент ФАС России, утвержденный приказом от 23 ноября 2012 N 711/12, не содержат срока давности рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
6. По факту распространения листовок с рекламой "Заканчиваешь ОМГПУ Не хочешь в армию. ПризываНет. Помощь в освобождении от армии на законных основаниях в Омске. Предъявителю листовки скидка 2000 р. до 15.07.2015", содержащей информацию об оказании "более 6000 консультаций" и наличии "более 2000 довольных клиентов" установлено следующее.
Комиссией Омского УФАС России были затребованы у ИП <_> копии документов, подтверждающих вышеуказанные утверждения, которые на рассмотрение дела 23.12.2015 ИП <_> представлены не были.
Приобщенные ИП <_> к материалам дела распечатки с интернет-страниц, содержащих благодарность от лиц, воспользовавшихся услугами "ПризываНет", являются малочисленными и не подтверждают его утверждения о наличии "2000 довольных клиентов".
Кроме того, представленные ИП <_> телефонные соединения с номерами "ПризываНет" не могут быть признаны в качестве подтверждения оказания "более 4000" и "более 6000" консультаций, поскольку количественно не соответствуют указанным утверждениям ИП <_>
Более того, из указанной детализации невозможно установить и подтвердить факт оказания ИП <_> количество консультаций, заявленных в рекламе.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела N 06-10.1/93-2015 ИП <_> не было представлено доказательств о наличии "2 000 довольных омичей" - клиентов ИП <_> и оказания "более 4000 консультаций" и "более 6000 консультаций", Комиссия Омского УФАС России установила, что в данной части реклама ИП <_> противоречит пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с которым недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ИП <_> является рекламодателем, т.е. лицом, определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссией установлен факт нарушения индивидуальным предпринимателем <_> требований пунктов 2 и 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Прекратить производство по делу N 06-10.1/93-2015 в отношении ИП <_> в части распространения рекламы:
- "В Омске с 2009 года. ПризываНет_" на рекламной конструкции, установленной на фасаде торгового комплекса "Флагман";
- "Поможем освободиться от службы в армии на законных основаниях тел.8-908-110-8941" на рекламной листовке;
- "Повестка ПризываНет_" на рекламной листовке.
2. Признать ненадлежащей распространенную индивидуальным предпринимателем <_> рекламу:
- "Отсрочка. Военный билет. Законно. ПризываНет. Юридическая помощь в освобождении от армии на законных основаниях. Prizivanet.ru. ул. Щербанева, 25, офис 204, 301-711, проспект Мира, 20/1, офис 1в, 499-879" на рекламной конструкции, установленной в районе остановки общественного транспорта "КДЦ им.Маяковский", нарушающей пункт 20 части 3 и часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
- "Заканчиваешь ОМГПУ Не хочешь в армию. ПризываНет. Помощь в освобождении от армии на законных основаниях в Омске. Предъявителю листовки скидка 2000 р. до 15.07.2015" и "ПризываНет.ру за Справедливый призыв. Скидка 2000 р.- на юридические и медицинские услуги по законному освобождению от службы в армии. Купон действует до 15.07.2013. Купон можно использовать с 01.06.2013_" на рекламных листовках, нарушающей пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать индивидуальному предпринимателю <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии
<>
<>
<>
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/93-2015
23 декабря 2015 г.
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 23.12.2015 по делу N 06-10.1/93-2015 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной индивидуальным предпринимателем <_>
с использованием рекламных листовок и в наружной рекламе, нарушающей требования пунктов 2 и 20 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю <_> (ОГРН 308554333600262, ИНН 550617902766, адрес: г. Омск, ул. 6-я Линия, д. 34, кв. 7) в срок до 15 января 2016 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:
- из рекламы "Отсрочка. Военный билет. Законно. ПризываНет. Юридическая помощь в освобождении от армии на законных основаниях. Prizivanet.ru. ул. Щербанева, 25, офис 204, 301-711, проспект Мира, 20/1, офис 1в, 499-879", распространенной на рекламной конструкции, установленной в районе остановки общественного транспорта "КДЦ им.Маяковский" исключить слова "Отсрочка" и "Военный билет", создающие впечатление о причастности ИП <_>к предоставлению отсрочки от призыва на военную службу и к освобождению от призыва на военную службу (выдаче военного билета).
- до получения соответствующих доказательств, подтверждающих количество осуществленных консультаций и сведений о довольных клиентах, прекратить распространение рекламных листовок "Заканчиваешь ОМГПУ Не хочешь в армию. ПризываНет. Помощь в освобождении от армии на законных основаниях в Омске. Предъявителю листовки скидка 2000 р. до 15.07.2015_" и "ПризываНет.ру за Справедливый призыв. Скидка 2000 р.- на юридические и медицинские услуги по законному освобождению от службы в армии.".
2. Индивидуальному предпринимателю <_> представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 18 января 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии
<>
<>
<>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 декабря 2015 г. N 06-10.1/93-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016