Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 7 декабря 2015 г. N 0К/51948
Резолютивная часть решения оглашена: 30.11.2015
В полном объеме решение изготовлено: 07.12.2015 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела N 1-15-1783/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии [.], членов Комиссии: [.] (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 1-15-1783/77-15, возбужденное по признакам нарушения Префектурой Юго-Восточного административного округа
г. Москвы (адрес: ул. Авиамоторная, д. 10, г. Москва, 111024) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии решений о демонтаже нестационарных торговых объектов по адресам:
ул. Шоссейная вл. 9, договор N ЮВАО/Печатники 13;
ул. Шоссейная вл. 60, договор N ЮВАО/Печатники 29;
ул. Шоссейная вл. 4, договор N ЮВАО/Печатники 4;
ул. Шоссейная вл. 52, договор N ЮВАО/Печатники 24;
ул. Тихая, вл. 18, договор N ЮВАО/Люблино 29;
ул. Краснодарская, вл. 57, договор N ЮВАО/Люблино/13;
ул. Краснодарская, вл. 48 А, договор N ЮВАО/Люблино/12;
ул. Ставропольская, вл. 42, договор N ЮВАО/Люблино/2;
пр-т 40 лет Октября, д. 21, договор N ЮВАО/Люблино/146;
пр-т 40 лет Октября, д. 21, договор N ЮВАО/Люблино/149;
ул. Краснодонская, д. 25, договор N ЮВАО/Люблино/31;
ул. Краснодонская, д. 19, договор N ЮВАО/Люблино/147;
Волгоградский пр-т, вл. 55, договор N ЮВАО/Текстильщики/40; (далее - НТО), что могло привести к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России обратилось ООО "ТФ "Зодиак" с заявлением о нарушении Префектурой Юго-Восточного округа города Москвы (далее - Префектура ЮВАО) антимонопольного законодательства. По мнению заявителя, нарушение законодательства о защите конкуренции выразилось в принятии незаконного решения о демонтаже (перемещении) нестационарных торговых объектов, принадлежащих заявителю, что привело к невозможности для него на законных основаниях осуществлять предпринимательскую деятельность, разрешенную в силу закона.
На заседании Комиссии ООО "ТФ "Зодиак" представило уточняющий перечень нестационарных торговых объектов к рассмотрению, исключающий нестационарные торговых объектов по адресам:
пр-т 40 лет Октября, д. 21, договор N ЮВАО/Люблино/149;
ул. Краснодонская, д. 25, договор N ЮВАО/Люблино/31;
ул. Краснодонская, д. 19, договор N ЮВАО/Люблино/147;
ул. Краснодарская, вл. 48 А, договор N ЮВАО/Люблино/12.
По результатам рассмотрения представленных доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
В соответствии с заявлением ООО "ТФ "Зодиак", в период с 05.09.2011 по 06.03.2012 между Префектурой ЮВАО и ООО "ТФ "Зодиак" были заключены договоры на размещение нестационарных торговых объектов, в соответствии с пунктом 1.3 которых период размещения объекта устанавливается в течение трех лет с даты передачи места размещения нестационарного торгового объекта по передаточному акту.
Таким образом, согласно условиям указанных договоров ООО "ТФ "Зодиак" вправе размещать нестационарные торговые объекты на сроки, указанные в таблице 1.
N п/п |
Договор, N |
Срок действия |
Специализация |
1. |
ЮВАО/Печатники/13 от 06.03.2012 |
06.03.2015 |
Непродовольственная продукция |
2. |
ЮВАО/Печатники/29 от 06.03.2012 |
06.03.2015 |
Непродовольственная продукция |
3. |
ЮВАО/Печатники/4 от 14.09.2011 |
30.03.2015 |
Гастрономия |
4. |
ЮВАО/Печатники/24 от 06.03.2012 |
06.03.2015 |
Непродовольственная продукция |
5. |
ЮВАО/Люблино/29 от 05.09.2011 |
30.03.2015 |
Продукты |
6. |
ЮВАО/Люблино/13 от 07.02.2012 |
06.03.2015 |
Табак |
7. |
ЮВАО/Люблино/2 от 06.03.2012 |
06.03.2015 |
Табак |
8. |
ЮВАО/Люблино/146 от 05.09.2011 |
30.03.2015 |
Хлебобулочные изделия |
9. |
ЮВАО/Текстильщики/40 от 19.09.2011 |
30.03.2015 |
Печать |
Таблица 1.
Из представленных в антимонопольный орган письменных пояснений Префектуры ЮВАО усматривается, что на основании протокола N 10 окружной комиссии по пресечению самовольного строительства Юго-Восточного административного округа (далее - Окружная комиссия) от 26.09.2014 (далее - Протокол), Управам районов дано поручение обеспечить демонтаж (перемещение) нестационарных торговых объектов, размещенных в соответствии с указанными выше договорами.
Фактически нестационарные торговые объекты, расположенные по адресам: ул. Шоссейная вл. 9, Шоссейная вл. 60, ул. Шоссейная вл. 52, ул. Ставропольская, вл. 42, Волгоградский пр-т, вл. 55 были принудительно перемещены на площадку под ответственное хранение по актам, что Префектурой ЮВАО не оспаривается и подтверждается представленными в дело фотоматериалами (Таблица 2).
Согласно письменным пояснениям Префектуры, нестационарные торговые объекты по адресам: ул. Тихая, вл. 18 (был приведен в соответствие и не подлежал вывозу), ул. Краснодарская, вл. 57 (был вывезен ООО "ТФ Зодиак" самостоятельно), пр-т 40 лет Октября, д. 21 (был приведен в соответствие и не подлежал вывозу), Шоссейная вл. 4 (был приведен в соответствие и не подлежал вывозу) демонтированы не были.
В соответствии с Протоколом, основанием для перемещения указанных в заявлении нестационарных торговых объектов явилось выявление Управами районов нарушений существенных условий договоров, а именно незаконного переустройства нестационарных торговых объектов в павильоны, не являющиеся объектами капитального строительства для реализации табака и табачных изделий.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" (в редакции N 7 от 11.12.2013) (далее - Постановление N 614-ПП) префектуры административных округов города Москвы в течение 2 месяцев со дня вступления в силу указанного постановления обеспечивают освобождение земельных участков от незаконно размещенных объектов, в том числе путем их демонтажа и (или) перемещения на специально организованные площадки.
Согласно пункту 7.2.1 "Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" утвержденного Постановлением N 614-ПП (далее - Положение) префектуры административных округов обеспечивают рассмотрение акта о выявлении незаконно размещенного на земельном участке объекта, не являющегося объектом капитального строительства, или акта обследования земельного участка и принятие Окружной комиссией решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных торговых объектов.
Согласно "Положению об окружной комиссии по пресечению самовольного строительства", утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП (далее - Постановление N 234-ПП) окружная комиссия является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые на разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы. Состав окружной комиссии утверждается префектом административного округа города Москвы. Окружная комиссия подконтрольна и подотчетна в своей деятельности и несет ответственность за принимаемые решения перед префектом административного округа города Москвы и Городской комиссией. Окружную комиссию возглавляет председатель - префект соответствующего административного округа города Москвы, который, в рамках закрепленных за ним полномочий в соответствии с указанным Положением, руководит деятельностью окружной комиссии.
Вместе с тем, из представленных материалов усматривается, что в состав Окружной комиссии входили только должностные лица Префектуры ЮВАО.
Таким образом, Комиссия отмечает, что положения Постановления N 614-ПП, Постановления N 234-ПП уполномочивают соответствующие префектуры принимать решения о демонтаже и перемещении незаконно размещенных объектов.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения демонтаж объекта - разборка незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, на составляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба назначению указанного объекта и другим объектам, с которыми демонтируемый объект конструктивно связан.
Согласно пункту 3.1 Положения незаконно размещенные на земельных участках объекты, не являющиеся объектами капитального строительства - объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
Пунктом 3.2 Положения определен следующий перечень документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства:
- действующее разрешение на размещение нестационарного торгового объекта для реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов;
- действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельство о размещении;
- действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта;
- действующее уведомление о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения нестационарных торговых объектов (о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов).
Данный перечень является исчерпывающим.
Исходя из положений пунктов 3.1, 3.2 Положения основанием для демонтажа (перемещения) нестационарного торгового объекта может служит исключительно его незаконное размещение, которое, в свою очередь, может быть подтверждено лишь отсутствием одного или нескольких документов, указанных в пункте 3.2 Положения.
Учитывая изложенное, переустройство, перепланировка, а также иные основания, не включенные в пункт 3.2 Положения не могут являться основаниями для демонтажа (перемещения) нестационарного торгового объекта.
Таким образом, Комиссия отмечает, что положения Постановления N 614-ПП уполномочивают соответствующие префектуры принимать решения о демонтаже и перемещении незаконно размещенных объектов, т. е. без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
Существенные условия договора на размещение нестационарного торгового объекта приведены в приложении к постановлению Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" (далее постановление Правительства N 26-ПП) N 2 "Об утверждении порядка организации и проведения аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов и заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов" (в редакции, действовавшей на момент принятия решения окружной комиссии по пресечению самовольного строительства Юго-Восточного административного округа от 26.09.2014, N 16 от 25.02.2014) (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 37 Порядка существенными условиями договора на размещение нестационарного торгового объекта является местоположение и размер площади места размещения нестационарного торгового объекта, вид, специализация, период размещения объекта.
Согласно пункту 1.1. вышеуказанных договоров нестационарный торговый объект размещается согласно ситуационному плану размещения объекта и типовому архитектурному решению утвержденным Москомархитектурой.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012
N 633-ПП "Об утверждении положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" в круг полномочий Москомархитектуры включено осуществление подготовки, рассмотрение, согласование проектов документов и документации по размещению объектов, не являющихся объектами капитального строительства на территории города Москвы, а также архитектурных и иных проектов некапитальных объектов.
Таким образом, определение архитектурного решения (внешнего вида) является исключительной компетенцией Москомархитектуры и только данный орган исполнительной власти в пределах своих полномочий имеет возможность согласовать проект и произвести экспертную оценку соответствия или несоответствия внешнего вида торгового объекта архитектурному решению, представленному в утвержденной документации и требованиям к их изготовлению.
Следовательно, только экспертное заключение Москомархитектуры может свидетельствовать о соответствии или несоответствии внешнего вида торгового модуля типовым архитектурным решениям, разработанным Москомархитектурой и соответственно условиям договора.
Таким образом, демонтаж нестационарного торгового объекта, размещенного на основании договора, заключенного в соответствии с правилами постановления Правительства N 26-ПП, но используемого (размещаемого) с существенным нарушением условий такого договора, может быть осуществлен только после расторжения данного договора, в том числе в судебном порядке, по заявлению заинтересованной стороны на основании статей 450-452 Гражданского кодекса Российской Федерации, что также указано в подпункте 2 пункта 7.2 договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Последствием принудительного перемещения торгового объекта является невозможность для субъекта товарного рынка осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли, что в свою очередь, ставит его в неравные условия по сравнению с иными участниками рынка.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Незаконное решение Префектуры ЮВАО г. Москвы о перемещении нестационарных торговых объектов привело к сокращению хозяйствующих субъектов, что привело к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы.
Таким образом, принимая во внимание действующие, не расторгнутые договоры на размещение нестационарных торговых объектов, заключенные в установленном законом порядке, положения Постановления N 614-ПП, которые предусматривают исчерпывающий перечень оснований для демонтажа нестационарных торговых объектов, а также уполномачивают соответствующие префектуры принимать решения о демонтаже и перемещении нестационарных торговых объектов, размещенных исключительно с нарушением требований законодательства, отсутствие решения компетентного органа (Москомархитектура, арбитражный суд), которым бы устанавливались те или иные нарушения как действующего законодательства, так и отдельных условий договора в действиях ООО "ТФ "Зодиак" на момент принятия решения и фактического перемещения торговых объектов, Комиссия Управления признает принятое окружной комиссией решение о демонтаже (перемещении) нестационарных торговых объектов незаконным.
Довод Префектуры ЮВАО о деятельности, противоречащей действующему законодательству, а именно незаконной торговле табаком и табачными изделиями, со ссылками на акты, фотоматериалы, исковые заявления, поданные в суд как на обстоятельства и факты, подтверждающие фактическую реализацию табака и табачных изделий в нестационарных торговых объектах, размещенных в соответствии с указанными выше договорами Комиссия находит несостоятельными, а также не относящимися к предмету рассматриваемого заявления, поскольку сама по себе незаконная реализация табака и табачных изделий не может являться основанием для демонтажа торгового объекта согласно Постановлению N 614-ПП.
Ссылки Префектуры ЮВАО на поданные в арбитражный суд заявления о расторжении договоров не могут быть приняты Комиссией как подтверждение законности принятого Окружной комиссией решения, оформленного Протоколом, так как на момент принятия решения о демонтаже объектов ООО "ТФ Зодиак" решения суда о расторжении договоров отсутствовали, договоры являлись действующими.
Вопрос о том, какое лицо физически осуществило перемещение объекта правового значения иметь не может, поскольку исходя из приведенных выше положений Постановления N 614-ПП, Постановления N 234-ПП принятие соответствующих решений и осуществление данных действий возложено именно на префектуру соответствующего административного округа.
Таким образом, Комиссия Управления полагает доказанным факт нарушения Префектурой Юго-Восточного административного округа города Москвы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Помимо прочего, Комиссия считает целесообразным выдать Префектуре ЮВАО предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции решила:
Признать Префектуру Юго-Восточного административного округа города Москвы нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем принятия незаконного решения о демонтаже (перемещении) нестационарных торговых объектов, принадлежащих ООО "ТФ "Зодиак" и размещенных в соответствии с договорами ЮВАО/Печатники/13 от 06.03.2012, ЮВАО/Печатники/29 от 06.03.2012, ЮВАО/Печатники/4 от 14.09.2011, ЮВАО/Печатники/24 от 06.03.2012, ЮВАО/Люблино/29 от 05.09.2011, ЮВАО/Люблино/13 от 07.02.2012, ЮВАО/Люблино/2 от 06.03.2012, ЮВАО/Люблино/146 от 05.09.2011, ЮВАО/Текстильщики/40 от 19.09.2011, оформленного протоколом от 26.09.2014 N 10 окружной комиссии по пресечению самовольного строительства юго-восточного административного округа города Москвы, что привело к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы.
Выдать Префектуре Юго-Восточного административного округа города Москвы обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
[.]
|
Члены комиссии: |
[.]
|
Исполнитель: [.]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 декабря 2015 г. N 0К/51948
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016