Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 22 декабря 2015 г. N 328/2015
Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2015
Полный текст решения изготовлен 22.12.2015
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 328/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Цуканов-Лубяницкий Г.В. - специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Тарасова С.П. - главный специалист - эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи.
рассмотрев дело N 328/2015 по признакам нарушения ОАО "НЭСК - электросети" (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247 (далее - АО "НЭСК-электросети" в связи с перерегистрацией) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение <_> (далее - Заявитель) на бездействие АО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация), выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 01.11.2013 N 4-38-13-1438.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ, <_> расположенного по адресу: <_> (далее - Объект).
Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 165 кВт, в том числе существующая 15 кВт; I, II категория надежности, класс напряжения в точке присоединения 10 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (пункт 11).
Заявителем в связи с выполнением обязательств по оплате за технологическое присоединение (квитанции об оплате от 07.10.2013 - 315341,07 руб., от 10.07.2015 - 630 682,14 руб., 946023,21), а также в связи с выполнением технических условий в адрес Сетевой организации направлено уведомление, с приложением копий документов, подтверждающих выполнение мероприятий, возложенных на Заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ, по объекту энергопотребления (вх. АО "НЭСК-электросети" от 27.05.2015 N 4158).
На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, со стороны Сетевой организации, принятые на себя обязательства в соответствии с заключенным договором на технологическое присоединение, а также техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью Договора, не исполнены.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, регламентированы действия СО и Заявителя при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения, договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, присоединенная мощность которых составляет менее 670 кВт., срок не должен превышать 1 год.
В соответствии с п. 4.1 Договора на технологическое присоединение, срок выполнения мероприятий составляет один год.
Однако в установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче эл. энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Бездействие Сетевой организации по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках указанных договоров на технологическое присоединение, лишает Заявителя возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
АО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях АО "НЭСК-электросети" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 22.09.2015 N 469 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении АО "НЭСК-электросети" возбуждено дело N 328/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 328/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 05.10.2015 N 18755, назначена дата рассмотрения дела - 18.11.2015.
18.11.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО "НЭСК-электросети" - <_> по доверенности от <_> представитель <_>- <_>по доверенности от <_>
На заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела N 328/2015. Датой рассмотрения назначено 17.12.2015.
17.12.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; надлежаще уведомленное АО "НЭСК-электросети" отсутствовало, представитель <_>- Варава А.В. по доверенности от <_>
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 328/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
Между <_> (Заявитель) и АО "НЭСК-электросети" (Сетевая организация) заключен договор на технологическое присоединение к электрической сети от 01.11.2013 N 4-38-13-1438.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ, <_>а, расположенного по адресу: <_> (далее - Объект).
Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 165 кВт, в том числе существующая 15 кВт; I, II категория надежности, класс напряжения в точке присоединения 10 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (пункт 11).
Заявителем в связи с выполнением обязательств по оплате за технологическое присоединение (квитанции об оплате от 07.10.2013 - 315341,07 руб., от 10.07.2015 - 630 682,14 руб., 946023,21), а также в связи с выполнением технических условий в адрес Сетевой организации направлено уведомление, с приложением копий документов, подтверждающих выполнение мероприятий, возложенных на Заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ, по объекту энергопотребления (вх. АО "НЭСК-электросети" от 27.05.2015 N 4158).
Пункт 4.1 Договора предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год, т. е. до 01.11.2014.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 18 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки); ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения, договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, присоединенная мощность которых составляет менее 670 кВт., срок не должен превышать 1 год.
Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено").
Согласно п. 19 Правил технологического присоединения N 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения.
Однако в установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств <_>
Исходя из сведений, представленных АО "НЭСК-электросети", на запрос Управления, следует, что мероприятия, предусмотренные ТУ, не исполнены со стороны АО "НЭСК-электросети" в виду не исполнения подрядной организацией ООО "ИСК "Атлан" своих обязательств по договору от 09.12.2013 N 686НС-ДХ/ТП.
Указанные доводы Краснодарским УФАС России рассмотрены и отклонены в виду того, что создают неопределенность в сроке фактического технологического присоединения объекта Екименко В.В., что ставит сетевую организацию в более выгодное положение по сравнению с Заявителем.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (п. 16 Правил N 861).
Общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами N 861 сроки.
Таким образом, срок исполнения мероприятий по Договору на технологическое присоединение между АО "НЭСК-электросети" и <_>не может ставиться в зависимость от отношений АО "НЭСК-электросети" с третьими лицами (ООО "ИСК "Атлан").
В ходе рассмотрения дела N 328/2015, Комиссией установлено, что у АО "НЭСК-электросети" отсутствовали объективные обстоятельства, препятствовавшие своевременному исполнению принятых на себя обязательств по исполнению мероприятий, предусмотренных разделом 10 ТУ N 4-38-13-1438, в соответствии с условиями заключенного договора и Правилами технологического присоединения N 861 при соблюдении баланса интересов заказчика (<_>) и Сетевой организации (АО "НЭСК-электросети").
На основании вышеизложенного в действиях АО "НЭСК-электросети", ущемляющих интересы <_> установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 01.11.2013 N 4-38-13-1438 в срок, предусмотренный пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 4.1 Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать в действиях АО "НЭСК-электросети" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов <_> путем неисполнения Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору на технологическое присоединение к электрической сети от 01.11.2013 N 4-38-13-1438 в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 4.1 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сети.
Выдать АО "НЭСК-электросети" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий: в срок до 04.04.2016 АО "НЭСК-электросети" выполнить технические условия от 01.11.2013 N 4-38-13-1438 в части обязательств, возложенных на АО "НЭСК-электросети", включая осуществление фактического присоединения Объекта <_>
Передать материалы дела N 328/2015 по факту нарушения АО "НЭСК-электросети" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии: Г.В. Цуканов-Лубяницкий
С.П. Тарасова
Решение и предписание антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 декабря 2015 г. N 328/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016