Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 22 декабря 2015 г. N 329/2015
Резолютивная часть решения объявлена 16.12.2015
Полный текст решения изготовлен 22.12.2015
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 329/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи.
Члены комиссии:
Цуканов-Лубяницкий Г.В. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Тарасова С.П. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,
рассмотрев дело N 329/2015 по признакам нарушения ОАО "Кубаньэнерго" (350000, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2 А (далее - ПАО "Кубаньэнерго" в связи с перерегистрацией) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России поступили обращения <_> <_> (далее - Заявители) на бездействие ПАО "Кубаньэнерго" (далее - Сетевая организация), выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договорам на технологическое присоединение к электрической сети от 16.05.2014 N 11106-14-00173058-1, от 20.08.2014 N 11106-14-00179798-1.
В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.
Между ПАО "Кубаньэнерго" и <_>заключен договор на технологическое присоединение от 16.05.2014 N 11106-14-00173058-1.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя - <_> расположенного по адресу: <_> (далее - Объект).
Между ПАО "Кубаньэнерго" и <_>заключен договор на технологическое присоединение от 20.08.2014 N 11106-14-00179798-1.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя - <_> расположенного по адресу: <_> (далее - Объект).
Максимальная (разрешенная) нагрузка по каждому Объекту по ТУ составляет 15 кВт; III категория надежности, класс напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (раздел 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (раздел 11).
Заявителями произведена оплата за технологическое присоединение объектов, согласно условиям заключенных Договоров в размере 550 руб. (квитанции об оплате от 22.06.2014, 27.08.2014).
В связи с выполнением технических условий в адрес Сетевой организации Заявителями направлены уведомления о выполнении мероприятий, возложенных на Заказчиков в соответствии с пунктом 11 ТУ:
- заявление <_> вх. в ПАО "Кубаньэнерго" от 08.05.2015 N КЭС/113/01/362;
- заявление <_>вх. в ПАО "Кубаньэнерго" от 08.05.2015 N КЭС/113/01/3630.
19.05.2015 ПАО "Кубаньэнерго" проведен осмотр электроустановок Объекта <_>, о чем составлен соответствующий Акт допуска (замены, проверки) расчетных приборов учета б/н. В указанном Акте указано на невыполнение п. 10.1 ТУ, возложенного на Сетевую организацию.
Таким образом, в Акте от 19.05.2015 отсутствуют замечания к мероприятиям, выполненным Заявителем согласно ТУ.
Из обращений следует, что со стороны Сетевой организации, принятые на себя обязательства в соответствии с заключенными договорами на технологическое присоединение, а также техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью Договора, не исполнены.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, регламентированы действия сетевой организации и Заявителя при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению, в том числе действия сетевой организации по фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям (п. 18 Правил).
В соответствии с п.п. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Бездействие Сетевой организации по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора на технологическое присоединение, лишает Заявителя возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
ПАО "Кубаньэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ПАО "Кубаньэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях ПАО "Кубаньэнерго" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 22.09.2015 N 470 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ПАО "Кубаньэнерго" возбуждено дело N329/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 05.10.2015 N 18757/6 о назначении дела N 329/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, назначена дата рассмотрения дела - 19.11.2015.
19.11.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии, <_> без доверенности, надлежаще уведомленные ПАО "Кубаньэнерго", <_> <_> отсутствовали.
19.11.2015 на заседании в связи с удовлетворением ходатайства ПАО "Кубаньэнерго" об отложении рассмотрения дела, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела на 16.12.2015.
16.12.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии, представитель ПАО "Кубаньэнерго" - <_>по доверенности от <_> надлежаще уведомленные <_> <_> отсутствовали.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 329/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
Между ПАО "Кубаньэнерго" и <_>заключен договор на технологическое присоединение от 16.05.2014 N 11106-14-00173058-1.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя - <_> расположенного по адресу: г<_> (далее - Объект).
Между ПАО "Кубаньэнерго" и <_>заключен договор на технологическое присоединение от 20.08.2014 N 11106-14-00179798-1.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя - <_> расположенного по адресу: <_> (далее - Объект).
Пункт 5 Договоров предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, т.е. по Договору от 16.05.2014 N 11106-14-00173058-1 срок истек - 16.11.2014, по Договору от 20.08.2014 N 11106-14-00179798-1 срок истек - 20.02.2015.
Неотъемлемым приложением к Договору являются ТУ, которые включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (пункт 11).
Максимальная (разрешенная) нагрузка по каждому Объекту по ТУ составляет 15 кВт; III категория надежности, класс напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
Заявителями произведена оплата за технологическое присоединение объектов, согласно условиям заключенных Договоров в размере 550 руб. (квитанции об оплате от 22.06.2014, 27.08.2014).
В связи с выполнением технических условий в адрес Сетевой организации Заявителями направлены уведомления о выполнении мероприятий, возложенных на Заказчиков в соответствии с пунктом 11 ТУ:
- заявление <_> вх. в ПАО "Кубаньэнерго" от 08.05.2015 N КЭС/113/01/362;
- заявление <_>вх. в ПАО "Кубаньэнерго" от 08.05.2015 N КЭС/113/01/3630.
19.05.2015 ПАО "Кубаньэнерго" проведен осмотр электроустановок Объекта <_> о чем составлен соответствующий Акт допуска (замены, проверки) расчетных приборов учета б/н. В указанном Акте указано на невыполнение п. 10.1 ТУ, возложенного на Сетевую организацию.
Таким образом, в Акте от 19.05.2015 отсутствуют замечания к мероприятиям, выполненным Заявителем согласно ТУ.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 18 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки); ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В соответствии с п.п. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, срок выполнения мероприятий, для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, составляет шесть месяцев с момента подписания договора - для заявителей, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые будут использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка Заявителя составляет не более 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500 м. в сельской местности.
Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено").
Согласно п. 19 Правил технологического присоединения N 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения.
Однако в установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств <_> <_>
В ходе рассмотрения дела N 329/2015 со стороны ПАО "Кубаньэнерго" не представлены сведения, документы, подтверждающие наличие объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению принятых на себя обязательств, в соответствии с условиями заключенных договоров и Правилами технологического присоединения N 861, при соблюдении баланса интересов заказчиков (<_>,<_>) и Сетевой организации (ПАО "Кубаньэнерго").
На основании вышеизложенного в действиях ПАО "Кубаньэнерго", ущемляющих интересы <_> <_>, установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договорам на технологическое присоединение к электрическим сетям от 16.05.2014 N 11106-14-00173058-1, от 20.08.2014 N 11106-14-00179798-1 в срок, предусмотренный пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 Договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В ходе рассмотрения дела N 329/2015 со стороны ПАО "Кубаньэнерго" представлены материалы, подтверждающие исполнение обязательств со стороны Сетевой организации по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств <_> <_> а именно: акт о выполнении ТУ от 18.11.2015 N 11-45697026-в, подписанный с <_>, акт об осуществлении технологического присоединения N 244768, подписанный с <_> акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности между ПАО "Кубаньэнерго" и <_>от 18.11.2015 N 642; акт о выполнении ТУ от 18.11.2015 N 11-46054906-в, подписанный с <_>, акт об осуществлении технологического присоединения N 244798, подписанный с <_> акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности между ПАО "Кубаньэнерго" и <_>от 18.11.2015 N 643;
Кроме того, ПАО "Кубаньэнерго" представлено ходатайство <_> <_> от 18.11.2015, адресованное Управлению ФАС по Краснодарскому краю, о прекращении рассмотрения дела N 329/2015, в виду урегулирования спорной ситуации.
Данные обстоятельства рассмотрены Комиссией по делу N 329/2015 и действия Сетевой организации свидетельствуют о добровольном устранении нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, п. 1, 2 ч. 3 ст. 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать в действиях ПАО "Кубаньэнерго" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов <_> <_> путем неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договорам на технологическое присоединение к электрической сети от 16.05.2014 N 11106-14-00173058-1, от 20.08.2014 N 11106-14-00179798-1 в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сети.
Прекратить рассмотрение дела N 329/2015 ввиду добровольного устранения ПАО "Кубаньэнерго" нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Передать материалы дела N 329/2015 по факту нарушения ПАО "Кубаньэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Г.В. Цуканов-Лубяницкий
С.П. Тарасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 декабря 2015 г. N 329/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016