Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 25 ноября 2015 г. N 1-00-1959/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "КомплектСнаб" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ООО "Газпром комплектация" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку специализированной техники для нужд ООО "Газпром комплектация" (0001/15/4.2/0051296/ГПК/ЗП/ГОС/Э/24.09.2015) (реестровый N 31502790220) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром (далее - Положение о закупках).
24.09.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно извещению о проведении Закупки от 24.09.2015, дата окончания подачи заявок - 13.10.2015, дата рассмотрения заявок - 30.10.2015, дата подведения итогов Закупки - 30.10.2015.
В соответствии с протоколом заседания комиссии ПАО "Газпром" по подведению итогов открытого запроса предложений от 30.10.2015
N 1/0001/15/4.2/0051296/ГПЗ/ЗП/ГОС/Э/24.09.2015 Заявитель был не допущен к участию в Закупке на основании пункта 12 Методики.
Согласно доводам жалобы Заявителя нарушения со стороны Заказчика выразились в необоснованном отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя, Заказчик с доводом Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым Закупочной документацией установлено в том числе следующее основание для отклонения заявок участников: "непредоставление документов подтверждающих отгрузку товара на сумму более чем 50% от начальной (максимальной) цены. Если участник закупки является производителем продукции на сумму менее 50% от начальной (максимальной) цены, то необходимое количество документов, подтверждающих отгрузку товара, сокращается пропорционально доле производимой участником продукции. В случае если участник является производителем продукции на сумму более 50% от начальной (максимальной) цены - данное правило не применимо".
Заявитель не является производителем продукции и предоставил документы, подтверждающие отгрузку товара, на сумму 97,39% от начальной (максимальной) цены договора.
Вместе с тем, в Форме 5 "Сведения о субпоставщиках" участники Закупки должны указать всех субпоставщиков, привлекаемых к осуществлению поставки.
Заявитель, в составе вышеуказанной формы указал на отсутствие таких субпоставщиков.
Таким образом, у Закупочной комиссии отсутствовали основания полагать, что Заявитель соответствует требованиям, предъявленным Закупочной документацией.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 2.5.1. Закупочной документации участник должен подготовить заявку на участие в Закупке, которая состоит из:
письма о подаче заявки на участие в Закупке (пункт 3.1. Закупочной документации);
технико-коммерческого предложения (пункт 3.2. Закупочной документации);
альтернативных технико-коммерческих предложений (при наличии) (пункт 3.3. Закупочной документации);
документов, подтверждающих квалификацию (пункт 3.5. Закупочной документации) и правоспособность (пункт 3.6. Закупочной документации) участника Закупки;
документов для субпоставщиков, принадлежащего к субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 3.7. Закупочной документации).
Пунктом 3.5. Закупочной документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника квалификационным требованиям Закупочной документации, в частности пунктом 3.5.8. Закупочной документации установлено требование о предоставлении сведений о субпоставщиках по установленной в Закупочной документации форме - "Сведения о субпоставщиках товара" (форма 5). В данной форме должны быть указаны все субпоставщики, привлекаемые к осуществлению поставки.
Согласно пункту 3.5.17. Закупочной документации если участник является официальным дилером/дистрибьютором, то он в качестве подтверждения предоставляет в обязательном порядке копии дилерских/дистрибьюторских соглашений.
В соответствии с пунктом 3.5.18. Закупочной документации документами, подтверждающими полномочия участника на предложение и поставку предлагаемого им Товара (или части Товара), если он не является ее производителем или официальным дилером/дистрибьютором, могут быть следующими:
копии договоров с производителями или официальными дилерами/дистрибьюторами (с приложением документов, подтверждающих статус дилера/дистрибьютора);
письма предприятий-изготовителей Товара (или официальных дилеров/дистрибьюторов с приложением документов, подтверждающими статус дилера/дистрибьютора) в адрес Заказчика (Форма 8), предоставляющие участнику право на предложение этого Товара, с гарантиями отгрузки Товара в случае победы участника в Закупке;
документы, подтверждающие право пользования и владения Товара, находящегося на складе.
Вместе с тем, пунктом 12 Приложения N 3 к Закупочной документации (Методика анализа и оценки заявок на участников Закупки) установлено, что в составе заявки на участие в Закупке должно присутствовать документальное подтверждение гарантий поставки товара по предмету Закупки. Участникам Закупки необходимо в составе своих заявок на участие в Закупке предоставить документы, подтверждающие отгрузку товара.
Закупочная комиссия проверяет наличие дилерских или дистрибьюторских договоров, писем с гарантией отгрузки предприятия-изготовителя (или официальных дилеров/дистрибьюторов с подтверждением дилерства/дистрибьютерства) Товара в адрес Заказчика, наличие товара в фактическом владении, наличие статуса производителя.
В случае непредоставления документов, подтверждающих отгрузку товара на сумму более чем 50% от начальной (максимальной) цены, то заявка такого участника отклоняется от участия в Закупке. Если участник закупки является производителем продукции на сумму менее 50% от начальной (максимальной) цены, то необходимое количество документов, подтверждающих отгрузку товара сокращается пропорционально доле производимой участником продукции. В случае если участник является производителем продукции на сумму более 50% от начальной (максимальной) цены - данное правило не применимо.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком в составе Закупочной документации было установлено требование о предоставлении участниками в составе заявки на участие в Закупке документов, подтверждающих отгрузку Товара в адрес Заказчика.
Между тем, Комиссия отмечает, что требования к участникам, устанавливаемые в документации о закупке должны являться подтверждением соответствия участника каким-либо требованиям. Требование пункта 12 Приложения N 3 к Закупочной документации о необходимости включения в состав заявки документальное подтверждение гарантий поставки товара по предмету Закупки ставит участников Закупки в зависимость от лиц, изготавливающих и поставляющих соответствующий товар, накладывая на потенциальных участников обязанность по раскрытию перед изготовителем или дилером существенных условий предполагаемого договора.
Включение в состав документации о Закупке ранее названного требования накладывает на потенциальных участников Закупки дополнительные ничем не обоснованные ограничения. Кроме того, наличие в составе заявки документального подтверждения гарантий поставки товара по предмету Закупки не может гарантировать заказчику поставку товара по предполагаемому договору и не имеет под собой правовых последствий.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к участникам, к составу заявки, не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документальную подтвержденность.
В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании неправомерным и необоснованным установление требования пункта 12 Приложения N 3 к Закупочной документации и соответственно отклонение участников Закупки, в частности заявки Заявителя, ввиду предоставления подтверждения отгрузки товара на сумму менее чем 50% от начальной (максимальной) цены также является неправомерным.
Кроме того, в ходе заседания Комиссия изучила заявку Заявителя на участие в Закупке и установила, что Заявителем в Форме 5 "Сведения о субпоставщиках Товара" было указано "Субпоставщики не привлекаются".
Заказчик в ходе заседания Комиссии пояснил, что в случае, если участник Закупки в составе Формы 5 не указывает субпоставщиков, то такой участник должен являться производителем товара.
Однако такое положение не регламентировано Положением о закупках и Закупочной документацией.
Вместе с тем, в составе заявки Заявителя на участие в Закупке присутствовало пять документов по Форме 8 Закупочной документации, подтверждающих гарантию отгрузки Товара от пяти предприятий-изготовителей, более чем на 50%, а именно на 97,39% (согласно тексту жалобы Заявителя), от начальной (максимальной) цены договора.
Исходя из вышеизложенного, Заявителем в составе заявки на участие в Закупке были представлены требуемые пунктом 12 Приложения N 3 к Закупочной документации сведения.
Таким образом, Заказчик необоснованно отклонил заявку Заявителя от участия в Закупке в силу того, что Заявитель не является производителем продукции и в составе его заявки на участие в Закупке были представлены документы, подтверждающие гарантии отгрузки Товара для Заказчика на 97,39% от начальной (максимальной) цены договора.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии, Заказчиком был представлен договор от 17.11.2015 N 50-014/15-0705п, заключенный по итогам проведенной Закупки с победителем - ООО "Торговый дом "ЛидерАвто".
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 12 Приложения N 3 к Закупочной документации.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора по итогам Закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 ноября 2015 г. N 1-00-1959/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016