Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
(опубликовано 9 февраля 2009 г.)
Комиссия Калининградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Л.А. Григорьева - заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,
Члены комиссии:
Т.В. Черных - ведущий специалист - эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
Т.Л. Катковой - ведущий специалист - эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
В присутствии представителей единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд УВД по Калининградской области - Антоновой О.Б., Сухаревой А.В. по доверенности, ОАО "АльфаСтрахование" Порошина О.Н., Хлевчук М.В., по доверенности,
рассмотрев жалобу ОАО "Альфа Страхование" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - УВД по Калининградской области (далее - Заказчик) и уполномоченного органа единой комиссии УВД по Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на оказание услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет средств областного, городского и др. бюджетов, кроме федерального, подлежащих страхованию в 2009 году (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94- ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
I. В Калининградское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия уполномоченного органа и единой комиссии при размещении заказа (открытый конкурс) на право заключения государственных контрактов на оказание услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет областного, городского и др. бюджетов, кроме федерального, подлежащих страхованию в 2009 году, в части необоснованного определения значимости критериев и предъявления к участникам требований, не предусмотренных действующим законодательством, и на действия единой комиссии в части необоснованного определения победителя конкурса.
В обоснование своих требований Заявитель в жалобе указал следующие доводы.
02 декабря 2008 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru было размещено официальное извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на оказание услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет областного, городского и др. бюджетов, кроме федерального, подлежащих страхованию в 2009 году.
Заявка ОАО "АльфаСтрахование" в лице Калининградского филиала на участие в конкурсе была зарегистрирована 29.12.2008 г. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе проводилось непосредственно после окончания времени приема конвертов с заявками 10 часов 00 минут 31 декабря 2008 года на конкурс были зарегистрированы два участника размещения заказа: ОАО "АльфаСтрахование" и ОАО "Российская Государственная Страховая Компания". Интересы ОАО "АльфаСтрахование" осуществлял представитель Хлевчук М.В. Вскрытие конвертов проводилось в соответствии с установленными процедурами: велась аудиозапись и составлялся протокол. 19.01.2009 г.
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе, определенный в п.29.1 Информационной карты конкурса, осуществляется по суммарному баллу таких критериев как цена контракта, квалификация участника конкурса и объем гарантий качества. При этом соотношение критериев оценки определено следующее:
Цена контракта 5 %
Квалификация участника конкурса 20%
Объем гарантий качества 75%
В соответствии с информацией, указанной в утвержденной конкурсной документации, начальная (максимальная) цена контракта (лота) составляет 5 264 724 рубля 00 копеек (пять миллионов двести шестьдесят четыре тысячи семьсот двадцать четыре рубля 00 копеек).
В соответствии с информацией, опубликованной на Официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru, участниками размещения заказа были предложены следующие условия контрактов:
ОАО "Российская Государственная Страховая Компания" - 5 001487,80 рублей;
ОАО "АльфаСтрахование" - 4 135855,78 рублей;
Наряду с этим в соответствии с Протоколом N 081201/011713/65/3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе победителем конкурса было объявлено ОАО "Российская Государственная Страховая Компания" (протокол был опубликован на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru 28.01.2009).
В соответствии с п.4 ст.28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, единая комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта. Закон о размещении заказов предусматривает и иные дополнительные критерии, которые могут быть применены при оценке участников конкурса. При этом, в соответствии с п.6 ст.28 Закон о размещении заказов значимость дополнительных критериев, связанных с функциональными характеристиками (потребительскими свойствами) или качественными характеристиками товара, не могут в совокупности составлять более 20%.
Однако в нарушение указанных выше положений Закон о размещении заказов совокупность функциональных и качественных характеристик значительно превышает 20 %, что приводит к необъективной оценке предложенных участниками конкурса условий и не позволяет в нарушение п.8 и п.9 ст.28 Закон о размещении заказов определить лучшие из предложенных условий и, соответственно, победителя конкурса.
Кроме того, в соответствии с Информационной картой расшифровка квалификации участника конкурса и объема гарантий качества услуг включает в себя требования, прямо противоречащие п. 2.1 ст.22 Закона о размещении заказов.
Заявители жалобы - ОАО "АльфаСтрахование" просят признать незаконно внесенный пункт по качественным характеристикам, где значимость цены была занижена за счет значимости критериев качества, решение единой комиссии УВД по Калининградской области (протокол N 081201/011713/65/3), обязать УВД по Калининградской области внести изменения в конкурсную документацию для приведения ее в соответствие с действующим законодательством, и обязать единую комиссию пересмотреть итоги оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
II. Представители Единой комиссии не признали нарушений, указанных в жалобе и сообщили следующее.
При проведении открытого конкурса "Оказание услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, подлежащих страхованию в 2009 году, содержащихся за счет средств областного бюджета" значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе определялась в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции". Требований, не предусмотренных действующим законодательством, к участникам открытого конкурса не предъявлялось. Решение Единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд УВД по Калининградской области в части определения победителя конкурса было обосновано, единогласно и подкреплено расчетами, сделанными на основании "Методических рекомендаций по бальной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд" (письмо Минэкономики России от 02.06.2000 N АС-751/4-605).
III. В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
1. В соответствии с п 2.1 ст. 22 Закона о размещении заказа не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, работ, услуг), требования к участнику размещения заказа (в том числе к квалификации участника, включая наличие опыта работы).
В соответствии с пп. 2 "порядка оценки и сопоставления" п 29.1 информации по конкурсу Информационной карты конкурса необходимо предоставить государственные контракты личного страхования от несчастных случаев и болезней (кроме добровольного и обязательного медицинского страхования) с количеством застрахованных лиц более 2,5 тысяч человек по одному контракту, и долю премий по обязательному личному страхованию от несчастных случаев и болезней в общем объеме поступлений страховой премии за 9 месяцев 2007 года (на основании данных, представленных в форме N1-СК) для проведения оценки и сопоставления заявок.
Таким образом конкурсная документация не содержит требований к участнику размещения заказов, противоречащих требованиям п.2.1 ст.22 Закона о размещении заказа, поскольку не предоставление документов, запрошенных для оценки и сопоставления заявок, не является основанием к отклонению заявки участника на участие в конкурсе. В действиях государственного заказчика нарушений нет.
2. В соответствии с ч. 6 ст. 28 Закона о размещении заказа не допускается использование иных, за исключением предусмотренных ч. 4 ст. 28, критериев оценки заявок на участие в конкурсе. При этом значимость критериев, указанных в п. 1 и 1.1 ч. 4 ст. 28, а именно качество работ, услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг не может составлять более двадцати процентов.
Согласно п. 15 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказа конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно п. 6 ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказа критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть объем предоставления гарантий качества работ, услуг. Установленное ограничение не распространяется на объем предоставления гарантий качества работ, услуг.
Согласно пп. 2 "порядка оценки и сопоставления" п. 29.1 информации по конкурсу Информационной карты конкурса установленная значимость критерия оценки квалификации участника конкурса не превышает 20 %, что соответствует
п. 1.1 ч. 4 ст. 28 и ч. 6 ст. 28 Закона о размещении заказа.
Таким образом в действиях государственного заказчика отсутствует нарушение Закона о размещении заказа, поскольку ч. 6 ст. 28 Закона о размещении заказа не содержит процентного ограничения значимости критерия "объем предоставления качества работ, услуг".
В связи с изложенным доводы жалобы в данной части являются необоснованными.
3. В соответствии с п. 3.2 ст. 60 Закона о размещении заказов рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе.
В случае если предметом жалобы являются результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки, указанным в пп. 1 и 1.1 ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов, данный предмет относится к компетенции судебных органов.
В связи с чем комиссия прекращает рассматрение жалобы в части результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе.
4. Вместе с тем, пп. 2 "порядка оценки и сопоставления" п. 29.1 информации по конкурсу информационной карты конкурса установленное требование к участникам конкурса о представлении государственных контрактов личного страхования от несчастных случаев и болезней (кроме добровольного и обязательного медицинского страхования) с количеством застрахованных лиц более 2,5 тысяч человек по одному контракту; сведений о доле премий по обязательному личному страхованию от несчастных случаев и болезней в общем объеме поступлений страховой премии за 9 месяцев 2007 года (на основании данных, представленных в форме N1-СК), при том, что предметом конкурса является оказание услуг обязательного государственного страхования жизни, усматриваются признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что может приводить к ограничению конкуренции, для тех участников, которые работают на рынке страхования с октября 2007 года, либо не имеющих государственных контрактов личного страхования от несчастных случаев и болезней (кроме добровольного и обязательного медицинского страхования) с количеством застрахованных лиц более 2,5 тысяч человек по одному контракту.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, статьи 8 и на основании части 5 статьи 17, части 3.2 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "АльфаСтрахование" необоснованной в части установления значимости критериев, предъявленных к участникам требований, не предусмотренных действующим законодательством.
2. Прекратить рассмотрение жалобы в части оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе и в связи с этим необоснованного определения победителя конкурса.
3. Материалы настоящего дела передать в отдел контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России для принятия решения о наличии (отсутствии) признаков нарушения статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии,
заместитель руководителя -
начальник отдела контроля органов власти,
размещения заказов и рекламы
Калининградского УФАС России Л.А. Григорьева
Члены комиссии:
Ведущий специалист-эксперт
отдела контроля органов власти,
размещения заказов и рекламы
Калининградского УФАС России Т.В. Черных
Ведущий специалист-эксперт
отдела контроля органов власти,
размещения заказов и рекламы
Калининградского УФАС России Т.Л. Катков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (опубликовано 9 февраля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016