Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
(опубликовано 11 февраля 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <> рассмотрев дело N 1 от 27.01.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <> ненадлежащей рекламы табака и табачных изделий с отсутствием информации, указывающей на предупреждение о вреде курения, в присутствии: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуального предпринимателя <> установила:
1 сентября 2008 года специалистами-экспертами Новгородского УФАС России была проведена проверка рекламно-информационного оформления объектов транспортного обслуживания населения в местах их фактического нахождения. Проверка осуществлялась с применением фотоаппарата.
В результате проверки и анализа полученных фотоснимков установлено, что в Великом Новгороде в помещении автовокзала, расположенного по адресу: 173002, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1, непосредственно у двери центрального входа установлена рекламная конструкция (штендер) с размещенной на ней рекламой табака и табачных изделий следующего содержания: "Табачные изделия. Сигареты. Сигары. Табаки. Широкой ассортимент. Низкие цены".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В данном случае штендер является распространяемой наружу визуальной информацией, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования - табачной продукции, то есть рекламой табака и табачных изделий.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о рекламе реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В указанной рекламе предупреждение о вреде курения отсутствует.
Таким образом, на размещенном в помещении автовокзала штендере, содержащем рекламу табака и табачных изделий, имеются признаки нарушения части 3 статьи 23 Закона о рекламе, выразившегося в рекламе табака и табачных изделий без предупреждения о вреде курения.
Учитывая вышеизложенное, штендер, размещенный на центральном входе в автовокзал по адресу: 173002, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1, содержит в себе признаки ненадлежащей рекламы. Ненадлежащая реклама, то есть реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, не допускается (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Из информации (исх. N 345 от 14.11.2008), представленной арендатором здания автовокзала - ООО "Новгородская пассажирская автотранспортная компания" (место нахождения: 173000, Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7, корп. 1; далее - ООО "НПАТК"), следует, что указанный штендер был размещен индивидуальным предпринимателем <> который по договору субаренды имеет в здании автовокзала нежилое помещение для использования в качестве торговой точки, реализующей табак и табачные изделия. Штендер был размещен без согласования с ООО "НПАТК", договор аренды рекламных мест между ООО "НПАТК" и <> не заключался. Следовательно, в данном случае имеются все основания считать, что рекламодателем и рекламораспространителем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является индивидуальный предприниматель <>
На рассмотрении дела индивидуальный предприниматель <> пояснил следующее. Договоров на изготовление и распространение указанной рекламы не заключалось. Штендер с указанной рекламой убран с центрального входа в автовокзал. Доказательства добровольного устранения ненадлежащей рекламы табака и табачных изделий на момент рассмотрения дела <> представить не может.
Исследовав материалы дела и оценив доводы индивидуального предпринимателя <> Комиссия пришла к следующим выводам.
Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что, в размещенном в помещении автовокзала по адресу: 173002, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1, непосредственно у двери центрального входа штендере, содержащем рекламу табака и табачных изделий, рекламодателем и рекламораспространителем которой является индивидуальный предприниматель Солтанов А.С., имеется нарушение части 3 статьи 23 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в данной рекламе информации, указывающей на предупреждение о вреде курения.
Нарушение части 3 статьи 23 Закона о рекламе в данном случае является нарушением требований к содержанию рекламы табака и табачных изделий, которое определялось ее рекламодателем и рекламораспространителем - индивидуальным предпринимателем <> Следовательно, данное нарушение произошло по вине индивидуального предпринимателя <>
Доказательств добровольного устранения ненадлежащей рекламы табака и табачных изделий на момент рассмотрения дела индивидуальным предпринимателем <> не представлено.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 28.12.2007 N 453, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу табака и табачных изделий, распространенную индивидуальным предпринимателем <> в помещении автовокзала по адресу: 173002, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
2. Выдать индивидуальному предпринимателю <> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме --9 февраля 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (опубликовано 11 февраля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016