Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 22 июля 2015 г. N 06-10.2/52-2015/14.3
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области <_> рассмотрев протокол об административном правонарушении от 16 июля 2015 года и другие материалы дела, возбужденного в отношении директора ООО "Компаньон-Аутдор" <_>
в присутствии директора ООО "Компаньон-Аутдор" <_> установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 18.05.2015 был выявлен факт распространения на рекламной конструкции (щит 3х6) N 41Ц рекламного агентства "Компаньон", установленной в районе дома N 67 по улице Красный путь, рекламы: "ОСМ. Омск Сайдинг Монтаж. Кровельные работы. Фасадные работы. Заборы и ограждения. Монтаж в кредит. Гарантия! 48-91-88 8-913-154-2222. Бесплатный выезд на замер".
В рекламе указанного хозяйствующего субъекта помимо рекламы товаров и услуг (кровельные и фасадные работы), привлекается внимание к финансовой услуге - кредиту.
При этом в тексте рекламы отсутствует информация о лице, оказывающем данную услугу, что является нарушением требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Анализ положений Федерального закона "О рекламе" показывает системную связь положений части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" с положениями части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению (пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.
Как указано в письме ФАС России от 16.12.2011 N АК/47126 "Об актуальных вопросах применения Федерального закона "О рекламе" Арбитражными судами" в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.
Поскольку в распространенной рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых услуг в кредит, без указания о каком именно кредите идет речь - товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском, такая информация воспринимается потребителями рекламы как предложение в получении именно банковской услуги (банковского кредита). В данном случае в рекламе отсутствуют существенная информация (сведения), которая позволяла бы сделать вывод о том, что кредит предоставляется хозяйствующими субъектами в форме рассрочки платежа, а не банком.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 23 июня 2015 года по делу N 06-10.1/52-2015 реклама: "ОСМ. Омск Сайдинг Монтаж. Кровельные работы. Фасадные работы. Заборы и ограждения. Монтаж в кредит. Гарантия! 48-91-88 8-913-154-2222. Бесплатный выезд на замер", размещенная ООО "Компаньон-Аутдор" рекламной конструкции N 41Ц (ул. Красный путь, 67), была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
По определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ООО "Компаньон-Аутдор" является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, оно несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.
Директором ООО "Компаньон-Аутдор" является <_> (приказ о приеме на работу от 13.05.2013 N 01,трудовой договор от 13.05.2013 N КА-0000001).
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В своих пояснениях <_> от 14.07.2015 указала, что нарушение части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" она признает, обязуется более тщательно контролировать макеты рекламы на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.
Таким образом, директор ООО "Компаньон-Аутдор <_> имея возможность для соблюдения требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" и не приняв все зависящие от нее меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Местом совершения административного правонарушения является местонахождение рекламной конструкции N 41Ц рекламного агентства "Компаньон", (ул. Красный путь, 67).
Временем совершения административного правонарушения является дата фиксации факта нарушения, а именно - 18 мая 2015 года.
Протокол по делу об административном правонарушении N 06-10.2/52-2015/14.3 составлен 16.07.2015 уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России в присутствии <_>
При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело N 06-10.2/52-2015/14.3, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, должностным лицом Омского УФАС России, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
Признать директора ООО "Компаньон-Аутдор <_> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен <_> не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в бюджет по следующим реквизитам:
Банк получателя: Отделение по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации
ИНН 5503023028 КПП 550401001
Получатель: УФК по Омской области (Управление федеральной антимонопольной службы по Омской области)
БИК 045209001
Счет N 40101810100000010000
Код бюджетной классификации 16111626000016000140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе"
Код ОКТМО 52701000
Назначение платежа: Административный штраф в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Заместитель руководителя управления ______________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 июля 2015 г. N 06-10.2/52-2015/14.3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016