Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 5 февраля 2009 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Бутенко И.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности,
Члены Комиссии:
Куликов В.В. - заместитель начальника отдела контроля монополистической деятельности,
Белова М.Н. - специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
Фордулясов В.Н. - специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев дело N 02-10/13-09 по признакам нарушения ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт Сибирь" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении антимонопольного законодательства установила:
В Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление (вх. N 4637 от 01.11.2008 г.) от общественной организации "Общественное объединение потребителей Томской области" в отношении ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт Сибирь". Из содержания заявления следует, что стоимость электроэнергии, потребляемой в местах общего пользования (МОП) начисляется по установленным тарифам, но без учета понижающего коэффициента.
Приказом Региональной энергетической комиссии Томской области от 25.10.2006 г. N 41/263 были установлены тарифы на электрическую энергию на 2007 г. поставляемую ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт Сибирь" потребителям г. Томска и Томкого района:
- население - 127 коп./кВт.ч.
- население, проживающее сельских населенных пунктах, а также в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками - 89 коп./кВт.ч.;
В соответствии с Приказом органа регулирования тарифов - Региональной энергетической комиссии "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям Томской области" от 27 ноября 2007 г. N 69/508 с 1 января 2008 года до 31 декабря 2008 г. действовали следующие тарифы на электрическую энергию,
- население - 143 коп./кВт.ч.
- население, проживающее сельских населенных пунктах, а также в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками - 100 коп./кВт.ч.;
К группе "Население" согласно Приказа РЭК Томской области от 27.11.2007 г. N 69/508 относятся:
потребители - граждане;
исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и иные специализированные кооперативы либо управляющие организации) и т.п.
ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт Сибирь" выставлялись счета за электроэнергию на места общего пользования (МОП) без учета понижающего коэффициента 0,7, в нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 г. N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" предусмотренного как управляющим компаниям, так и гражданам г. Томска и Томской области. Согласно предъявленным общественной организацией "Общественное объединение потребителей Томской области" квитанциям на оплату электроэнергии за 2007-2008 г.г., энергоснабжающая организация - ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт Сибирь" применяло оба указанных тарифа при расчетах как с управляющим компаниям, так и с гражданами г. Тосмка и Томской области: стоимость электроэнергии, потребленной внутри квартир составляла за 1 кВт/ч в 2008 г. 100 коп. (2007 г. - 89 коп.), а за 1 кВт/ч энергии, затраченной на общедомовые технические нужды (освещение лестничных клеток, крыши, подвального помещения, уличное освещение и проч.) - 2008 г. - 143 коп. (2007 г. - 127 коп.) за 1 кВт/ч. Данный факт не оспаривается ответчиками по делу: ОАО "Томская энергосбытовая компания", ООО "Энергокомфорт Сибирь".
17.09.2008 г. заявителем было направлены письма в адрес ОАО "Томская энергосбытовая компания" (исх.N 0901) и ООО "Энергокомфорт Сибирь" (исх. N 0902) с предложением произвести перерасчет всем потребителям (населению, ТСЖ, ЖСК и другим лицам) в добровольном порядке, которые оплачивали счета за электроэнергию МОП за 2008 г. без учета поправочного коэффициента 0,7, письменного ответа не последовало, в устном был получен отказ.
На заседании Комиссии ответчики факт нарушения антимонопольного законодательства не признали и пояснили, что расчет стоимости электрической энергии для потребителей, на общедомовые технические нужды, производился в 2007 г., до августа 2008 г. без применения понижающего коэффициента 0,7 в соответствии с Приказом РЭК Томской области N 69/508 от 27.11.2007 г., в которых установлены тарифы.
Региональной энергетической комиссией Томской области были даны следующие разъяснения ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт Сибирь" по поводу применения понижающего коэффициента 0,7 за оплату электроэнергии - для электроэнергии, используемой на технические цели жилых домов (лифтовые установки, освещение лестничных площадок и т.д.) независимо от способа управления многоквартирном жилым домом, применение коэффициента 0,7 к тарифам на электроэнергию не предусмотрено. На заседании комиссии представителем РЭК Томской области по данному вопросу была озвучена позиция РЭК по применению коэффициента 0,7, заключающаяся в частности в том, что группа население не должна включать в себя подгруппу 2.1 (согласно указанного выше Приказа) "Население, проживающее в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками", указанные группы должны быть разными и тарифы соответственно.
Исходя из того, что при расчете стоимости потребляемой энергии подлежит применению тариф "Население", который указывает на применение данного тарифа для граждан потребителей. Граждане, проживающие в домах, оборудованных стационарными электроплитами, должны на основании приказа РЭК оплачивать электрическую энергию за 1 Квтч в размере 1,00 с применением понижающего коэффициента 0,7 согласно Постановления Правительства РФ N 1444. Законодательно закреплено 3 группы потребителей, для которых устанавливаются тарифы: базовые потребители, группа "Население", прочие потребители. Подгруппы 2,1, указанной в Приказе РЭК законодательством не предусмотрено. Указанная подгруппа также относится к группе "Население", в которой только к категории населения, проживающего в домах оборудованных стационарными плитами предусмотрен понижающий коэффициент. Хотелось бы отметить, буквальное толкование закона означает, что, в Постановлении указанно именно "в домах, оборудованных стационарными электроплитами", а не отдельно в каждой из квартир в этом доме. Соответственно указанный понижающий коэффициент 0,7 должен применяться ко всему дому, в том числе и к местам общего пользования.
Начиная с 01 августа 2008 г., в связи с тем, что появилась негативная для ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт Сибирь" судебная практика надзорной инстанции по данному вопросу, последними стал применяться поправочный коэффициент 0,7, применимый и к расчету за электроэнергию МОП.
Изучив обстоятельства дела, правовые позиции сторон, а также полученные в ходе производства по делу доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам.
Доводы ответчика об отсутствии вины последнего при расчетах с потребителями отклоняются Комиссией. Разъясняющие письма Региональной энергетической комиссии Томской области исх. N 01-40-1087 от 11.07.2006 г., исх. N 01-35-782 от 30.05.2007 г., исх. N 01-32-2306 от 27.12.2007 г.) не носят нормативный характер, а лишь отражают позиции указанных органов по данному вопросу, следовательно, не являются обязательными для применения и исполнения. В то время как, в своей деятельности в сфере купли-продажи (поставки) электроэнергии, которая подлежит государственному регулированию, ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт Сибирь" обязано руководствоваться нормами законодательства РФ и соответствующими подзаконными актами.
Так, согласно п. 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N109) население оплачивает фактически потребленные объемы электрической энергии (мощности) по установленным тарифам.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 г. N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" (в ред. постановления Правительства РФ от 30.05.2000 N 418) установлено, что в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, предусматривается оплата электроэнергии на коммунально-бытовые нужды в полном объеме потребления граждан по тарифу для населения с применением понижающего коэффициента 0,7.
В соответствии с п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 в случае, если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 27 приказа Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 г. N20-э/2 при оплате электроэнергии исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации) отнесены к тарифной группе потребителей "Население".
Таким образом, расчеты за потребленные коммунальные ресурсы (электроэнергию) с потребителями, проживающими в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, равно как с иными управляющими организациями, обслуживающими население и независимо от организационно-правовой формы, должны производиться энергоснабжающей организацией по тарифам, установленным для граждан (населения) и без его разделения на электропотребление внутри квартир и общедомовые технические нужды, так как последнее не предусмотрено действующим законодательством.
ОАО "Томская энергосбытовая компания" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 % по услуге купли-продажи (поставке) электрической энергии с долей более 50 %, т.е. ОАО "ТЭСК" на указанном рынке занимает доминирующее положение (приказ Томского УФАС России от 18.08.2005 г. N 101). ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" также включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 % по услуге купли-продажи (поставке) электрической энергии с долей более 50 %, т.е. ООО "Энергокомфорт Сибирь" на указанном рынке занимает доминирующее положение (приказ Томского УФАС России от 19.12.2006 г. N 232).
Таким образом, в силу п. 1 ст. 5 Федерального Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается - положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих, и (или) затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Из анализа приведенных положений действующих правовых актов следует, что действия ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт Сибирь" имеют своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, поскольку запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ст. 10 указанного закона).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт Сибирь" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт Сибирь" не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Возбудить в отношении ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт Сибирь" административное производство по факту установления признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии И.В. Бутенко
Члены Комиссии В.В. Куликов
М.Н. Белова
В.Н. Фордулясов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 5 февраля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016