Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 16 февраля 2009 г.
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>,
рассмотрев материалы дела N 04-01/61-08 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете "Переславская жизнь" от 19.11.2008 г. на странице 7 рекламы без пометки "реклама" или "на правах рекламы", а также рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, в присутствии представителя ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь". (на основании учредительных документов),
УСТАНОВИЛА:
ИП Хабибулина И.С., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явилась, представив требуемые документы и заявив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным огранном дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 508 от 17.08.2006 г., Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП Хабибулиной И.С.
В N48 (109) газеты "Переславская жизнь" от 19.11.2008 г. на странице 7 размещена информация следующего содержания: "Салон красоты "ИРИНА". Ботокс. Возможно это именно то, что вам нужно__ стоимость 1 ед. - 200 рублей. Запись на консультации и процедуры проводится в салоне красоты "Ирина" с 9.00 до 20.00 по телефонам: 3-18-55, 8-960-532-93-53".
Рассматриваемая рекламная информация не содержит пометки "реклама" или "на правах рекламы", кроме того, отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь" не усматривает своей вины, а по поводу вменяемого правонарушения пояснило следующее. Договором, заключаемым редакцией с рекламодателем предусмотрена обязанность последнего представлять макет с требуемыми техническими параметрами. В данном случае рекламодатель не выполнил свою обязанность. Данный рекламный модуль был предоставлен ИП Хабибулиной И.С. уже в готовом виде и в нем содержались необходимые пометки "Реклама. Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом", однако рекламодатель применил недопустимый шрифт, который при переводе в формат, установленный типографией был трансформирован и на фотовыводе пленок для печати не выявился, вследствие чего строка потерялась. Результат технической неполадки был выявлен лишь после выхода номера, так как из-за нехватки корректоров в редакции проверить соблюдение требований не представилось возможным.
ИП Хабибулина И.С. в письменных пояснениях сообщила, что макет рекламного блока был подготовлен штатным работником - администратором салона, поэтому договор на изготовление макета заключен не был, так как это входит в должностные обязанности. В представленном макете имелись необходимые пометки "Реклама. Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Указанная выше информация "Салон красоты "ИРИНА". БОТОКС. Возможно это именно то, что вам нужно_" обладает перечисленными признаками: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение интереса к одной из услуг, оказываемой салоном красоты "Ирина", а именно к ботоксу, следовательно, является рекламой.
Договор на оказание рекламно-информационных услуг от 14.11.2008 г. заключен между ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь" и ИП Хабибулиной И.С.
Согласно пункту 5, 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь", рекламодателем - ИП Хабибулина И.С.
Согласно статье 16 ФЗ "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или "на правах рекламы". Рассматриваемая реклама на странице 7 газеты размещена без сопровождения такой пометкой, хотя в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ газета "Переславская жизнь" не является рекламным изданием.
Согласно пункту 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 16 ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель, то есть ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь".
Комиссия не принимает доводы ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь" о том, что вина лежит на рекламодателе, так как требования статьи 16 ФЗ "О рекламе" направлены непосредственно к рекламораспространителю, а не к рекламодателю. Об этом свидетельствует и то, что ответственность за нарушение указанной статьи Закона возникает исключительно у рекламораспространителя (пункт 7 статьи 38 Закона).
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, при этом площадь такого предупреждения должна составлять не менее чем пять процентов рекламной площади.
Рассматриваемая рекламная информация на странице 7 газеты не содержит такого предупреждения.
Ботокс является косметическим препаратом, который вводится инъекционно под кожу для коррекции морщин, что относится к контурной пластике.
Согласно "Общероссийскому классификатору услуг населению", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (в частности, косметические услуги, пластическая хирургия) относятся к медицинским услугам.
В соответствии с пунктом 50 Постановления Росстата от 27.10.2006 г. N 61 "Об утверждении порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению" в медицинские услуги включается оплата населением проведения услуг контурной-инъекционной пластики, предоставляемых парикмахерскими и салонами красоты.
Согласно разделу 16 Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" 91500.09.0001-2001 (утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 10.04.2001 г. N 113) внутрикожная контурная пластика относится к оперативному лечению.
Следовательно, применение ботокса является медицинской услугой.
Таким образом, на странице 7 газеты "Переславская жизнь" от 19.11.2008 г. допущено нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", выразившееся в распространении рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также без сопровождения указанием о необходимости получения консультации специалистов.
Согласно пункту 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона несет рекламораспространитель и рекламодатель.
Комиссия не принимает доводы ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь" о том, что предупреждение о наличии противопоказаний медицинской услуге и необходимости проконсультироваться со специалистом отсутствует не по вине газеты в результате технической ошибки. Обязанностью редакции является предпечатная подготовка материалов, и технические ошибки - это, прежде всего, вина рекламораспространителя, который осуществляет такую подготовку. В данном же случае ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь" приняло макет, не проверив его на соответствие техническим требованиям.
Кроме того, сам макет содержал необходимую информацию о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться со специалистом. Однако ее площадь составляет 0,9% рекламной площади, вместо требуемых Законом 5 %, что нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Салон красоты "ИРИНА". Ботокс. Возможно это именно то, что вам нужно__ стоимость 1 ед. - 200 рублей. Запись на консультации и процедуры проводится в салоне красоты "Ирина" с 9.00 до 20.00 по телефонам: 3-18-55, 8-960-532-93-53", размещенную в N48 (109) газеты "Переславская жизнь" от 19.11.2008 г. на странице 7, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 и части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать ИП Хабибулиной И.С. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь", предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26 февраля 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ N 04-01/61-08
26 февраля 2009 г. г. Ярославль
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>,
на основании своего решения от 16 февраля 2009 года по делу N 04-01/61-08 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг, в которой отсутствует пометка "реклама" или "на правах рекламы", а также отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 и части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь", адрес: 152020, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Октябрьская, д. 22, в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение рекламы без сопровождения пометкой "реклама" или "на правах рекламы", а также рекламу медицинских услуг, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
2. ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь", адрес: 152020, Ярославская обл., г. Переславль, ул. Октябрьская, д. 22, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 марта 2009 года.
3. ИП Хабибулиной И.С., адрес: 152020, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Ростовская, д.4, в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: рекламу медицинских услуг, где отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
4. ИП Хабибулина И.С., адрес: 152020, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Ростовская, д.4, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 марта 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ярославское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16 февраля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016