Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
(опубликовано 17 марта 2009 г.)
Решение изготовлено в полном объеме "17" марта 2009 года.
Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Демина И.С., руководитель управления,
члены Комиссии:
Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
Фомин В.М., заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
Воронина Г.А., начальник отдела рекламы;
Кочетурова Ю.В., специалист 1 разряда отдела рекламы,
в присутствии представителей:
директора ООО "Медицинский центр "МАРГАРИТА" Школового С.В.;
директора ООО Издательский Дом "Тверское княжество" Железняковой И.В.,
рассмотрев материалы дела N 06-6-12-2009 по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту размещения в газете "Караван + Я" рекламы ООО "Медицинский центр "МАРГАРИТА",
УСТАНОВИЛА:
В газете "Караван + Я" от 1-14 января 2009 N 1 (669), издателем которой является ООО Издательский Дом "Тверское княжество" (далее - ИД "Тверское княжество"), размещена реклама ООО "Медицинский центр "МАРГАРИТА" (далее - МЦ "Маргарита") с признаками нарушения Закона о рекламе.
Текст рекламы:
"Алкоголизм. Запои. Табакокурение. Эффективное современное лечение: кодирование, имплантация, гипноз. Высококвалифицированные специалисты. Бесплатные консультации".
Статья 3 Закона о рекламе устанавливает, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В указанной рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых методов лечения, также отсутствует информация о необходимости получения консультации у специалистов.
В соответствии с пояснениями директора МЦ "Маргарита" указанные в рекламе методы лечения являются вербальными (словесными) и, как следствие, противопоказаний не имеют.
Однако согласно цитируемой директором МЦ "Маргарита" статье В.И. Бородина, Н.В. Мироновой и др. из ГНЦ социальной и судебной психиатрии использование гипноза при лечении может привести к трансформации содержания болезненных переживаний и обострению состояния у бредовых больных, больных с галлюцинациями, а также у лиц, предрасположенных к шизофрении.
Таким образом, нельзя однозначно говорить об отсутствии противопоказаний к применению названных методов лечения (кодирование, имплантация и гипноз).
Исходя из вышесказанного, реклама МЦ "Маргарита" нарушает часть 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Часть 7 статьи 5 Закона о рекламе устанавливает, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Указание в рекламе МЦ "Маргарита" слова "имплантация" создает впечатление, что речь идет о хирургическом вмешательстве.
В соответствии с Большим толковым медицинским словарем (автор Билич Г.Л.) имплантация - это введение какого-либо вещества (например, лекарственного) или предмета внутрь ткани человека либо хирургическое замещение больной ткани здоровой.
Согласно пояснениям директора МЦ "Маргарита" указанный в рекламе метод лечения (имплантация) подразумевает "вживление" психологического кода.
Таким образом, реклама МЦ "Маргарита" нарушает часть 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Директор ИД "Тверское княжество" согласилась с предъявляемыми Управлением претензиями и пояснила, что указанная реклама была приведена в соответствие с рекламным законодательством (газета "Караван + Я" от 04.03.2009 N 9 (677) представлена).
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе за нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе - рекламодатель.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать размещенную в газете "Караван + Я" от 1-14 января 2009 N 1 (669) ООО "Медицинский центр "МАРГАРИТА" ненадлежащей, поскольку она нарушает часть 7 статьи 24 и часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушения рекламного законодательства ООО "Медицинский центр "МАРГАРИТА" и ООО Издательский Дом "Тверское княжество" не выдавать в связи с устранением нарушения в добровольном порядке до рассмотрения настоящего дела по существу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
И.С. Демина
Члены Комиссии
Л.В. Посохова
В.М. Фомин
Г.А. Воронина
Ю.В. Кочетуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (опубликовано 17 марта 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016