Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ИП-08/19511 (опубликовано 17 декабря 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена: "3" декабря 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено: "16" декабря 2015 г.
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_>-[_];<_>-[_];<_>-[_]
рассмотрев дело N 08-336/2015 возбужденное по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя ООО "Т2 Мобайл" (125212, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 39А, ИНН 7743895280) - по доверенности (доверенность б/н от 21.06.2015), установила:
В ходе мониторинга средств массовой информации в Республике Татарстан на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации Управлением установлен факт распространения рекламы "Теле2" с текстом следующего содержания "1 коп. сек. на все номера Республики Татарстан", содержащей признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ (далее - Закон "О рекламе").
Объектом рекламы является тарифный план "Оранжевый" (далее - Тариф "Оранжевый"). Реклама распространяется в наружной рекламе, на телевидении и содержит текстовый слоган: "Мобильная связь недорого!".
Реклама также содержит описание тарифного плана. В частности, указано следующее: "1 коп./сек. на все номера Республики Татарстан".
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация "1 коп. сек. на все номера Республики Татарстан" TELE2_Честно дешевле_chestno.ru", распространяемая в Республике Татарстан, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: призвана формировать и поддерживать интерес к рекламируемому "товару".
В соответствии с рекламой Тарифа "Оранжевый" стоимость звонков на все номера Республики Татарстан составляет 1 коп./сек. При этом в рекламе не указано, что условия Тарифа "Оранжевый" действуют исключительно на территории Республики Татарстан.
При этом в случае нахождения абонента вне домашнего региона или нахождения абонента во внутрисетевом или национальном роуминге стоимость звонка существенно отличается от заявленной в рекламе.
Однако данная информация в рекламе Тарифа "Оранжевый" отсутствует. В связи с этим может возникнуть ситуация, когда потребитель, заинтересовавшись рекламой, приобретает сим-карту "Теле2" и подключается по Тарифу "Оранжевый", а затем выезжает за пределы домашнего региона, в частности из Республики Татарстан, и, находясь во внутрисетевом/национальном роуминге, решит совершить исходящий вызов на номер Республики Татарстан, представляя, что минута исходящего звонка будет стоить 0,60 рублей.
Вместе с тем, учитывая, что потребитель будет находиться в роуминге, стоимость исходящего звонка будет значительно выше заявленной в рекламе.
Согласно части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По смыслу комментируемой нормы требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы. И доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществлять способами и в форме, которые позволяют каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.
В рекламе "Теле2" отсутствует информация о том, что Тариф "Оранжевый" действует только внутри домашнего региона, и абоненты, подключенные по Тарифу "Оранжевый", в случае нахождения вне домашнего региона будут оплачивать услуги по тарифам, существенно превышающим значения, указанные в рекламе.
В данном случае данная информация является существенной, так как может повлиять на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением и необходима ему для осуществления выбора оператора связи и тарифного плана.
Следовательно, реклама не дает потребителям верного, соответствующего действительности представления об условиях пользования тарифом и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, а также нарушает их права на получение достоверной информации о рекламируемой услуге, влияет на оценку и решение потребителей относительно рекламируемых услуг.
Таким образом, рекламная информация, распространяемая ООО "Т2 Мобайл" на территории Республике Татарстан, содержит признаки нарушения законодательства Российской Федерации, так как в ней отсутствует существенная информация.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара
Из указанного положения Федерального закона "О рекламе" применительно к случаям недоступности существенной информации для восприятия потребителей в связи с формальным способом ее указания в рекламе следует, что фактически существенная информация в рекламе отсутствует, что искажает смыл рекламной информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе признается ненадлежащей.
Из положения частей 6 статьи 38 Федерального Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06. N 38-ФЗ "О рекламе" несет ответственность рекламодатель, т. е. ООО "Т2 Мобайл".
Руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Т2 Мобайл", распространяемую на территории Республики Татарстан с текстом следующего содержания1 коп. сек. на все номера Республики Татарстан", поскольку в ней нарушены требованияпункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Выдать ООО "Т2 Мобайл" (125212, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 39А, ИНН 7743895280) предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ИП-08/19511 (опубликовано 17 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016