Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
N 1/04 (опубликовано 31 марта 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.;
члены Комиссии:
- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.;
- начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Коровина В.В.;
- специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокова Е.М.,
рассмотрев дело N 1/04 по признакам нарушения ООО "Тамбовская региональная компания по реализации газа" (г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 11а) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Тамбовское УФАС России поступило заявление ЗАО "Уваровский сахарный завод" с жалобой на действия ООО "Тамбоврегионгаз" по навязыванию невыгодных условий договора поставки газа (вх. от 06.11.2008 N 6535).
Заявитель сообщает, что с ООО "Тамбоврегионгаз" заключен договор поставки газа N 50-5-5273 сроком на 2008-2012 годы. Данный договор завод был вынужден заключить на условиях поставщика, несмотря на возражения. Объем газа по регулируемым ценам, выделяемый другим предприятиям сахарной отрасли Тамбовской области, составляет от 45-55 %, в то время как для ЗАО "Уваровский сахарный завод" он составляет 17,67%. Навязывание невыгодных условий договора лишает возможности реализовать в полной мере производственный потенциал, что заведомо приводит к убыткам. Пункт 3.3 договора содержит условие о том, что в случае невыборки Покупателем в течение месяца поставки договорного объема газа стоимость объемов невыбранного газа, менее 70 % от соответствующего месячного договорного объема, рассчитанная по средневзвешенной цене, поставленного Покупателю, признается неустойкой, что противоречит пункту 14 Правил поставки газа в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162)..
По данному факту было возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела присутствовали:
- начальник юридического отдела ООО "Тамбоврегионгаз" <> (доверенность N 01-04/139 от 27.12.2008);
- начальник отдела режимов газоснабжения <> (без доверенности);
- юрисконсульт ООО "Тамбоврегионгаз" <> (доверенность от 27.12.2008 N 01-04/142);
- заместитель генерального директора ЗАО "Уваровский сахарный завод" <> (доверенность от 17.02.2009 N 8);
- начальник юридического отдела ЗАО "Уваровский сахарный завод" <> (доверенность от 17.02.2009 N 7).
На рассмотрении дела представители ЗАО "Уваровский сахарный завод" сообщили, что заключение договора поставки газа от 10.07.2007 N 50-5-5273 на 2008-2012 годы нарушает права и законные интересы Общества, а также антимонопольное законодательство. Являясь монополистом по реализации газа, ООО "Тамбоврегионгаз", не равнозначно относится к потребителям и ставит в невыгодное положение ЗАО "Уваровский сахарный завод". Так, лимит предоставления газа по регулируемой цене по долгосрочному договору поставки газа для Общества составляет 17-20% от заявленного объема газа, а у других потребителей 45-50%. Установленные договором штрафные санкции не соответствуют Правилам поставки газа в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162).
Представители ООО "Тамбоврегионгаз" сообщили, что в связи с принятием постановления Правительства РФ от 28.05.2007 N333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" изменились принципы формирования оптовой цены на газ. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N333 установлено, что регулируемая государством оптовая цена на газ будет применяться к объемам газа, зафиксированным в основном договоре поставки газа на 2007 год. ООО "Тамбоврегионгаз" при определении объема поставки газа ЗАО "Уваровский сахарный завод" по договору от 10.07.2007 N 50-5-5273 (по регулируемой цене) в 2008 году руководствовалось только объемами газа, выделенными Обществу в договоре поставки на 2007 год, без учета дополнительных соглашений. Каждому потребителю из категории "прочие", одновременно с направлением оферты было направлено письмо с указанием на применяемый порядок распределении газа, а также разъяснено, что при недостаточности объема газа, зафиксированного на 2007 год, поставка дополнительных объемов газа будет осуществляться на основании дополнительных соглашений к договору поставки газа. К дополнительным объемам газа будет применяться нерегулируемая (договорная) оптовая цена на газ, находящаяся в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен.
Также представители сообщили, что в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162) поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа. ООО "Тамбоврегионгаз" в договоре поставки газа предусмотрело в интересах потребителя возможность неравномерного потребления, установив минимальный суточный объем в размере 70% от соответствующей среднесуточной нормы поставки газа. Статья 329 ГК РФ устанавливает в качестве способа обеспечения исполнения обязательств неустойку. ООО "Тамбоврегионгаз" также покупает газ, и если газ будет куплен, но не выбран, то Общество получит убытки в виде неполученного дохода от реализации невыбранного газа. В договоре с ООО "Межрегионгаз" предусмотрена неустойка в размере 100% за невыбранный газ ООО "Тамбоврегионгаз".
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
ООО "Тамбоврегионгаз" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по товарной группе "газ горючий природный и искусственный, конденсат газовый, гелий, газ нефтепереработки и пиролиза, продукты газоперерабатывающих заводов" с долей более 65 % в географических границах Тамбовской области.
1. Согласно договору поставки газа N 50-5-0261 от 01.12.2006, заключенному между ЗАО "Уваровский сахарный завод" и ООО "Тамбоврегионгаз", был определен объем поставки газа по регулируемой цене на 2007 год в размере 6080 тыс.куб.м.
При заключении долгосрочного договора поставки газа N 50-5-5273 от 10.07.2007 сроком на 2008-2012 годы с ЗАО "Уваровский сахарный завод" ООО "Тамбоврегионгаз" установило ежегодный объем поставки газа по регулируемой цене в размере 6080 тыс.куб.м. При направлении проекта долгосрочного договора поставки газа на 2008-2010 годы в адрес ЗАО "Уваровский сахарный завод" (исх.от 17.07.2007 N 11/887) ООО "Тамбоврегионгаз" сообщало о том, что при недостаточности указанного объема газа поставка дополнительных объемов газа будет осуществляться на основании дополнительных соглашений к договору поставки газа. К дополнительным объемам газа будет применяться нерегулируемая (договорная) оптовая цена на газ, находящаяся в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", которым утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения).
В соответствии пунктом 15.3 Основных положений установлено, что Поставщики реализуют газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
Согласно пункту 15.1 Основных положений оптовые цены определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения), в том числе:
- конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) (подпункт "б").
Положением об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений (утв. Приказом Федеральной службы по тарифам) определено, что принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3, применяются к объемам поставки газа сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) с учетом предусмотренного договором календарного графика поставки газа.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что ООО "Тамбоврегионгаз" при заключении долгосрочного договора поставки газа на 2008-2010 годы с ЗАО "Уваровский сахарный завод" правомерно определило объем поставки газа по регулируемой цене в размере 6080 тыс.куб.м., который был зафиксирован в договоре поставки газа на 2007 год.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что между ЗАО "Уваровский сахарный завод" и ООО "Тамбоврегионгаз" на поставку газа в 2008 году были заключены следующие договоры:
- N 50-4-0338 от 25.09.2008 на поставку газа по цене, определяемой в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен (по постановлению Правительства РФ N 333);
- N 50-11-0414 от 20.05.2008 и N 50-11-2410 от 25.12.2008 на поставку газа по коммерческой цене (не регулируемой).
При заключении договора N 50-4-0338 от 25.09.2008 на поставку газа по цене, определяемой в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен (по постановлению Правительства РФ N 333), разногласия по количеству газа между ЗАО "Уваровский сахарный завод" и ООО "Тамбоврегионгаз" не возникали.
2. Пунктом 3.3 проекта договора на поставку газа по регулируемой цене было определено, что в случае невыборки Покупателем в течение месяца поставки договорного месячного объема газа (за исключением случаев недопоставки газа Поставщиком или наступления обстоятельств непреодолимой силы) стоимость объемов невыбранного газа, рассчитанная по средневзвешенной цене (п. 5.4) поставленного Покупателю газа признается неустойкой.
В результате согласования разногласий к Договору пункт 3.3 был заключен в следующей редакции "В случае невыборки Покупателем в течение месяца поставки договорного месячного объема газа (за исключением случаев недопоставки газа Поставщиком или наступления обстоятельств непреодолимой силы) стоимость объемов невыбранного газа, менее семидесяти процентов (70%) от соответствующего месячного договорного объема, в соответствии с п. 3.1 настоящего Договора, рассчитанная по средневзвешенной цене (п. 5.4) поставленного Покупателю газа признается неустойкой".
Правила поставки газа в РФ не предусматривают оплату неустойки за невыбранные потребителями суточные и месячные объемы газа.
Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, согласно статье 548 Гражданского кодекса РФ, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547).
В соответствии с частью 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 1 статьи 547 ГК установлено, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб. Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 13 Правил поставки газа в Российской Федерации поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа.
По данным ЗАО "Уваровский сахарный завод" (исх от 17.03.2009 N1554) в 2008 году Обществом не выбрано 793,67 тыс. куб.м. газа по договору N 50-5-5273 от 10.07.2007 (по регулируемой цене). Штрафные санкции за невыборку газа ООО "Тамбоврегионгаз" не применяло.
Доказательства, свидетельствующие о том, что установленная ООО "Тамбоврегионгаз" штрафная санкция за невыборку газа является невыгодной для ЗАО "Уваровский сахарный завод", при рассмотрении дела не установлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N1/04 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "Тамбоврегионгаз" при заключении договора поставки газа с ЗАО "Уваровский сахарный завод" на 2008 год.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области N 1/04 (опубликовано 31 марта 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016