Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 14 декабря 2015 г. N 1-00-2079/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие:
Чанышева И.Ф., ООО "Финтрэйд (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 11.12.2015 N ИШ/50234) (ООО "Финтрэйд представлены письменные пояснения),
рассмотрев жалобу Чанышева И.Ф. на действия организатора торгов - ООО "Финтрэйд" при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже имущества должника Кондратюка Д.В. (реестровый N 031115/8412901/07), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Чанышева И.Ф. (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - ООО "Финтрэйд" (далее - Организатор торгов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже имущества должника Кондратюка Д.В. (реестровый N 031115/8412901/07) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в следующем:
1. в неверном указании счета Организатора торгов для перечисления задатка;
2. в нарушении срока определения участников Аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке) имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание в соответствии с Законом об ипотеке, реализуется путем продажи с публичных торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом об ипотеке.
Порядок проведения публичных торгов по продаже имущества, заложенного по договору об ипотеке, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации, поскольку упомянутым законом не установлены иные правила.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона об ипотеке публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено федеральным законом.
Извещение о проведении Аукциона опубликовано на Официальном сайте о размещении информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - Официальный сайт) 24.08.2015. Дата окончания приема заявок - 01.09.2015, а также в печатном издании "Ежедневные новости. Подмосковье".
Основание проведения торгов: Поручение на реализацию арестованного имущества N 488 от 29.04.15.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Организатором торгов при проведении Аукциона допущен ряд нарушений действующего законодательство. В частности, по мнению Заявителя, Организатором торгов неправомерно 4 раза публиковалось извещение о проведение Аукциона. Также Заявитель ссылается на нарушение сроков объявления повторных торгов, а также срока приема заявок на участие Аукционе.
Организатор торгов с доводами Заявителя не согласился, представив письменное возражение на жалобу. В соответствии с письменными пояснениями Организатора торгов, поручением на реализацию арестованного имущества N 488 от 29.04.15 ООО "Профи-сейлс" поручено принять по акту приема-передачи у судебного-пристава исполнителя Серпуховского районного отдела судебных приставов УФССП по Московской области имущество и/или документы на него, принадлежащее должнику Воронежскому С.В., арестованного в ходе исполнительного производства от 02.07.2014 N 33752/14/39/50. Первое извещение об Аукционе в было опубликовано на Официальном сайте 20.05.2015 (номер извещения 200515/4173525/15). Однако 11.08.2015 в адрес ООО "Профи-сейлс" поступило письмо СПИ Серпуховского РОСП УФССП России по МО об устранении допущенного в публикации о торгах нарушения в виде размера задатка для участия в торгах с 50 % на 5%. В приложении к данному письму был передан договор ипотеки N 166/2007-ИК/ЗН (залоге недвижимости) от 15.08.2007 года, а так же постановление об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения от 11.08.2015.
В связи с допущенной технической ошибкой в информационных сообщениях о предстоящих торгах от 20.05.2015 года, в части установления размера задатка для участия в торгах, ООО "ПРОФИ-СЕЙЛС" было принято решение об отмене торгов, в частности протоколов, составленных в ходе организации проведения торгов.
На основании постановлений об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения от 11.08.2015, от 01.09.2015 года исполнительные действия были отложены по 14.09.2015 года.
24.09.2015 года ООО "Профи-сейлс" были проведены первые торги, признанные несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
13.10.2015 года ООО "Профи-сейлс" были проведены повторные торги, признанные несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно постановлению об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения от 11.08.2015 СПИ Серпуховского РОСП УФССП России по МО установлено: внести изменения в сообщение о торгах, в части размера задатка, ввиду того, что реализуемое имущество обмерено залогом, отложить исполнительные действия с 11.08.2015 по 21.08.2015.
В соответствии с частью 4 статьи 57 Закона об ипотеке лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов от начальной продажной цены заложенного имущества.
Лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит возврату, если публичные торги не состоялись.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия установила, что сообщение о проведении публичных торгов от 20.05.2015, опубликованное в официальных источниках, содержит требование о внесении задатка для участия в торгах в размере 50 % от начальной продажной цены, а также не содержит информацию об обременении, что в свою очередь не соответствуют требованию действующего законодательства, в частности части 4 статьи 57 Закона об ипотеке.
Принимая во внимание, факт несоответствия сообщения о проведении публичных торгов от 20.05.2015, требованиям Закона об ипотеке, Комиссия пришла к выводу о правомерности отмены торгов от 20.05.2015, в связи с тем, что данные действия Организатора торгов были направлены на устранение допущенных в первичном сообщении нарушений.
Статей 57 Закона об ипотеке регламентирован порядок проведения публичных торгов в ходе исполнительного производства.
Согласно части 3 статьи 57 Закона об ипотеке Организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.
Вышеназванной нормой установлен срок извещения о предстоящих публичных торгах, который должен составлять не менее 10 дней и не более 30 дней до их проведения. Между тем, статьей 57 Закона об ипотеке не регламентирован срок приема заявок на участие в публичных торгах.
Согласно извещению о проведении Аукциона от 24.08.2015 дата окончания приема заявок - 01.09.2015, дата проведения Аукциона - 08.09.2015, однако в соответствии с Постановлением судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий, проведение Аукциона было перенесено на 24.09.2015.
Из вышеуказанных сроков следует, что срок извещения о предстоящем Аукционе составил более десяти дней, что соответствует требованию статьи 57 Закона об ипотеке.
Протоколом от 24.09.2015 N б/н Аукцион был признан несостоявшимся, так как не было подано ни одной заявки.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Закона об ипотеке в течение 10 дней после объявления публичных торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имущества.
К такому соглашению применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации о договоре купли-продажи. Ипотека в этом случае прекращается.
Согласно части 3 статьи 58 закона об ипотеке если соглашение о приобретении имущества залогодержателем, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, не состоялось, не позднее чем через месяц после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная продажная цена заложенного имущества на повторных публичных торгах, если они вызваны причинами, указанными в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, снижается на 15 процентов. Публичные торги проводятся в порядке, предусмотренном статьей 57 настоящего Федерального закона.
Комиссией в рамках заседания было установлено, что соглашение о приобретении имущества залогодержателем не состоялось, в связи с чем 13.10.2015 Организатором торгов был проведен повторный Аукцион. Между тем, проведение повторного Аукциона по продаже имущества должника от 13.10.2015 не может быть признано в качестве нарушения, в силу части 3 статьи 58 закона об ипотеке, в соответствии с которым, повторные торги должны быть проведены не позднее чем через месяц после первых публичных, иных срок, регламентирующих сроки проведения повторных торгов Закон об ипотеке не содержит.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенное письмом Московского УФАС России от 12.11.2015 N ИШ/45462.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 декабря 2015 г. N 1-00-2079/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016