Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
(опубликовано 17 апреля 2009 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2009 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
О.А. Боброва - заместитель руководителя Калининградского УФАС России,
Члены комиссии:
К.А. Кучушев - заместитель начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
Т.Л. Каткова - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
Т.В. Черных - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
В присутствии представителей:
- ФБУ Исправительная колония N 13 УФСИН по Калининградской области - Черпакова С.М., заместителя начальника по тылу, председателя единой комиссии;
- ООО "Астель-2" юрисконсульта Шамановой З.Х. - по доверенности N 6 от 16 апреля 2009 года,
- ООО "Вертикаль" уполномоченный Фрезе Д.А. - по доверенности от 5 марта 2009 года,
рассмотрев жалобу ООО "Астель-2" (далее - заявитель-1), жалобу ООО "Вертикаль" (далее - заявитель-2) на действия единой комиссии ФБУ ИК N 13 УФСИН России по Калининградской области, утвержденной Приказом N 2 полковника внутренней службы, начальника ФБУ Исправительная колония N13 от 11 января 2009 года и на действия государственного заказчика - ФБУ ИК N 13 УФСИН России по Калининградской области (далее - заказчик), при проведении открытого аукциона (извещение N 090317/006833/8) на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту столовой ФБУ ИК N13 УФСИН России по Калининградской области, в части незаконного отказа в допуске к участию в открытом аукционе и в результате внеплановой проверки, проведенной на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007. N 379,
УСТАНОВИЛА:
I. В адрес Калининградского УФАС России 10.04.2009. поступили жалобы Заявителя-1 и жалоба Заявителя-2 на действия единой комиссии ФБУ Исправительная колония N 13, утвержденной Приказом N 2 от 11 января 2009 года, при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту столовой ФБУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, в части незаконного отказа в допуске к участию в открытом аукционе. Извещение о проведении открытого аукциона было опубликовано на официальном сайте по размещению государственных заказов в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru 17 марта 2009 года.
В обоснование своих требований Заявитель-1 в жалобе (по аукциону) привел следующие доводы:
17 марта 2009 года Государственным заказчиком - ФБУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области был объявлен открытый аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту столовой ФБУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области. ООО "Астель-2" в полном соответствии с требованиями аукционной документацией и в установленный срок подало заявку на участие в аукционе с полным комплектом требуемых документов.
08 апреля 2009 года на официальном сайте в сети Интернет был размещен протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, в соответствии с которым единой комиссией принято решение: отказать в допуске к участию в аукционе ООО "Астель-2". В соответствии с разъяснениями, указанными в протоколе, основанием для отказа явилось: "несоответствие заявки требованиям документации", а именно - отсутствие нотариально заверенной лицензия.
Заявитель-1 считает данный довод безосновательными по следующим причинам:
- в соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов, обязанность по нотариальному заверению документов установлена только в отношении выписки из единого государственного реестра юридических лиц или выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона о размещении заказов, требовать иное, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 35 вышеуказанного Закона документов и сведений, не допускается.
Заявитель-2 в жалобе указал, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе ООО "Вертикаль" отказано в допуске к участию в аукционе по причине "отсутствия подтверждения не приостановления деятельности участника". Заявитель-2 не согласен с доводами комиссии и сообщил следующее:
- в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона о размещении заказов, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35, установления факта приостановки деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, заказчик, уполномоченный орган или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в аукционе на любом этапе их проведения. Однако, данные, свидетельствующие о том, что предприятие является действующим, содержатся в предоставленной ООО "Вертикаль" выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.2009. Так же в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о размещении заказов заказчик, аукционная комиссия обязана отстранить участника размещения заказа от участия в аукционе только в случае установления факта приостановления деятельности такого участника.
Таким образом, решение аукционной комиссии об отклонении заявки ООО "Вертикаль" является необоснованным.
II. Представитель Заказчика не признал нарушений, указанных в жалобе и сообщил следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов одним из обязательных требований к участникам является их соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (например, наличие соответствующей лицензии, допуска к определенному виду работ).
В соответствии с п.п. 5 пункта 14 "Информационной карты аукциона", заявка должна быть подготовлена по формам, установленным в разделе V и содержать нотариально заверенную, либо заверенную соответствующим лицензирующим органом, ибо участником размещения заказа копию действующей доверенности. Комиссия приняла решение о том, что доверенность должна быть заверена нотариально.
По факту непреостановления деятельности всеми участниками, подавшими заявки, были предоставлены сведения в виде отдельного документа, за исключением заявки ООО "Вертикаль". В связи с этим обстоятельством, единая комиссия приняла решение отказать ООО "Вертикаль" в допуске к участию в аукционе.
III. В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
В соответствии с подпунктом 5 пункта 14 Раздела III Информационной карты аукциона, заявка на участие в аукционе должна содержать "нотариально заверенную, либо заверенную соответствующим лицензирующим органом, либо участником размещения заказа копию действующей лицензии".
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов обязанность по нотариальному заверению документов установлена только в отношении выписки из единого государственного реестра юридических лиц или выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Статья 12 Закона о размещении заказов содержит закрытый перечень документов, в случае непредставления которых участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в торгах. Требование о предоставлении нотариально заверенной лицензии в указанный перечень не входит. Так же, в вышеуказанной статье Закона о размещении заказов, отсутствует требование к участнику размещения заказа о предоставлении отдельного документа, подтверждающего неприостановление его деятельности.
Частью 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлены обязательные требования к участникам размещения заказа при проведении торгов, данный перечень также носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию.
Пункт 3 части 1 статьи 11 Закона устанавливает как одно из требований: "неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки. Однако, в соответствии с ч. 6 ст. 11 Закона о размещении заказов Заказчик, аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие требованиям пп. 2-4 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов. Обязанность по проверке соблюдения данного требования Закона возложена на заказчика.
Таким образом, единая комиссия, отклонив заявки ООО "Астель-2" и ООО "Вертикаль", допустила нарушение части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 13 Информационной карты аукциона привлечение участником размещения заказа к производству работ субподрядных организаций возможно лишь с письменного согласия заказчика. В случае привлечения субподрядчиков участник размещения заказа должен предоставить копии действующих лицензий субподрядчиков и заверенные копии действующих договоров субподряда.
Пункт 2 статьи 35 и статья 11 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень требований к заявке на участие в аукционе и к участникам размещения заказа путем проведения торгов. Данный перечень не содержит обязывающего требования к участнику размещения заказов по наличию лицензий субподрядчиков и возможности их привлечения только с письменного согласия заказчика.
Часть 3 статьи 35 Закона о размещении заказов запрещает требовать к представлению от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 35 Закона документов и сведений.
В соответствии с пунктом 8 части 4.5 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать: сведения о размере обеспечения заявки на участие в аукционе, срок и порядок внесения денежных средств, а так же реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае установления заказчиком требования обеспечения заявки на участие в аукционе. В пункте 15 Раздела III Информационной карты аукциона Заказчиком установлено требование обеспечения заявки, но не указаны реквизиты счета для перечисления денежных средств.
Результаты рассмотрения заявок на участие в аукционе подлежат оформлению в виде протокола, требования к указанному документу установлены частью 3 статьи 36 Закона о размещении заказов. В частности, Единой комиссии, надлежит обосновать решение об отказе в допуске участника к участию в аукционе путем указания положений Закона о размещении заказа, которым не соответствует участник и, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе. В протоколе N 090317/006833/8/1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе ФБУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, опубликованном 8 апреля 2009 года в сети Интернет, отсутствуют указания положений Закона о размещении заказа и положений аукционной документации которым не соответствуют ООО "Вертикаль" и ООО "Астель-2" и представленные ими заявки на участие в аукционе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, на основании части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Вертикаль" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Астель-2" обоснованной.
3. Признать государственного заказчика - ФБУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области нарушившим:
3.1. часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов в части включения в п. 13 Информационной карты аукциона требований к участникам аукциона:
- о привлечении субподрядчиков с письменного согласия Заказчика;
- предоставления в составе аукционной заявки копии действующей лицензии субподрядчиков;
3.2. пункта 8 части 4.5 статьи 34 Закона о размещении заказов в части не включения в п. 15 Информационной карты Аукциона реквизитов счета для перечисления участниками аукциона денежного обеспечения заявки на участие в аукционе;
3.3. п. 2.1. ст. 34 Закона о размещении заказов в части включения в п. 2 раздела 7 аукционной документации права Единой комиссии заказчика устанавливать требования к участникам размещения заказа о наличии производственных мощностей и технологического оборудования;
3.4. ч. 3 ст. 36 Закона о размещении заказов в части неопубликования протокола оценки и рассмотрения заявок N 12 на официальном сайте.
4. Признать Единую комиссию ФБУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области нарушившей:
4.1. часть 3 статьи 36 Закона о размещении заказов, в части не указания в протоколе оценки и рассмотрения заявок N 12 от 7 апреля 2009 года обоснования решения об отказе в допуске участникам размещения заказа с указанием положений Закона о размещении заказов, положений Аукционной документации.
4.2. часть 3 статьи 35 Закона о размещении заказов в части отклонения заявок ООО "Вертикаль", ООО "Астель-2", ООО "ОтделСтройСервис" по основаниям, не предусмотренным статьей 12 Закона о размещении заказов.
5. Выдать предписание:
5.1. Государственному заказчику ФБУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области об отмене результатов размещения заказа, прекращении размещения вышеуказанного заказа. В случае принятия Заказчиком решения о повторном размещении заказа размещение заказа произвести в соответствии с требованиями Закона о размещении заказа;
5.2. Единой комиссии государственного заказчика ФБУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области: об отмене протокола N 12 (090317/006833/8/1) рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 7 апреля 2009 года, об отмене протокола N 090317/006833/8/2 открытого аукциона от 10 апреля 2009 года.
6. Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Калининградского УФАС России для принятия решения о наличии (отсутствии) оснований для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии:
заместитель руководителя
Калининградского УФАС России О.А. Боброва
Члены комиссии:
заместитель начальника отдела,
размещения заказов и рекламы
Калининградского УФАС России К. А. Кучушев
Ведущий специалист-эксперт
отдела контроля органов власти,
размещения заказов и рекламы
Калининградского УФАС России Т.Л. Каткова
Ведущий специалист-эксперт
отдела контроля органов власти,
размещения заказов и рекламы
Калининградского УФАС России Т.В. Черных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (опубликовано 17 апреля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016