Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 05-02/238-15 (опубликовано 14 декабря 2015 г.)
Закупку осуществляет уполномоченный орган в лице Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе в сфере закупок, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Вышеуказанная норма содержит диспозитивные требования о необходимости указания в извещении об осуществлении закупки информации о сроках завершения работы либо графика оказания услуг, то есть не возлагает на заказчика обязанности по обязательному формированию графика оказания услуг.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0143300006915000580 на выполнение работ по содержанию пешеходной зоны улично - дорожной сети города Кургана заказчиком установлены сроки выполнения вышеуказанных работ с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года.
Таким образом, довод заявителя о наличии в действиях заказчика признаков нарушения п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок ввиду отсутствия в извещении об осуществлении закупки графика выполнения работ, является необоснованным.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что объектом закупки является выполнение работ по содержанию пешеходной зоны улично - дорожной сети города Кургана (в том числе содержание парков, скверов и других мест отдыха).
В извещении о проведении электронного аукциона имеется ссылка, что описание объекта закупки осуществлено в соответствии с Техническим заданием (приложение к Информационной карте аукциона).
Комиссия Курганского УФАС России установила, что виды, объемы и характеристики работ определены заказчиком в Техническом задании (Приложение N 1 к муниципальному контракту) и Ведомости объемов работ (Приложение N 2 к муниципальному контракту).
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе заказчиком определен товар, используемый при выполнении работ по содержанию пешеходной зоны улично - дорожной сети города Кургана (в том числе содержание парков, скверов и других мест отдыха), которым является смесь готовая щебеночно-песчаная. При этом заказчиком установлены требования к качественным характеристикам данного товара, которыми являются указания на ГОСТ 25607-2009, номер товара: С7, размер зерен 0-10 см.
Статьей 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, исходя из потребностей заказчика.
Доводы заявителя об отсутствии характеристик в отношении товара, необходимого при выполнении работ, являющихся предметом контракта и невозможности участников закупки составить заявку на участие в вышеуказанном электронном аукционе в соответствии с требованиями ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок не нашли своего подтверждения.
Следует отметить, что в пункте 5 Технического задания (Приложение N 1 к муниципальному контракту) заказчиком установлены общие требования к выполнению работ по содержанию пешеходной зоны улично - дорожной сети города Кургана (в том числе содержание парков, скверов и других мест отдыха) с указанием периода зимней уборки (с 15.10.2016 года по 14.04.2016 года), периода летней уборки (с. 15.04.2016 года по 14.10.2016 года). Кроме того, в вышеуказанном пункте имеются сведения о возможности корректировки сроков начала и окончания летней и зимней уборки в случае резкого изменения погодных условий.
На заседании Комиссии Курганского УФАС России представители заказчика пояснили, что формулировки периодичности выполнения работ с указанием "по необходимости", "по снегопадам", указанные в Техническом задании (Приложение N 1 к муниципальному контракту), установлены заказчиком относительно таких видов работ, выполнение которых зависит от погодных условий, определить которые заранее не представляется возможным.
В соответствии с п. 4.2. проекта муниципального контракта, приемка работ осуществляется Заказчиком по фактически выполненным работам, в соответствии с федеральными единичными расценками ГЭСН, ФЕР- 2001 (редакция 2014 г., с изменениями от 12.11.2014 N703/пр.), включенными в федеральный реестр сметных нормативов, на основании письма Минстроя России N 25760-ЮР/08 от 13.08.2015 г., МДС81-33.2004, МДС81-35.2004, МДС81-25.2001, типовыми нормами времени на работы по озеленению и содержанию автомобильных дорог, с учетом снижения стоимости работ, заявленной при проведении торгов.
Оплата по данному контракту осуществляется исходя из объема фактически выполненной работы, но в размере, не превышающем цены контракта, заявленной в ходе проведения торгов, что не может приводить к нарушению прав участников закупки, связанных с размером получения прибыли и осуществлением экономической деятельности.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Согласно п. 4.6. проекта муниципального контракта, окончательная оплата работ производится Заказчиком, исходя из фактического объема их выполнения, в пределах стоимости, указанной в п. 2.1. Контракта, за счет средств предусмотренных в бюджете города Кургана, в течение 3 (трех) рабочих дней с момента поступления денежных средств на указанные цели на расчетный счет Заказчика в срок до 31.12.2016 года.
Общий порядок определения сроков в гражданских правоотношениях определен в ст.190 Гражданского кодекс Российской Федерации, согласно которой, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Примененная в проекте контракта формулировка условия о сроке оплаты по контракту, предусматривающая оплату по мере поступления заказчику денежных средств из городского бюджета, сама по себе не может считаться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, ввиду ее неопределенности и постановки в зависимость от действий третьих лиц (в том числе главного распорядителя бюджетных средств), не являющихся сторонам осуществляемой закупки.
Вместе с тем, в совокупности с условием, предусматривающим осуществление оплаты в срок до 31.12.2016 года, условие муниципального контракта о сроке оплаты устанавливает максимальный срок оплаты выполненных работ, определенный истечением периода времени - 2016 годом (31.12.2016), что соответствует требованиям ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и не противоречит положениям ст.190 Гражданского кодекс Российской Федерации.
Таким образом, вывод заявителя об отсутствии в аукционной документации информации о сроках и порядке оплаты выполненных работ не нашел своего подтверждения в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) путем использования информации о ценах работ, полученных по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих выполнение идентичных работ, планируемых к закупке.
В силу ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В пункте 2.1. проекта муниципального контракта отсутствуют сведения о цене контракта, поскольку цена контракта определяется после проведения электронного аукциона.
В рассматриваемом случае локальные сметные расчеты N 1 и N 2 являются подтверждением начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссии Курганского УФАС России не представляется возможным квалифицировать действия заказчика, связанные с приложением к проекту муниципального контракта локальных сметных расчетов N 1 и N 2, как нарушающие требования Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок не установлен запрет на осуществление вышеуказанных действий.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкцию по ее заполнению.
Требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены в ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе в сфере закупок, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При рассмотрении аукционной документации, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе заказчикам установлены требования к содержанию и составу второй части заявки с указанием на необходимость предоставления документов и сведений, подтверждающих, что участник закупки не является офшорной компанией.
Кроме того, в пункте 25 раздела 1.4 "Информационная карта аукциона" аукционной документации указано на необходимость участника закупки во второй части заявки декларировать свое соответствие, в том числе требованию, установленному п. 10 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, у участника электронного аукциона отсутствует обязанность по декларированию своего соответствия п. 10 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, установив требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе, не предусмотренные ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик нарушил требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы по существу заявленных требований и проведения внеплановой проверки закупки Комиссией Курганского УФАС России в действиях уполномоченного органа в лице Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана не выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "КАЮР" обоснованной в части заявленных требований.
Признать в действиях заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в установлении требований к содержанию второй части заявки, не предусмотренных частью 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 05-02/238-15 (опубликовано 14 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016