Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 14 декабря 2015 г. N 1-00-2070/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу АО "СОГАЗ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "Мосводоканал" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд АО "Мосводоканал" (реестровый N 31502858472) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в необоснованном отклонения заявки Заявителя от участия в Конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "Мосводоканал" (далее - Положение о закупках).
15.10.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 15.10.2015 дата окончания подачи заявок - 06.11.2015, дата рассмотрения заявок - 12.11.2015, дата подведения итогов Конкурса - 12.11.2015.
Протоколом рассмотрения заявок на участие Конкурса от 25.11.2015
N 31502858472-2 регламентировано, что заявка Заявителя отклонена от участия в Конкурсе на основании пункта 5.2.5. раздела 1.2. Конкурсной документации в связи с несоответствием требованиям Конкурсной документации, а именно: указанная сумма обеспечения исполнения договора в пункте 9 Формы 2 "Заявка на участие в конкурсе" не соответствует требования пункта 22 раздела 1.3. Информационной карты Конкурсной документации.
В соответствии с доводом жалобы Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в необоснованном отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе на основании несоответствия суммы обеспечения исполнения договора требованиям, установленным пункта 22 раздела 1.3. Информационной карты Конкурсной документации в силу того, что Заявитель указал сумму, соответствующую вышеуказанному требованию.
В ходе заседания Комиссии, Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился и сообщил, что Заявитель указал сумму обеспечения исполнения договора не от начальной (максимальной) цены договора, а от цены, указанной в заявке Заявителя на участие в Конкурсе.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 16.2. Положения о закупках Заказчик вправе установить в документации о закупке требование об обеспечении исполнения договора, заключаемого по результатам проведения закупки, размер которого может быть в пределах до 30 процентов от начальной (максимальной) цены договора. Заказчик вправе не устанавливать в документации о закупке требование об обеспечении исполнения договора либо установить обеспечение исполнения отдельных этапов исполнения договора. Обеспечение исполнения договора может быть оформлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной кредитной организацией, или внесения денежных средств на указанный Заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения договора выбирается участником закупки самостоятельно.
Пунктом 16.4. Положения о закупках установлено, что при наличии в документации о закупке требования об обеспечении исполнения договора соответствующее обеспечение должно быть предоставлено участником закупки до заключения договора.
Согласно пункту 4 Информационной карты Конкурсной документации начальная (максимальная) цена договора составляет 14 000 000,00 (четырнадцать миллионов) рублей, НДС не облагается.
Пунктом 3.4.1. Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать документы, указанные в пункте 15 Информационной карты Конкурсной документации.
Согласно пункту 15 информационной карты Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна включать в себя в том числе заявку в соответствии с Формой 2 раздела 1.4. Конкурсной документации, подписанную уполномоченным лицом участника Конкурса.
В соответствии с пунктом 22 Информационной карты Конкурсной документации обеспечение исполнения договора предусмотрено в размере 10% от цены договора, НДС не облагается.
Обеспечение исполнения договора может быть оформлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной кредитной организацией (Форма 9 "Типовая форма банковской гарантии" раздела 1.4. "Образцы форм и документов для заполнения участника Конкурса"), или передачи организатору в залог денежных средств. Срок представления обеспечения исполнения договора - до момента заключения договора.
Формой 2 раздела 1.4. Конкурсной документации установлена форма "Заявка на участие в конкурсе" (далее - Форма 2). В соответствии с пунктом 9 Формы 2 участник Конкурса берет на себя обязательства по представлению обеспечения исполнения договора в виде безотзывной банковской гарантии, выданной кредитной организацией, или передачи организатору в залог денежных средств с указанием на сумму такого обеспечения, в соответствии с пунктом 22 Информационной карты Конкурсной документации.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком в пункте 22 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что обеспечение исполнения договора составляет 10% от цены договора.
В ходе заседания Комиссия изучила заявку Заявителя и установила, что Заявитель указал свое ценовое предложение в размере 11 783 680 (одиннадцать миллионов семьсот восемьдесят три тысячи шестьсот восемьдесят) рублей, 29 копеек. Вместе с тем в Форме 2 к заявке на участие в Конкурсе Заявитель указал сумму обеспечения исполнения договора в размере - 1 178 368 (один миллион сто семьдесят восемь тысяч триста шестьдесят восемь) рублей, 03 копейки, что составляет 10% от цены договора, которую указал Заявитель в своем ценовом предложении.
При этом, в ходе заседания Комиссии, Заказчик пояснил, что под пунктом 22 Информационной карты Конкурсной документации обеспечение исполнения договора в размере 10% от цены договора понимается как процентное соотношение от начальной (максимальной) цены договора.
Однако, в составе Конкурсной документации отсутствует указание о предоставлении обеспечения исполнения договора в процентном соотношении от начальной (максимальной) цены договора, а не от цены договора, указанной в заявке участника Конкурса.
В следствии чего, вышеуказанное разночтение привело к отклонению заявки Заявителя от участия в Конкурсе.
Кроме того, на основании Положения о закупках обеспечение исполнения договора предоставляется участником закупки на этапе подписания договора, после выбора такого участника победителем по итогам закупки.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупе товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 5.2.5. Конкурсной документации регламентировано, что участнику закупки будет отказано в признании его участником конкурса в том числе в случаях непредоставления обязательных документов, предусмотренных пунктом 15 Информационной карты Конкурсной документации документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено Конкурсной документацией либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки, о продукции, соответственно, на которую проводится закупка, несоответствия участника закупки требованиям к участникам Конкурса, установленным Конкурсной документацией, а также соисполнителей (субподрядчиков), если таковые указаны в заявке участника, требованиям к соисполнителям (субподрядчикам) установленным в Конкурсной документации.
На основании изложенного, Заказчик необоснованно отклонил заявку Заявителя от участия в Конкурсе.
Таким образом, Комиссия приняла решения о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии, Заказчик представил договор от 07.12.2015 N 095-15, заключенный между Заказчиком и победителем по итогам Конкурса - СПАО "РЕСО-Гарантия".
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 5.2.5. Конкурсной документации.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора по итогам Конкурса.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 декабря 2015 г. N 1-00-2070/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016